СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Количество часов по плану:
- 5 класс: всего- 170 ч; в неделю – 5 ч.; контрольные работы 10 ч.
- 6 класс: всего - 210 ч; в неделю - 6 ч; контрольные работы - 11 ч.
Количество часов по темам в 6 классе изменено в связи со сложностью материала, исходя из опыта преподавания и с учетом уровня обученности класса.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 и 6 классе отводится 5 часов в неделю. В 6 классе добавлен 1 час за счёт школьного компонента Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе ФГОС ООО приказ №1897 от 17.12.2010г с учетом требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов.
Нормативными документами для составления программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2017-2018 учебный год;
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева;
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5 и 6 классе отводится 5 часов в неделю. В 6 классе добавлен 1 час за счёт школьного компонента Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2015,
Математика. Дидактические материалы. 5 класс / Потапов М.К., Шевкин А.В. -14-е изд. — М., 2017. — 96 с.
Математика. 5 класс. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД/ Дюмина Т.Ю., Монохина А.А.
Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2013
Математика.6 класс: учебник. для общеобразовательных. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2010-2013.
Математика: Дидактические. материалы для 6 кл./ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. – М.: Просвещение, 2011.
Математика. 6 класс рабочая тетрадь по математике: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /М.К.Потапов, А.В.Шевкин.-M.: просвещение, 2011.
Количество часов по плану:
- 5 класс: всего- 170 ч; в неделю – 5 ч.; контрольные работы 10 ч.
- 6 класс: всего - 210 ч; в неделю - 6 ч; контрольные работы - 11 ч.
Количество часов по темам в 6 классе изменено в связи со сложностью материала, исходя из опыта преподавания и с учетом уровня обученности класса.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» в 5-6 классах
Личностными результатами изучения предмета «Математика», 5–6 класс являются следующие качества:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
5–6-й классы
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.
5-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:
названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счётная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
названия и последовательность первых трёх классов;
сколько разрядов содержится в каждом классе;
соотношение между разрядами;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
обыкновенных дробей и правил действия с ними;
как устроена позиционная десятичная система счисления;
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях;
выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
раскладывать натуральное число на простые множители;
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
решать простые и составные текстовые задачи;
сравнивать обыкновенные дроби;
выполнять операции над обыкновенными дробями;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
находить вероятности простейших случайных событий;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
6-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
десятичных дробях и правилах действий с ними;
отношениях и пропорциях; основном свойстве пропорции;
прямой и обратной пропорциональных зависимостях и их свойствах;
процентах;
целых и дробных отрицательных числах; рациональных числах;
правиле сравнения рациональных чисел;
правилах выполнения операций над рациональными числами; свойствах операций.
Сравнивать десятичные дроби;
выполнять операции над десятичными дробями;
преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;
округлять целые числа и десятичные дроби;
находить приближённые значения величин с недостатком и избытком;
выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения;
делить число в данном отношении;
находить неизвестный член пропорции;
находить данное количество процентов от числа и число по известному количеству процентов от него;
находить, сколько процентов одно число составляет от другого;
увеличивать и уменьшать число на данное количество процентов;
решать текстовые задачи на отношения, пропорции и проценты;
сравнивать два рациональных числа;
выполнять операции над рациональными числами, использовать свойства операций для упрощения вычислений;
решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения;
находить вероятности простейших случайных событий;
решать простейшие задачи на осевую и центральную симметрию;
решать простейшие задачи на разрезание и составление геометрических фигур;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
Разделы | Выпускник научится в 5-6 классах | Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах |
Элементы теории множеств и математической логики
| Оперировать на базовом уровне(распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия) понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность; задавать множества перечислением их элементов; находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • распознавать логически некорректные высказывания. | Оперировать (знать определение понятия, уметь пояснять его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач.) понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • распознавать логически некорректные высказывания; • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики. |
Уравнения и неравенства
| выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом. | Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
|
Числа
| Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число; использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений; использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач; выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами; сравнивать рациональные числа. | Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных; понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа; выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий; |
| В повседневной жизни и при изучении других предметов: • оценивать результаты вычислений при решении практических задач; • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях; • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. | использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости; выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью; упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей; находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;. оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов; • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений; • составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов. |
Статистика и теория вероятностей | Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. | Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных. В повседневной жизни и при изучении других предметов: извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений. |
Текстовые задачи
| Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трех взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи; осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки; решать задачи на нахождение части числа и числа по его части; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины; решать несложные логические задачи методом рассуждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку) | Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности; использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач; знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию); моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы; выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа; интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи; анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях; исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета; решать разнообразные задачи «на части», решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби; осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов В повседневной жизни и при изучении других предметов: • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества; • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат; • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
|
Наглядная геометрия Геометрические фигуры | Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур. | Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: •вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. |
Измерения и вычисления
| выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; вычислять площади прямоугольников. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников; • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни. | выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат; • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни; • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. |
История математики
| описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей. | Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
|
II. Содержание учебного предмета «Математика» в 5-6 классах
5-й класс
Математика (170 часов)
Натуральные числа и нуль
Натуральный ряд чисел и его свойства
Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач.
