МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РОГНЕДИНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Утверждено Согласовано Рассмотрено
директор школы зам по УВР руководителем ШМС
_______/Пижурин С.В. ______/Трифонова Г.И./ __________________
Протокол № от 30.09.2019
Рабочая программа
по немецкому языку
для 5 класса
Программу разработала
Климова Евгения Александровна
учитель немецкого языка
МБОУ Вороновская СОШ
на 2019-2020 учебный год
ВОРОНОВО 2019
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса, составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для общего образования с соблюдением преемственности с примерными программами начального общего образования на основе;
• Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
• Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
• Материалов УМК для 5 класса.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия УМК: 5 кл. Немецкий язык. Автор: И.Л.Бим, Просвещение, // Сборника нормативных документов по иностран. языку, Дрофа.
Обучение немецкому языку в 5 классе обеспечивает преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. 5 класс является начальным звеном основной школы, звеном, связующим начальную и среднюю ступени школьного языкового образования. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению немецкому языку. Первой содержательной линией учебного предмета «Немецкий язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей —социокультурные знания и общеучебные и специальные учебные умения, которые находятся в тесной взаимосвязи. Интегративной целью обучения немецкому языку в пятом классе является продолжение формирования элементарной коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по немецкому языку. К 5 классу в личности учащихся происходят существенные изменения. У пятиклассников уже в большей степени, чем у младших школьников, развиты произвольное внимание и логическая память. У них формируется теоретическое мышление и более сознательно осуществляется усвоение грамматических явлений родного языка, а поэтому более осознанной становится опора на родной язык при овладении иностранным. Вместе с тем не утрачивают своего значения и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная, моторная. Это делает необходимым комплексно использовать средства и приемы обучения, активизирующие все каналы восприятия и закрепления в памяти иноязычного учебного материала, и, соответственно, развивать на этой основе УУД.
Цели обучения по немецкому языку в 5 классе.
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, а именно:
– речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письме;
– языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для 5 класса основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
– социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
– компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств при получении и передаче информации;
– учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Учебный план МБОУ Вороновская СОШ отводит 105часов для обязательного изучения учебного предмета «Немецкий язык» в 5 классе из рассчёта 3 учебных часа в неделю.
Информация об используемом УМК
- учебник «Deutsch. Klasse 5» (авторы И, Л, Бим, Л.И.Рыжова), 2013 г.
- рабочая тетрадь (авторы И, Л, Бим, Л.И.Рыжова), 2013 г.
- аудиокассеты;
- книга для учителя (авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова, О.В.Каплина), 2012 г.
Учебно-методический комплект по немецкому языку И. Л. Бим, Л.И.Рыжовой «Deutsch. Klasse5» - «Немецкий язык» Класс 5 является продолжением серии УМК по немецкому языку “Dеutsch. Die ersten Schritte” для 2-4классов общеобразовательных учреждений и адресован учащимся 5класса, начавшим изучение немецкого языка по указанным выше УМК в начальной школе.
Цель УМК - обеспечить достижение учащимися государственных стандартов во владении немецким языком. Базовый курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы) и должен обеспечить в итоге развитие у учащихся коммуникативной компетенции в немецком языке. Базовый уровень должен предусматривать приобщение учащихся к культуре Германии, а также обеспечивать разностороннее развитие личности школьника и лучшее осознание им своей собственной национальной культуры.
Виды и формы промежуточного контроля
Контрольная работа
Словарный диктант
Обобщающий урок
Тест
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
I. Личностные УУД
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважение к личности, ценностям семьи;
- формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в Германии, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учётом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
- приобретение таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;
- совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретенных иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, письменной речи и языковых навыков;
- существенное расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;
- достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего учащимся общаться как с носителями немецкого языка, так и с представителями других стран, использующих немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной речи;
- более глубокое осознание культуры своего народа и готовность к ознакомлению с ней представителей других стран;
- осознание себя гражданином своей страны и мира;
2.Познавательные УУД
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- планировать свое речевое и неречевое поведение;
- составлять план текста;
- развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развивать смысловое чтение, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
3.Регулятивные УУД
- осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на немецком языке;
- использовать при выполнении задания различные средства: ИКТ, справочную литературу, словари;
- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения.
