Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»
п. Отрадный Тахтамукайского района Республики Адыгея
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 от « ___» 08. 2022 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ Л. А. Блягоз от «___» 08. 2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СШ № 9» ______________ Н.В. Алейникова Пр .№ ____ от «___» 08. 2022 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА
Класс: 3
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хатхе М.А., первая, 26 лет
Учебный год: 2022-2023
Количество часов по плану: 136 часов (4 часа в неделю)
Планирование составлено на основе программы М.И. Моро и др. для 3 класса – М.: «Просвещение» 2020 г.
Учебник:
3 класс – «МАТЕМАТИКА» М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва, «Просвещение», 2020 г.
Рабочую программу составила
Хатхе М.А.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Математика» 3 класс
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 – 3 действия;
- находить периметр и площадь многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
- выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
- выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
- определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные
признаки;
- формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
- выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
- развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
- осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок;
- сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
- формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них.
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления трехзначного числа на однозначное.
Содержание тем учебного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Нумерация чисел.
Устные и письменный приемы сложения и вычитания.
Уравнения. Таблица умножения и деления с числом 3.
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Задачи с понятиями «масса» и «количество».
Порядок выполнения действий.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 ч)
Связь умножения и сложения. Связь между компонентами и результатами умножения.
Четные и нечетные числа.
Таблица умножения и деления с числом 3.
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Задачи с понятиями «масса» и «количество».
Порядок выполнения действий.
Таблица умножения и деления с числом 4.
Задачи на увеличение-уменьшение числа в несколько раз.
Таблица умножения и деления с числом 5.
Задачи на кратное сравнение.
Таблица умножения и деления с числом 6.
Таблица умножения и деления с числом 7.
Площадь. Площадь прямоугольника. Сравнение площадей фигур.
Квадратный сантиметр, дециметр, метр.
Таблица умножения и деления с числом 8.
Таблица умножения и деления с числом 9.
Умножение на 1, на 0. Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.
Доли.
Окружность. Круг. Диаметр круга.
Единицы времени.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч)
Умножение и деление круглых чисел.
Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Деление суммы на число.
Деление двузначного числа на однозначное.
Делимое. Делитель. Частное.
Проверка деления.
Проверка умножения.
Решение уравнений.
Деление с остатком. Решение задач на деление с остатком.
Проверка деления с остатком.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Тысяча. Образование и названия трехзначных чисел.
Запись трехзначных чисел.
Письменная нумерация в пределах 1000.
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.
Представление трехзначных чисел в виде сумм разрядных слагаемых.
Приемы устных вычислений.
Сравнение трехзначных чисел.
Единицы массы. Грамм.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Приемы устных вычислений.
Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200.
Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90.
Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140.
Приемы письменных вычислений.
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
Алгоритм вычитания трехзначных чисел.
Виды треугольников.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч)
Приемы устных вычислений.
Виды треугольников.
Числа от 1 до 1000. Приемы письменных вычислений (13 ч)
Приемы письменного умножения в пределах 1000.
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
Приемы письменного деления в пределах 1000.
Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.
Проверка деления.
Знакомство с калькулятором.
Тематический план
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов |
Всего | Теоретические | Проверочные работы |
Проверочная работа | Тест | Контрольная работа | Самостоятельная работа | Математический диктант |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 9 | 8 | | | 1 | | 1 |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. | 55 | 52 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 29 | 27 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 | 12 | | | 1 | 2 | 1 |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 12 | 11 | 1 | | 1 | | 2 |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 5 | 5 | | | | | 1 |
7 | Числа от 1 до 1000. Приемы письменных вычислений. | 13 | 12 | 1 | | 1 | 1 | |
Итого: | 136 | 127 | 5 | 4 | 9 | 5 | 10 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| По плану | Факт | | |
1 четверть – 32 часа Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 9 часов. |
1 | | | Повторение. Нумерация чисел. | 1 |
2 | | | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 |
3 | | | Выражения с переменной. | 1 |
4 | | | Решение уравнений. | 1 |
5 | | | Решение уравнений. Математический диктант. | 1 |
6 | | | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 |
7 | | | Странички для любознательных. | 1 |
8 | | | Входная контрольная работа. | 1 |
9 | | | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
Раздел 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 55 часов. |
10 | | | Связь умножения и сложения. | 1 |
11 | | | Связь между компонентами и результатом умножения. Четные и нечетные числа. | 1 |
12 | | | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 |
13 | | | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 |
14 | | | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 |
15 | | | Порядок выполнения действий. | 1 |
16 | | | Порядок выполнения действий. | 1 |
17 | | | Порядок выполнения действий. | 1 |
18 | | | Что узнали. Чему научились. | 1 |
19 | | | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1 |
20 | | | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 |