Запись и чтение натуральных чисел
Различие между цифрой и числом. Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел.
Округление натуральных чисел
Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел.
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0
Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулем, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел.
Действия с натуральными числами
Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия.
Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения, обоснование алгоритмов выполнения арифметических действий.
Степень с натуральным показателем
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий в выражениях, содержащих степень, вычисление значений выражений, содержащих степень.
Числовые выражения
Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий.
Деление с остатком
Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком.
Свойства и признаки делимости
Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Признаки делимости на 4, 6, 8, 11. Доказательство признаков делимости. Решение практических задач с применением признаков делимости.
Разложение числа на простые множители
Простые и составные числа, решето Эратосфена.
Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители. Количество делителей числа, алгоритм разложения числа на простые множители, основная теорема арифметики.
Алгебраические выражения
Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений.
Делители и кратные
Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя. Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей.
Арифметические действия со смешанными дробями.
Арифметические действия с дробными числами.
Способы рационализации вычислений и их применение при выполнении действий.
Диаграммы
Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм. Изображение диаграмм по числовым данным.
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки
Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач.
Задачи на части, доли
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на доли.
6-й класс
Математика (170 часов)
Десятичные дроби
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
Отношение двух чисел
Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач.
Среднее арифметическое чисел
Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического. Среднее арифметическое нескольких чисел.
Проценты
Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами.
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа
Изображение чисел на числовой (координатной) прямой. Сравнение чисел. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Действия с положительными и отрицательными числами. Множество целых чисел.
Понятие о рациональном числе.
Первичное представление о множестве рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Решение текстовых задач
Единицы измерений: длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость.
Задачи на проценты
Решение задач на проценты . Применение пропорций при решении задач.
Логические задачи
Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения текстовых задач: арифметический, перебор вариантов.
Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
История математики
Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счета и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.
Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.
Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.
Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ?
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС (170 часов)
Тема | Количество часов |
Повторение курса начальной школы | 3 |
Натуральные числа и нуль. | 46 |
Измерение величин | 30 |
Делимость натуральных чисел | 19 |
Обыкновенные дроби | 65 |
Повторение | 5 |
Контрольных работ | 10 |
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС (204 часа)
№ | Тема | Распределение часов, включая школьный компонент. |
1 | Отношения ,пропорции, проценты | 31 |
2 | Целые числа | 37 |
3 | Рациональные числа | 46 |
4 | Десятичные дроби | 38 |
5 | Обыкновенные и десятичные дроби | 24 |
7 | Повторение | 20 (7+13) |
8 | Дополнительные главы | 8 |
| Итого | 204 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС (170 часов)
№ | Параграф | Тема урока/тип урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения урока | Корректировка |
Повторение курса начальной школы (3 ч) | ||||||
1-2. |
| Комплексное обобщение и систематизация знаний, полученных в курсе математик в начальной школе. | 2
|
|
|
|
3. |
| Входная диагностическая работа.
| 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики начальной школы; по задачам повышенной сложности. |
|
|
Глава 1. Натуральные числа и нуль. (46ч) | ||||||
4. | 1.1 | Ряд натуральных чисел.
| 1 | Знать понятия: ряд натуральных чисел, наименьшее натуральное число Уметь преобразовывать числовые выражения, записывать последующие и предыдущие элементы натурального ряда. |
|
|
5-6. | 1.2 | Десятичная система записи натуральных чисел | 2 | Знать понятие многозначного числа. Уметь определять разряд числа, состав числа, записывать числа в виде разрядных слагаемых, решать логические задачи на запись натуральных чисел. |
|
|
| ||||||
7-8. | 1.3 | Сравнение натуральных чисел.
| 2 | Знать способы сравнения натуральных чисел (при помощи натурального ряда и по их десятичной записи). Уметь записывать сравнение с помощью математической символики (знаки сравнения: , =), обозначать натуральные числа, используя буквы латинского алфавита. |
|
|
| ||||||
9-11. | 1.4 | Сложение. Законы сложения
| 3 | Знать переместительный и сочетательный законы сложения. Уметь находить слагаемые, дающие круглую сумму, оканчивающуюся нулями |
|
|
Знать разные способы записи вычислений сумм, содержащих более двух слагаемых (по действиям и цепочкой). Уметь выполнять вычисления методом подбора. |
| |||||
Знать разные способы записи вычислений сумм, содержащих более двух слагаемых (по действиям и цепочкой). Уметь выполнять вычисления методом подбора. |
| |||||
12-14. | 1.5 | Вычитание.