4.Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций;
-читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- участвовать в полилоге, беседе, обсуждении; рассказывать о себе, своей семье, друзьях;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывать своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал.
Предметные результаты
В коммуникативной сфере:
говорении:
- начинать вести/ поддерживать различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета;
- сообщать краткие сведения о своем городе/ поселке, о своей стране и странах изучаемого языка;
- рассказывать о себе, своей семье, своих интересах;
- описывать события/явления, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании:
- воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку краткие несложные тексты, выделяя нужную информацию;
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной информации;
письменной речи:
- писать поздравления к различным праздникам и личные письма с опорой на образец, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоговорящих странах;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глагола, модальных глаголов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных форм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка: распространённых образцов фольклора (скороговорки, считалки, пословицы);
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран;
- понимание роли владения немецким языком в современном мире;
Компенсаторная компетенция (умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки , переспроса, словарных замен, жестов, мимики):
в познавательной сфере:
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать, слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний;
- умение пользоваться справочным материалом ( двуязычными словарями, грамматическими справочниками, мультимедийными средствами);
- готовность и умение осуществлять индивидуальную совместную проектную работу;
в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к ценностям мировой культуры через источники информации на немецком языке;
-представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на немецком языке и средствами немецкого языка;
в трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом;
в физической сфере: - стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). 12
Говорение
На данном этапе говорение носит преимущественно репродуктивный характер, предполагает непосредственную опору на образец, хотя обучение и строится на основе решения коммуникативных задач и закладываются основы выхода на репродуктивно-продуктивный уровень. Учащиеся овладевают самыми необходимыми исходными речевыми и языковыми знаниями, касающимися произносительной, грамматической, лексической и орфографической сторон речи, а также исходными страноведческими знаниями, формулами речевого этикета. Однако навыки и умения недостаточно прочны, механизмы комбинирования и варьирования, а также речевая инициатива развиты слабо. Решаемые коммуникативные задачи охватывают указанные выше наиболее распространенные стандартные ситуации общения.
Требования к обучению диалогической речи
Ученикам предоставляется возможность научиться:
1. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения.
2. Возражать, используя отрицательные предложения.
3. Выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
4. Запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами (Wer? Was? Was macht...? Wohin? Wem? Wozu?).
5. Выражать просьбу с помощью побудительных предложений.
6. Положительно (отрицательно) реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише типа Schön (Nein).
7. Выражать мнение, оценочное суждение, эмоции типа Interessant! Toll! Klasse! Schade!
8. Целенаправленно вести диалог-расспрос типа интервью (с опорой на образец).
9. Вести двусторонний диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего.
10. Вести диалог — обмен мнениями.
Требования к обучению монологической речи
Ученикам предлагается:
1. Описать картину, собственный рисунок.
2. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, селе, о своих занятиях.
Письмо
Обучение письму направлено прежде всего на овладение техникой письма и самыми элементарными коммуникативными умениями для ведения переписки.
Требования к обучению письму Школьникам предлагается:
1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
2. Вести словарь.
3. Составлять письмо по образцу.
Произнесение звуков, владение интонацией, графикой
Ученикам предоставляется возможность научиться:
— четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка;
— соблюдать долготу и краткость гласных, твердый приступ;
— оглушать согласные в конце слога, слова;
— не смягчать согласные перед гласными переднего ряда (не палатализировать);
— соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах;
— владеть интонацией утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Они должны знать:
— все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия;
— основные правила орфографии (например, функции букв h, e в качестве знаков долготы).