21 | | | Закрепление изученного. | 1 |
22 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Математический диктант. | 1 |
23 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 |
24 | | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
25 | | | Решение задач. | 1 |
26 | | | Таблица умножение и деления с числом 5. | 1 |
27 | | | Задачи на кратное сравнение. | 1 |
28 | | | Задачи на кратное сравнение. | 1 |
29 | | | Решение задач. Проверочная работа. | 1 |
30 | | | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 |
31 | | | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 |
32 | | | Решение задач. | 1 |
2 четверть – 28 часов |
33 | | | Решение задач. | 1 |
34 | | | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 |
35 | | | Страницы для любознательных. Математический диктант. | 1 |
36 | | | Что узнали. Чему научились. | 1 |
37 | | | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1 |
38 | | | Анализ контрольной работы. Что узнали. Чему научились. | 1 |
39 | | | Площадь. | 1 |
40 | | | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
41 | | | Квадратный сантиметр. | 1 |
42 | | | Площадь прямоугольника. | 1 |
43 | | | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 |
44 | | | Закрепление изученного. | 1 |
45 | | | Решение задач. | 1 |
46 | | | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 |
47 | | | Квадратный дециметр. | 1 |
48 | | | Таблица умножения. Закрепление. Тест по теме «Таблица умножения». | 1 |
49 | | | Закрепление изученного. | 1 |
50 | | | Квадратный метр. | 1 |
51 | | | Закрепление изученного. | 1 |
52 | | | Странички для любознательных. | 1 |
53 | | | Закрепление изученного. Математический диктант. | 1 |
54 | | | Что узнали. Чему научились. Тест. | 1 |
55 | | | Умножение на 1. | 1 |
56 | | | Умножение на 0. | 1 |
57 | | | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 |
58 | | | Закрепление изученного. | 1 |
59 | | | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 |
60 | | | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 |
3 четверть – 40 часов |
61 | | | Доли. | 1 |
62 | | | Окружность. Круг. | 1 |
63 | | | Диаметр круга. Решение задач. | 1 |
64 | | | Единицы времени. | 1 |
Раздел 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 29 часов. |
65 | | | Умножение и деление круглых чисел. | 1 |
66 | | | Деление вида 80 : 20. | 1 |
67 | | | Умножение суммы на число. | 1 |
68 | | | Умножение суммы на число. | 1 |
69 | | | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
70 | | | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
71 | | | Закрепление изученного. | 1 |
72 | | | Деление суммы на число. | 1 |
73 | | | Деление суммы на число. | 1 |
74 | | | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 |
75 | | | Делимое. Делитель. | 1 |
76 | | | Проверка деления. Тест по теме «Умножение и деление». | 1 |
77 | | | Случаи деления вида 87 : 29. | 1 |
78 | | | Проверка умножения. | 1 |
79 | | | Решение уравнений. | 1 |
80 | | | Решение уравнений. Проверочная работа. | 1 |
81 | | | Закрепление изученного. Математический диктант. | 1 |
82 | | | Закрепление изученного. | 1 |
83 | | | Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1 |
84 | | | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 |
85 | | | Деление с остатком. Математический диктант. | 1 |
86 | | | Деление с остатком. | 1 |
87 | | | Деление с остатком. Самостоятельная работа. | 1 |
88 | | | Решение задач на деление с остатком. | 1 |
89 | | | Случаи деления, когда делитель больше делимого. Проверочная работа. | 1 |
90 | | | Проверка деления с остатком. Тест по теме «Деление с остатком». | 1 |
91 | | | Что узнали. Чему научились. | 1 |
92 | | | Закрепление изученного. | 1 |
93 | | | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1 |
Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация – 13 часов. |
94 | | | Анализ контрольной работы. Тысяча. | 1 |
95 | | | Образование и названия трехзначных чисел. | 1 |
96 | | | Запись трехзначных чисел. | 1 |
97 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 |
98 | | | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 |
99 | | | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Математический диктант. | 1 |
100 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 |
4 четверть – 36 часов |
101 | | | Сравнение трехзначных чисел. Самостоятельная работа. | 1 |
102 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 |
103 | | | Единицы массы. Грамм. | 1 |
104 | | | Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 1 |
105 | | | Закрепление изученного. | 1 |
106 | | | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1 |
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 12 часов. |
107 | | | Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений. | 1 |
108 | | | Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200. | 1 |
109 | | | Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90. | 1 |
110 | | | Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140. Математический диктант. | 1 |
111 | | | Приемы письменных вычислений. | 1 |
112 | | | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1 |
113 | | | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1 |
114 | | | Виды треугольников. Проверочная работа. | 1 |
115 | | | Закрепление изученного. | 1 |
116 | | | Закрепление изученного. Математический диктант. | 1 |
117 | | | Что узнали. Чему научились. | 1 |
118 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 |
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 5 часов. |
119 | | | Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений. | 1 |
120 | | | Приемы устных вычислений. | 1 |
121 | | | Приемы устных вычислений. | 1 |
122 | | | Виды треугольников. Математический диктант. | 1 |
123 | | | Закрепление изученного. | 1 |
Раздел 7. Числа от 1 до 1000. Приемы письменных вычислений – 13 часов. |
124 | | | Приемы письменного умножения в пределах 1000. | 1 |
125 | | | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 |
126 | | | Закрепление изученного. | 1 |
127 | | | Итоговая административная контрольная работа. | 1 |
128 | | | Анализ контрольной работы. Приемы письменного деления в пределах 1000. | 1 |
129 | | | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | 1 |
130 | | | Проверка деления. | 1 |
131 | | | Закрепление изученного. Проверочная работа. | 1 |
132 | | | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 |
133 | | | Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 1 |
134 | | | Закрепление изученного. | 1 |
135 | | | Закрепление изученного. | 1 |
136 | | | Обобщающий урок. Игра «По океану математики». | 1 |