| 3 | Знать правила нахождения неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Уметь решать уравнения в несколько действий | |
|
Знать взаимосвязь операций сложения и вычитания. Уметь решать задачи и уравнения «обратным ходом» |
| |||||
Знать взаимосвязь операций сложения и вычитания. Уметь решать задачи и уравнения «обратным ходом» |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50-51. | 2.1 | Прямая. Луч. Отрезок. | 2 | Знать понятие прямой, параллельных прямых, луча, отрезка, равных отрезков, буквенные обозначения данных фигур. Уметь решать геометрические задачи полным перебором всех возможных случаев взаимного расположения фигур. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знать понятие прямой, параллельных прямых, луча, отрезка, равных отрезков, буквенные обозначения данных фигур. Уметь правильно обозначать и читать названия геометрических фигур, правильно изображать и описывать взаимное расположение геометрических фигур, учитывая условия задачи. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52-53. | 2.2 | Измерение отрезков. | 2 . | Знать единицы измерения отрезков, понятие приближённой длины отрезка с недостатком, с избытком, с округлением. Уметь пользовать метрической таблицей для перевода единиц измерения. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знать единицы измерения отрезков, понятие приближённой длины отрезка с недостатком, с избытком, с округлением. Уметь решать задачи на понимание отношений между единицами длины, а также понимать стандартные ситуации, в которых используются слова «всего», «осталось». | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54-55. | 2.3 | Метрические единицы длины. | 2 | Знать производные от метра единицы длины отрезков. Уметь, используя соотношения между метрическими единицами длины, выполнять перевод величин одной в другую. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь, используя соотношения между метрическими единицами длины, выполнять перевод величин одной в другую; округлять приближенно длину отрезка с недостатком, с избытком, с определённой точностью. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56-57. | 2.4 | Представление натуральных чисел на координатном луче. | 2 | Знать понятия координатного луча, единичного отрезка. Уметь отмечать на координатном луче точки соответствующие натуральным числам, сравнивать числа с помощью координатного луча. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знать понятия координатного луча, единичного отрезка. Уметь отмечать на координатном луче точки соответствующие натуральным числам, сравнивать числа с помощью координатного луча. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | | Контрольная работа №3 «Единицы измерения» (Стандартизированная работа №1) | 1 | Уметь применять полученные знания при решении задач различного вида, самостоятельно контролируют своё время и управляют им. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59. | 2.5 | Окружность и круг. Сфера и шар. | 1 | Знать понятия окружности и её центра, радиуса, хорды, диаметра, дуги, шара, сферы и круга. Уметь решать задачи по готовому чертежу или по чертежу, который дополняется по ходу решения задачи. |
| |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80-81 | 3.1 | Свойства делимости.
| 2 | Знать свойства делимости натуральных чисел. Уметь записывать числа в виде произведения двух и более множителей, применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82-84 | 3.2 | Признаки делимости.
| 3 | Знать - признаки делимости на 10, на 5, на 2; - признаки делимости на 9 и на 3; - определения чётных и нечётных чисел. Уметь - распознавать числа, кратные 10, 9, 5, 3 и 2; - определять, является ли число чётным или нечётным; - выполнять устные вычисления и проверку правильности вычислений; - использовать признаки делимости натуральных чисел при решении задач. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85-86
| 3.3 | Простые и составные числа.
| 2 | Знать определение простого и составного числа. Уметь - распознавать простые и сложные числа; - раскладывать составные числа на множители.
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
87-89 | 3.4. | Делители натурального числа.
| 3 | Знать понятие делителя натурального числа, простого делителя, алгоритм разложения числа на простые множители Уметь - раскладывать составные числа на множители; - использовать таблицу простых чисел; - строить схемы и решать задачи, используя алгоритм разложения числа на простые множители.
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90-92 | 3.5. | Наибольший общий делитель.
| 3 | Знать - определение наибольшего общего делителя (НОД); - определение взаимно простых чисел; - алгоритм нахождения НОД. Уметь - находить НОД для двух и более натуральных чисел; - определять пары взаимно простых чисел; - доказывать, являются ли числа взаимно простыми; - выполнять устные вычисления; - решать задачи арифметическим способом. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93-95 | 3.6 | Наименьшее общее кратное.
| 3 | Знать - какое число называют наименьшим общим кратным (НОК) чисел; - алгоритм нахождения НОК чисел. Уметь - находить НОК для двух и более натуральных чисел; - решать задачи по схеме с использованием уравнения; - объяснять, как составлено уравнение по тексту задачи. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 |
| Контрольная работа №5 «Делимость чисел»
| 1 | Уметь - обобщать и систематизировать знания; - раскладывать числа на простые множители; - находить НОК и НОД натуральных чисел; - распознавать взаимно простые числа; - выполнять арифметические действия с десятичными дробями. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97-98 |
| Занимательные задачи.
| 2 | Уметь использовать признаки и свойства чётности и нечётности при решении разнообразных задач.