Лексическая сторона речи
Ученикам предлагается:
1. Овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400—500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания, реплики-клише.
Это прежде всего:
— приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;
— термины родства, обозначение возраста, профессии;
— названия качеств человека;
— названия разных объектов в городе (в том числе реалий), обитателей города, включая животных;
— оценочная лексика для выражения мнения о городе, его жителях, погоде;
— лексика для описания улиц города, транспорта, внешнего вида домов, для указания адреса, местоположения домов и других городских объектов;
— обозначения занятий жителей города, занятий детей в школе и на досуге;
— выражение желания/нежелания, возможности/невозможности сделать что-либо;
— обозначения экологических проблем города, восприятия жизни города приезжими;
— лексика для описания погоды в разные времена года;
— поздравления с Рождеством, Новым годом, Пасхой;
— названия подарков, поделок, материала для их изготовления, для строительства своего собственного города;
— обозначения того, что мы хотим в нем иметь, каким хотим его видеть;
— названия валюты, выражения для беседы с продавцом (например, в магазине канцтоваров);
— глаголы, обозначающие долженствование;
— глаголы движения;
— названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной, детской;
— выражения, характеризующие заботу о чистоте и порядке в доме;
— предложение помощи;
— приглашение на день рождения, поздравление, пожелания, вручение подарков;
— названия продуктов питания (за праздничным столом), посуды;
— названия некоторых детских игр.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
— аффиксацией (суффиксами существительных: -chen, -in — от существительных мужского рода с суффиксом -er);
— конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lesen — das Lesen).
3. Использовать интернационализмы: например, das Kino, die Fabrik и др.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученики учатся употреблять:
1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
— предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein;
— предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt;
— предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wo?“;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wohin?“;
— предложения с дополнением в Dativ; 15
— предложения с дополнением в Akkusativ;
— предложения с двумя дополнениями в Dativ и Akkusativ;
— предложения с инфинитивным оборотом um ... zu + Infinitiv;
— безличные предложения.
2. Коммуникативные типы предложений:
— утвердительные;
— вопросительные (с вопросительным словом и без него);
— отрицательные;
— побудительные.
3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.
Морфология
Ученики должны владеть:
— основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
— спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens;
— спряжением модальных глаголов wollen, können, müssen, sollen в Präsens;
— местоимениями личными и указательными: dieser, jener;
— количественными числительными от 1 до 100;
— порядковыми числительными;
— отрицанием nicht, kein;
— предлогами, требующими Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
— употреблением слабых глаголов в Perfekt.
Ученики должны иметь представление об основных типах образования множественного числа существительных.
Аудирование
Школьники учатся:
1. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале.
2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение/неодобрение.
3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.
Чтение
Ученикам обеспечивается возможность:
1. Полностью овладеть техникой чтения вслух: соотносить графический образ слова со звуковым, читать текст, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию.
2. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте.
3. Овладеть первичными умениями чтения про себя.
4. Овладеть умением полностью понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном материале.
5. Овладеть умением полностью понимать содержание текста, включающего отдельные незнакомые слова, с опорой на контекст, языковую догадку: на основе сходства со словом родного языка (интернационализмы), с опорой на словообразовательные элементы, используя также словарь в учебнике.
6. Овладеть первичными умениями в понимании основного содержания текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую догадку, словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Метапредметными результатами изучения немецкого языка в 5 классе станут:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умениями координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, аудиодиском и т.д.).
Предметные результаты
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом учащийся научится:
- находить на карте страны изучаемого языка и континенты;
- узнавать достопримечательности стран изучаемого языка/родной страны;
- понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций стран изучаемого языка;
-понимать особенности образа жизни своих зарубежных сверстников;
- узнавать наиболее известных персонажей иностранной детской литературы и популярные литературные произведения для детей;
Пятиклассник получит возможность
- сопоставлять реалии стран изучаемого языка и родной страны;
- представлять реалии своей страны средствами иностранного языка;
- познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении научится:
- вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
- рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т.п. (в пределах тематики основной школы).