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
164 |
| Итоговая контрольная работа.
| 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 5-го класса; по задачам повышенной сложности. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
165-166
| Глава 1 | Натуральные числа. | 2 | Знать правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления. Натуральных чисел. Уметь формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, выполнять основные действия с натуральными числами. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
167 190 | Глава 2 | Измерение величин. | 1 | Знать формулы для вычисления площадей прямоугольника и квадрата. Уметь вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие; представлять натуральные числа на координатном луче. Знать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Уметь применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов; измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов; строить углы заданной величины с помощью транспортира; выражать одни единицы измерения углов через другие. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
168 | Глава 3 | Делимость натуральных чисел.
| 1 | Уметь формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уметь решать задачи, связанные с использованием чётности и с делимостью чисел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
169-170 196 | Глава 4 | Обыкновенные дроби. |
2 | Знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислении. Уметь выполнять вычисления со смешанными дробями. Знать алгоритм приведения дробей к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их. Уметь проводить несложные доказательные рассуждения с опорой на законы арифметических действий для дробей |
|
|
№ | Параграф | Тема урока/тип урока
| Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения урока | Корректировка |
ПОВТОРЕНИЕ. (7 ч) | ||||||
1 2 |
| Натуральные числа.
| 2 | Знать правила сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления. Натуральных чисел. Уметь формулировать законы арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения, выполнять основные действия с натуральными числами. | | |
3 |
| Измерение величин.
| 1 | Знать формулы для вычисления площадей прямоугольника и квадрата. Уметь вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; выражать одни единицы измерения длин отрезков через другие; представлять натуральные числа на координатном луче. Знать формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Уметь применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов; измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов; строить углы заданной величины с помощью транспортира; выражать одни единицы измерения углов через другие. | | |
4 |
| Делимость натуральных чисел.
| 1 | Уметь формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел. Уметь решать задачи, связанные с использованием чётности и с делимостью чисел | | |
5 6 |
| Обыкновенные дроби.
|
2 | Знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислении. Уметь выполнять вычисления со смешанными дробями. Знать алгоритм приведения дробей к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать их. Уметь проводить несложные доказательные рассуждения с опорой на законы арифметических действий для дробей | | |
7 |
| Входная диагностическая работа.
| 1 | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 5 класса. | | |
Глава 1. ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ, ПРОЦЕНТЫ( 31ч.) | ||||||
8 9 | | Отношения чисел и величин | 2 | Знать: - определение отношения двух чисел; - что показывает отношение двух чисел и отношение двух величин; Правильно употреблять правило перекрестного умножения дробей для доказательства их равенства, основное свойство дроби, правила сравнения дробей Уметь: Составлять и решать пропорции, решать основные задачи на пропорции и проценты - находить отношение чисел; - читать выражение с использованием термина «отношение» разными способами
| | |
10 11 | | Масштаб | 2 | Знать определение масштаба Уметь: - находить масштаб, расстояние на карте, на местности, используя определение масштаба; - определять, чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены или уменьшены в несколько раз; - выполнять устные вычисления | | |
12 13 14 15 | | Деление чисел в данном отношении | 4 | Знать: - определение отношения двух чисел; - что пока Уметь: - находить отношение чисел; - читать выражение с использованием термина «отношение» разными способами -решать текстовые задачи на деление числа в данном отношении зывает отношение двух чисел и отношение двух величин | | |
16 17 18 19 20 | | Пропорции | 5 | Знать: - определение пропорции; - название членов пропорции- основное свойство пропорции называть крайние и средние члены пропорции; Уметь: - находить неизвестный член пропорции; - решать уравнения, используя основное свойство пропорции; - из данной пропорции составлять новые пропорции; - доказывать, верно ли составлена пропорция; - выражать величины в указанных единицах; - выполнять устные вычисления; - находить отношение величин | | |
21 22 23 24 25 | | Прямая и обратная пропорциональность | 5 | Знать: - какие величины называются прямо пропорциональными какие величины называются обратно пропорциональными. - название членов пропорции- основное свойство пропорции Уметь: - объяснять практическую значимость понятий прямой и обратной пропорциональности величин; - решать задачи на пропорциональные величины с помощью пропорции | | |
26 | | Контрольная работа №1 по теме: «Пропорци» | 1 | Уметь: - находить неизвестный член пропорции; - находить отношение части величины к самой величине и отношения частей величины; - находить масштаб, расстояние на карте, на местности, используя определение масштаба; - решать задачи на пропорциональные величины с помощью пропорции | | |
27 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
28 29 30 | | Понятие о проценте | 3 | Знать: определение процента. Уметь: - записывать обыкновенные дроби в виде· процентов и наоборот; - находить несколько процентов от величины; - величину по ее проценту; - соотносить указанную часть площади различных фигур с процентами; | | |
31 32 33 34 | | Задачи на проценты | 4 | Знать: Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по её проценту. Решение текстовых задач на проценты с помощью пропорций. Проверка полученных результатов Уметь: -находить несколько процентов от величины; - величину по ее проценту; - решать задачи на проценты; - решать текстовые задачи на проценты с помощью пропорции; | | |
35 36 | | Круговые диограммы | 2 | Иметь представление о круговых диаграммах. Уметь: -строить круговые диаграммы, изображающие распределение отдельных составных частей какой-либо величины; - понимать круговые диаграммы | | |
37 | | Контрольная работа №2 по теме: «Проценты» | 1 | Знать: Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по её проценту. Уметь: Решение текстовых задач на проценты с помощью пропорций. Проверка полученных результатов | | |
38 | | Работа над ошибками». | 1 | | | |
Глава 2. ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА (37ч.) | ||||||
39 40 | | Отрицательные целые числа | 2 | Знать: - определение противоположных чисел, определение целых чисел, Уметь: - находить числа, противоположные данного- числа; | | |
41 42 | | Противоположные числа. Модуль числа. | 2 | Знать: Противоположные числа. Целые числа (положительные и отрицательные). Определение и обозначение модуля - как читают выражения, содержащие модули. Уметь находить число, противоположное данному, число, обратное данному находить модули чисел, закрепить определение модуля и нахождения модуля в ходе выполнения упражнений. | | |
43 44 | | Сравнение целых чисел. | 2 | Знать: - правила сравнения чисел; - какое число больше - положительное или отрицательное; - какое из двух отрицательных чисел считается большим, меньшими. Уметь: сравнивать числа и записывать результат в виде неравенств | | |
45 46 47 48 49 50 | | Сложение целых чисел. | 6 | Знать: - что значит прибавить к числу а число b; - правило сложения отрицательных чисел; - правило сложения чисел с разными знаками; - чему равна сумма противоположных чисел. Уметь: - складывать отрицательные числа; - складывать числа с разными знаками -выполнять устные вычисления; -решать текстовые задачи арифметическим способом -решать уравнения и задачи | | |
51 52 | | Законы сложения целых чисел | 2 | Знать: - свойства сложения | | |
53 54 55 56 57 | | Разность целых чисел | 5 | Знать: - правило вычитания чисел; Уметь: - вычитать числа; - решать уравнения с применением правил сложения и вычитания чисел | | |
58 | | Контрольная работа №3 по теме: «Сравнение, сложение и вычитание целых чисел» | 1 | Знать: - правила сравнения чисел; - какое число больше - положительное или отрицательное; - какое из двух отрицательных чисел считается большим, меньшими. - что значит прибавить к числу а число b; - правило сложения отрицательных чисел; - правило сложения чисел с разными знаками; - чему равна сумма противоположных чисел. - правило вычитания чисел; Уметь: - складывать отрицательные числа; - складывать числа с разными знаками -выполнять устные вычисления; -решать текстовые задачи арифметическим способом -решать уравнения и задачи - вычитать числа; - решать уравнения с применением правил сложения и вычитания чисел сравнивать числа и записывать результат в виде неравенств | | |
60 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
61 62 63 | | Произведение целых чисел. | 3 | Знать: - правило умножения двух чисел с разными знаками; - правило умножения двух отрицательных чисел; - как читается произведение, в которое входят отрицательные числа. Уметь: - находить значения произведения; - записывать в виде произведения сумму | | |
64 65 66 | | Частное целых чисел. | 3 | Знать: - правило деления отрицательного числа на отрицательное; - правило деления чисел с разными знаками; - что на нуль делить нельзя; - как читать частное, в которое входят отрицательные числа, и равенство, содержащее отрицательные числа. Уметь: - выполнять деление чисел; - проверять, правильно ли выполнено деление; - находить неизвестный член пропорции; - решать уравнения | | |
67 68 | | Распределительный закон. | 2 | Знать: - распределительный закон умножения. Уметь: -использовать правило при вычислениях. | | |
69 70 | | Раскрытие скобок и заключение в скобки. | 2 | Знать: - правила раскрытия скобок, перед которыми стоят знаки «плюс» (+) или «минус» (-); - как можно найти значение выражения, противоположное сумме нескольких чисел; - как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «минус» (-). Уметь: - применять правило раскрытия скобок при упрощении выражений, нахождении значений выражений и решении уравнений; - выполнять необходимые измерения и вычислять площадь фигуры; - вычислять площадь фигуры по данным, указанным на чертеже; - выполнять устные вычисления | | |