Пятиклассник получит возможность научиться:
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
- кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
- выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании научится понимать на слух:
- речь учителя по ведению урока;
- связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале или содержащие некоторые незнакомые слова;
- выказывания одноклассников;
- небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
- содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
- понимать основную информацию услышанного;
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- понимать детали текста;
- вербально или невербально реагировать на услышанное.
Пятиклассник получит возможность научиться:
- понимать на слух разные типы текстов, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 2 минут;
- использовать контекстуальную или языковую догадку;
-не обращать внимание на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении овладеет техникой чтения, т.е. научится читать:
- по транскрипции;
- с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
- написанные цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;
- с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
- основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
- с определенной скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
Пятиклассник овладеет умением читать, т.е. научится:
-читать небольшие различных типов тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
-читать и понимать содержание текста на уровне значения, т.е. сумеет на основе понимания взаимоотношений между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
- определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, по аналогии с родным языком, по конверсии, по контексту, по иллюстративной наглядности;
- пользоваться справочными материалами (двуязычным словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции.
Пятиклассник получит возможность научиться:
-читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
-читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
-понимать внутреннюю организацию текста и определять главную идею текста и предложения, подчиненные главному предложению; хронологический/логический порядок; причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств;
- читать и понимать содержание текста на уровне смысла и делать выводы из прочитанного;
-выражать собственное мнение по поводу прочитанного; выражать суждение относительно поступков героев; соотносить события в тексте с личным опытом.
В письме научится:
- правильно списывать,
- выполнять лексико-грамматические упражнения,
- делать записи (выписки из текста),
- делать подписи к рисункам,
- отвечать письменно на вопросы,
- писать открытки - поздравления с праздником (объём 20-30 слов),
- писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 30-40 слов) с опорой на образец.
Пятиклассник получит возможность научиться:
- писать русские имена и фамилии на иностранном языке;
- заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
- в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
- писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50-60 слов);
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Тема: «Привет, 5 класс! С чем мы пришли из 4 класса?» (Повторительный курс) | 9 ч |
1 | Повторение лексики и грамматики по теме: «Первый учебный день в новом учебном году.» | 1 |
2 | Повторение лексики и грамматики по теме: «Также знакомятся родители новых учеников.» | 1 |
3 | Повторение лексики и грамматики по теме: «Мы знакомимся с новыми сказочными героями.» | 1 |
4 | Повторение лексики и грамматики по теме: «Что делают обычно дети на летних каникулах?» | 1 |
5 | Повторение лексики и грамматики по теме: «А что делали летом Сабина, Свен и другие?» | 1 |
6 | Повторение лексики и грамматики по теме: «Дети разговаривают о своих летних каникулах.» | 1 |
7 | Входная контрольная работа. | 1 |
8 | Повторение грамматики по темам: «Возвратные местоимения», «Спряжение глаголов в Präsens», «Образование Perfekt», «Образование степеней сравнения прилагательных» | 1 |
9 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии: «Учить немецкий язык – значит знакомиться со страной и людьми». | 1 |