71 72 | | Действия с суммами нескольких слагаемых. | 2 | Знать: - определение подобных слагаемых, что подобные слагаемые могут - отличаться друг от друга только коэффициентами; - правила раскрытия скобок Уметь: - распознавать подобные слагаемые - применять правило раскрытия скобок при упрощении выражения, которое предполагает приведение подобных слагаемых; - выполнять устные вычисления; - решать уравнения и текстовые - задачи арифметическим способом | | |
73 74 | | Представление целых чисел на координатной оси. | 2 | Знать: -понятие координатной прямой, Уметь: -иллюстрировать с помощью координатной прямой сложение отрицательных чисел - иллюстрировать с. помощью координатной прямой вычитание положительных и отрицательных чисел; - находить длину отрезка на координатной прямой. | | |
75 | | Контрольная работа №4 по теме «Целые числа» | 1 | Уметь: - раскрывать скобки; - находить коэффициент буквенного произведения; - приводить подобные слагаемые при упрощении выражений, нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и текстовых задач | | |
76 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
Глава 3. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (46ч.) | ||||||
77 78 | | Отрицательные дроби. | 2 | Знать: какая дробь называется отрицательной, модули дроби. | | |
79 80 81 | | Рациональные числа. | 3 | Знать: определение рационального числа или дроби, основное свойство дроби. Уметь: Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа | | |
82 83 84 | | Сравнение рациональных чисел. | 3 | Знать правила сравнения рациональных чисел и уметь их применять при решении заданий | | |
85 86 87 88 89 90 | | Сложение и вычитание дробей. | 6 | Знать: правила сложения и вычитания рациональных чисел и закрепить знание этого правила в ходе выполнения упражнений. Уметь: Выполнять арифметические действия с рациональными числами, | | |
91 92 93 94 95 | | Умножение и деление дробей. | 5 | Знать правило как умножить и разделить дробь на целое число, какие числа называются взаимообратными, как разделить одну дробь на другую. Уметь применять изученные правила | | |
96 97 | | Законы сложения и умножения. | 2 | Знать законы сложения и умножения рациональных чисел и уметь их применять. Уметь применять изученные правила. | | |
98 | | Контрольная работа №5 по теме «Действия с рациональными числами» | 1 | Знать правило как умножить и разделить дробь на целое число, какие числа называются взаимообратными, как разделить одну дробь на другую. Уметь применять изученные правила. | | |
99 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
100 101 102 103 104 | | Смешанные дроби произвольного знака. | 5 | Знать: правила сложения смешанных дробей рациональных чисел и уметь их применять. Уметь: вычислять примеры со смешанными дробями произвольных знаков. | | |
105 106 107 | | Изображение рациональных чисел на координатной оси. | 3 | Знать: - правило нахождения длины отрезка на координатной прямой Уметь: -изображать рациональные числа на координатной прямой; -иллюстрировать с помощью координатной прямой сложение отрицательных чисел - иллюстрировать с. помощью координатной прямой вычитание положительных и отрицательных чисел; - находить длину отрезка на координатной прямой. | | |
108 109 | | Буквенные выражения. | 2 | Знать:правила применения буквеных выражений Иметь представление о буквенных выражениях Уметь: Применять выражения при записи формул | | |
110 111 112 | | Подобные слагаемые. | 3 | Знать:- какие слагаемые являються подобными; - как находить коэффициент буквенного произведения; - как приводить подобные слагаемые при упрощении выражений, нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и текстовых задач. Уметь: - раскрывать скобки; - находить коэффициент буквенного произведения; - приводить подобные слагаемые при упрощении выражений, нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и текстовых задач | | |
113 114 115 116 | | Уравнения.
| 4 | Знать: - определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения; - правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; - правило умножения (деления) обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю. Уметь: - применять на практике общие приемы решения линейных уравнений с одной переменной; - применять изученные определения и правила при решении текстовых задач; - решать задачи с помощью уравнений | | |
117 118 119 120 | | Решение задач с помощью уравнений. | 4 | | | |
121 | | Контрольная работа №6 по теме «Уравнения» | 1 | Уметь: - находить коэффициент буквенного произведения; - приводить подобные слагаемые при упрощении выражений, нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и текстовых задач | | |
122 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
Глава 4. ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ (38ч.) | ||||||
123 124 | | Понятие положительной десятичной дроби. | 2 | Иметь представление о десятичных дробях. Уметь: - записывать дроби, знаменатель которых единица с несколькими нулями, в виде десятичных; - записывать десятичные дроби в виде обыкновенных и дробные числа в виде десятичных дробей | | |
125 126 | | Сравнение положительных десятичных дробей. | 2 | Знать: правила сравнения положительных десятичных дробей. Уметь: - сравнивать дроби - сравнивать десятичные дроби по разрядам; | | |
127 128 129 130 | | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 4 | Знать: правила сложения и вычитания десятичных дробей. Уметь: - складывать и вычитать десятичные дроби; | | |