I. | Тема: «Старый немецкий город. Что в нём?» | 9 ч |
10 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Город». | 1 |
11 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по теме «Отрицание». | 1 |
12 | Обучение чтению по теме «Город». | 1 |
13 | Обучение письму по теме «Город», «Моя деревня». | 1 |
14 | Совершенствование речевых навыков по теме «Город». | 1 |
15 | Развитие речевых навыков по теме «Моя деревня». | 1 |
16 | Повторение по теме: «Старый немецкий город». | 1 |
17 | Контрольная работа №1 по темам: «Старый немецкий город». | 1 |
18 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
II. | Тема: «В городе… Кто здесь живёт?» | 9 ч |
19 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Профессия». | 1 |
20 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам « Образование существительных», «Словообразование», «Указательные местоимения». | 1 |
21 | Обучение чтению по теме «Профессия». | 1 |
22 | Обучение письму по теме «Профессия». | 1 |
23 | Совершенствование речевых навыков по теме «Профессия». | 1 |
24 | Развитие речевых навыков по теме «Профессия». | 1 |
25 | Развитие речевых навыков по теме «В городе…Кто здесь живет?» | 1 |
26 | Повторение по теме: «В городе. Кто здесь живёт?». | 1 |
27 | Повторение-практикум по теме: «В городе. Кто здесь живёт?». | 1 |
28 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
III. | Тема: «Улицы города. Какие они?» | 9 ч |
29 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Движение в городе». | 1 |
30 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам: « Спряжение сильных глаголов», «Антонимы», «Притяжательные местоимения», «Спряжение модальных глаголов». | 1 |
31 | Обучение чтению по теме «Движение в городе». | 1 |
32 | Обучение письму по теме «Движение в городе». | 1 |
33 | Совершенствование речевых навыков по теме «Движение в городе». | 1 |
34 | Развитие речевых навыков по теме «Движение в городе». | 1 |
35 | Повторение по теме: «Улицы города. Какие они?». | 1 |
36 | Повторение-практикум по теме: «Улицы города. Какие они?». | 1 |
37 | Контрольная работа №2 по теме «Улицы города» | 1 |
IV. | Тема: «Где и как живут здесь люди?» | 9 ч |
38 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Достопримечательности города». | 1 |
39 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам «Употребление существительных после предлогов в Dat.». | 1 |
40 | Обучение чтению по теме «Достопримечательности города». | 1 |
41 | Обучение письму по теме «Достопримечательности города». | 1 |
42 | Совершенствование речевых навыков по теме «Достопримечательности города». | 1 |
43 | Развитие речевых навыков по теме «Достопримечательности города». | 1 |
44 | Повторение по теме: «Где и как живут здесь люди?» | 1 |
45 | Повторение-практикум по теме: «Где и как живут здесь люди?» | 1 |
46 | Контрольная работа №3 по теме «Где и как живут здесь люди». | 1 |
47 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
V. | Тема: «У Габи дома. Что мы видим здесь?» | 9 ч |
48 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Дом\ квартира». | 1 |
49 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам «Безличные предложения», «Порядковые числительные». | 1 |
50 | Обучение чтению по теме «Дом\ квартира». | 1 |
51 | Обучение письму по теме «Дом\ квартира». | 1 |
52 | Совершенствование речевых навыков по теме «Дом\ квартира». | 1 |
53 | Развитие речевых навыков по теме «Дом\ квартира». | 1 |
54 | Повторение по теме: «У Габи дома. Что мы видим здесь?». | 1 |
55 | Повторение-практикум по теме: «У Габи дома. Что мы видим здесь?». | 1 |
56 | Контрольная работа №4 по теме « У Габи дома». | 1 |
VI. | Тема: «Как выглядит город Габи в различные времена года?» | 9 ч |
57 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Времена года». | 1 |
58 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по теме «Спряжение модальных глаголов». | 1 |
59 | Обучение чтению по теме «Времена года». | 1 |
60 | Обучение письму по теме «Времена года». | 1 |
61 | Совершенствование речевых навыков по теме «Времена года». | 1 |
62 | Развитие речевых навыков по теме «Времена года». | 1 |
63 | Повторение по теме: «Как выглядит город Габи в различные времена года?» | 1 |