131 132 | | Перенос запятой в полож. десятичной дроби. | 2 | Знать: правило умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т. д. Уметь: умножать и делить десятичную дробь на 10,100, 1000ит.д.; - проверять правильность полученного ответа | | |
133 134 135 136 | | Умножение положительных десятичных дробей. | 4 | Знать: правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь. Уметь: - умножать десятичную дробь на десятичную дробь; - проверять правильность полученного ответа | | |
137 138 139 140 141 | | Деление положительных десятичных дробей. | 5 | Знать правило деления десятичных дробей на десятичную дробь Уметь: - делить десятичную дробь на десятичную дробь; - проверять правильность полученного ответа | | |
142 | | Контрольная работа №7 по теме «Действия с десятичными дробями» | 1 | Уметь применять правила действий с десятичными дробями | | |
143 | | Работа над ошибками | 1 | | | |
144 145 146 147 | | Десятичные дроби и проценты. | 4 | Знать: решение несложных задач двух основных типов на нахождение процентов данного числа и числа по его процентам. Уметь решать эти типы задач, используя умножение и деление на десятичную дробь. | | |
148 149 150 151 | | Десятичные дроби любого знака. | 4 | | | |
152 153 | | Приближение десятичных дробей. | 2 | Знать: приближение с недостатком, с избытком, понятие значащей цифры. Уметь: округлять десятичные дроби | | |
154 155 | | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел. | 2 | Знать: правила округления, вычисления приближенно суммы (разности) и произведения (частного) двух чисел. Уметь: приближенно это вычислять, применяя изученные правила. | | |
156 | | Вычисления с помощью калькулятора. | 1 | | | |
157 158 | | Процентные расчеты с помощью калькулятора. | 2 | Знать алгоритм работы на калькуляторе. Уметь вычислять с помощью калькулятора | | |
159 | | Контрольная работа №8 по теме «Дроби и проценты» | 1 | Знать правила округления, вычисления приближенно суммы (разности) и произведения (частного) двух чисел. Уметь приближенно это вычислять, применяя изученные правила. | | |
160 | | Работа над ошибками | 1 | | | |
Глава 5.ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ (24ч.) | ||||||
161 162 163 | | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. | 3 | Знать какие дроби называют конечными, правило разложения дроби в конечную десятичную дробь. Уметь разлагать дробь в конечную десятичную дробь. | | |
164 165 | | Периодические десятичные дроби. | 2 | Знать: какие дроби не разлагаются в конечную десятичную дробь, какие называют бесконечными периодическими десятичными дробями. Уметь: раскладывать обыкновенную дробь в периодическую. | | |
166 167 | | Непериодические десятичные дроби. | 2 | Знать: какие дроби являются непериодическими дробями. Уметь: раскладывать обыкновенную дробь в периодическую | | |
168 169 170 | | Длина отрезка. | 3 | Знать: - правило нахождения длины отрезка на координатной прямой. Уметь: - находить длину отрезка на координатной прямой; | | |
171 172 173 | | Длина окружности. Площадь круга. | 3 | Иметь представление о длине окружности и площади круга. Уметь: - что длина окружности прямо пропорциональна длине ее диаметра; - формулы: для нахождения длины окружности по длине ее диаметра и длине ее радиуса, нахождения площади круга; - чему равно число Пи. | | |
174 175 176 | | Координатная ось. | 3 | Знать: - определения: координатной прямой. Уметь: - определять координату точек на прямой; | | |
177 178 179 | | Декартова система координат на плоскости. | 3 | Знать: - определения системы координат, начала координат, координатной плоскости; Уметь: - строить координатную ось; | | |
180 181 182 | | Столбчатые диаграммы и графики. | 3 | Иметь представление о круговых и столбчатых диаграммах. - какую прямую называют графиком движения. Уметь строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач - анализировать изменение одной величины в зависимости от другой; | | |
183 | | Контрольная работа № 9 по теме «Десятичные и обыкновенные дроби». | 1 | Уметь строить столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач | | |
184 | | Работа над ошибками. | 1 | | | |
ПОВТОРЕНИЕ (13ч.) | ||||||
185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 | | Повторение за 5-6 классы. | 12 | Уметь: - распознавать указанные числа; - применять изученные свойства при нахождении значений выражений, упрощении выражений, решении уравнений, решении текстовых задач; - находить дробь от числа, число по значению его дроби- находить отношения величин; - несколько процентов от числа; - число по нескольким его процентам; - неизвестный член пропорции; - по условию задачи составлять верную пропорцию | | |
197 | | Итоговая контрольная работа | 1 | Уметь: - находить значение выражений, определив порядок действий; неизвестный член пропорции; дробь от числа; несколько процентов от числа; число по его дроби или нескольким процентам; - решать уравнения, используя правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую | | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (8ч) |
Вводная диагностическая контрольная работа
5 класс
Ф.И__________________________________
Вариант 1
Часть I
А1. Представьте число 687 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 687 = 6 1 + 8 10 + 7 100; 3) 687 = 60 1 + 80 1 + 70 1;
2) 687 = 6 100 + 8 10 + 7 1; 4) 687 = 60 10 + 87 10.
А2. Представьте число 3072 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 3072 = 3 1000 + 7 10 + 2 1; 3) 3072 = 30 10 + 7 10 + 2 1;
2) 3072 = 3 100 + 7 10 + 2 1; 4) 3072 = 3 1000 + 72 10.
А3. Сравните числа 582 и 528:
1) первое больше; 2) второе больше; 3) они равны.
А4. Расположите числа 721; 37; 825; 4782 в порядке возрастания.
1) 37; 825; 721; 4782; 3) 37; 4782; 721; 825;
2) 37; 721; 825; 4782; 4) 37; 4782; 825; 721.
А5. Сравните 7 т 56 кг и 756 кг:
1) первое больше; 2) второе больше; 3) они равны.
А6. Найдите остаток от деления 387 на 25.
1) 2; 2) 37; 3) 12; 4) 14.
А7. Какое число надо разделить на 48, чтобы частное равнялось 94?
1) 4512; 2) 142; 3) 46; 4) 3848.
Часть II
В1. Найдите значение выражения: 100 : 4 + (172 – 11).
В2. Найдите значение выражения: (37 + 23) · 11 + 4.
В3. Найдите площадь квадрата со стороной, равной 18 см. Ответ дайте в см2.
В4. У мамы было 200 рублей. Она купила 2 килограмма бананов по 36 рублей за килограмм и коробку конфет за 84 рубля. Сколько денег останется у мамы, если она ещё приобретёт бутылку молока, которая стоит 42 рубля?
В5. Если некоторое число разделить на 15, а затем к полученному результату прибавить 14, то в результате получится 25. Найдите это число.
Часть III
С1. Найдите площадь фигуры, заштрихованной на рисунке.
Ответ дайте в ед2.
С2. В таблице представлена информация о покупках, производимых Олей в отделе канцтоваров. Сколько карандашей купила Оля?
Вводная диагностическая контрольная работа
5 класс
Ф.И__________________________________
Вариант 2
Часть I
А1. Представьте число 961 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 961 = 9 1 + 6 10 + 1 100; 3) 961 = 90 1 + 60 1 + 10 1;
2) 961 = 9 100 + 6 10 + 11; 4) 961 = 90 10 + 61 10.
А2. Представьте число 5308 в виде суммы разрядных слагаемых.
1) 5308 = 5 1000 + 3 10 + 8 1; 3) 5308 = 5 100 + 3 10 + 8 1;
2) 5308 = 5 1000 + 3 100 + 8 1; 4) 5308 = 5 1000 + 38 10.
А3. Сравните числа 912 и 921:
1) первое больше; 2) второе больше; 3) они равны.
А4. Расположите числа 73; 731; 485; 2817 в порядке убывания.
1) 73; 485; 731; 2817; 3) 2817; 731; 485; 73;
2) 2817; 485; 731; 73; 4) 731; 485; 73; 2817.
А5. Сравните 7 км 350 м и 70350 м:
1) первое больше; 2) второе больше; 3) они равны.
А6. Найдите остаток от деления 463 на 25.
1) 38; 2) 13; 3) 3; 4) 19.
А7. Какое число надо разделить на 39, чтобы частное равнялось 82?
1) 43; 2) 121; 3) 3198; 4) 2198.
Часть II
В1. Найдите значения выражения: 200 : 8 + (321 – 26).
В2. Найдите значения выражения: (12 + 58) · 11 + 7.
В3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами, равными 12 см и 36 см. Ответ дайте в см2.
В4. Пешеход прошёл 28 км за 4 часа. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 42 км, если он будет идти с той же скоростью?
В5. Если некоторое число разделить на 17, а затем к полученному результату прибавить 13, то в результате получится 25. Найдите это число.
Часть III
С1. Найдите площадь фигуры, заштрихованной на рисунке.
Ответ дайте в ед2.
С2. В таблице представлена информация о покупках, производимых Максимом в кондитерском отделе. Сколько пачек фундука в шоколаде купил Максим?
Товар | Цена (р.) | Количество (пачки) | Стоимость (р.) |
Курага | 42 | 2 |
|
Фундук в шоколаде | 54 |
|
|
Драже | 40 | 3 |
|
Итого: | 420 |
Контрольная работа №1
«Сложение, вычитание, умножение натуральных чисел»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа №2
«Умножение, деление натуральных чисел»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа № 3
«Представление натуральных чисел на координатном луче»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа № 4
«Площадь прямоугольника. Единицы площади»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа № 5
«Делимость натуральных чисел»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа №6
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа № 7
«Умножение и деление обыкновенных дробей»
Вариант I
Вариант II
Контрольная работа № 8
«Действия со смешанными числами»
Вариант I
Вариант II
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса
Вариант I
Вариант II
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС (204 часа)
Тема | Количество часов |
Повторение курса начальной школы | 5 |
Натуральные числа и нуль. | 46 |
Измерение величин | 30 |
Делимость натуральных чисел | 19 |
Обыкновенные дроби | 65 |
Повторение | 5 |
Контрольных работ | 10 |