64 | Повторение-практикум по теме: «Как выглядит город Габи в различные времена года?» | 1 |
65 | Контрольная работа №5по теме «Как выглядит город Габби в различные времена года?» | 1 |
VII. | Тема: «Большая уборка в городе. Хорошая идея!» | 9 ч |
66 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Экология». | 1 |
67 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по теме «Степени имён прилагательных». | 1 |
68 | Обучение чтению по теме «Экология». | 1 |
69 | Обучение письму по теме «Экология». | 1 |
70 | Совершенствование речевых навыков по теме «Экология». | 1 |
71 | Развитие речевых навыков по теме «Экология». | 1 |
72 | Повторение по теме: «Большая уборка в городе. Хорошая идея!» | 1 |
73 | Повторение-практикум по теме: «Большая уборка в городе. Хорошая идея!» | 1 |
74 | Контрольная работа №6 по теме: «Большая уборка в городе». | 1 |
75 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
VIII | Тема: «Снова гости приезжают в город. Что думаете вы, какие?» | 9 ч |
76 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Экологические проблемы». | 1 |
77 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам «Инфинит. оборот um…zu… + Infinitiv», «Akkusativ», «Предлоги, требующие Akk.». | 1 |
78 | Обучение чтению по теме «Экологические проблемы». | 1 |
79 | Обучение письму по теме «Экологические проблемы». | 1 |
80 | Совершенствование речевых навыков по теме «Экологические проблемы». | 1 |
81 | Развитие речевых навыков по теме «Экологические проблемы». | 1 |
82 | Повторение по теме: «Снова гости приезжают в город. Что думаете вы, какие?» | 1 |
83 | Повторение-практикум по теме: «Снова гости приезжают в город. Что думаете вы, какие?» | 1 |
84 | Контрольная работа №7. | 1 |
IX | Тема: «Наши немецкие подруги и друзья готовят прощальный праздник.» | 9 ч |
85 | Формирование и совершенствование лексических навыков по теме «Подготовка к празднику. Еда». | 1 |
86 | Формирование и совершенствование грамматических навыков по темам «Akkusativ», «Предлоги, требующие Akk.». | 1 |
87 | Обучение чтению по теме «Подготовка к празднику. Еда». | 1 |
88 | Обучение письму по теме «Подготовка к празднику. Еда». | 1 |
89 | Совершенствование речевых навыков по теме «Подготовка к празднику. Еда». | 1 |
90 | Развитие речевых навыков по теме «Подготовка к празднику. Еда». | 1 |
91 | Повторение по теме: «Наши немецкие подруги и друзья готовят прощальный праздник.» | 1 |
92 | Повторение-практикум по теме: «Наши немецкие подруги и друзья готовят прощальный праздник.» | 1 |
93 | Контрольная работа №8. | 1 |
94 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
95 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
96 | Знакомство со страноведческими реалиями Германии. | 1 |
97 | Повторение по теме «Город». | 1 |
98 | Повторение по теме «Профессия». | 1 |
99 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
100 | Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
101 | Повторение по теме «Достопримечательности города». | 1 |
102 | Повторение по теме «Дом/ квартира». | 1 |
103 | Повторение по теме «Времена года». | 1 |
104 | Повторение по теме «Экология». | 1 |
105 | Повторение по теме «Подготовка к празднику», «Лето». | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Hallo 5 Klasse! Womit kommen wir aus der vierten Klasse? Kleiner Wiederholungskurs (9 часов).
Первый школьный день в новом учебном году. Ученики собрались во дворе школы. Многие знакомятся друг с другом.
На страницах учебника появляется новый персонаж – Кот в сапогах. Он рассказывает о себе.
Ребята вспоминают о лете. Что они обычно делают летом? А чем занимались летом Сабина, Свен и другие? Ребята обмениваются впечатлениями об ушедшем лете. А мы?
Систематизация грамматических знаний о спряжении глаголов в настоящем времени, образование прошедшего времени. Повторение образования степеней сравнения прилагательных.
I. Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier? (9 часов).
Маленькие немецкие города имеют много общего: их архитектура, достопримечательности. Кот в сапогах рассказывает о том, что можно увидеть в старом немецком городе. А о чем беседуют прохожие на улицах города?
Типы образования множественного числа имен существительных. Отрицание “kein”, употребление отрицаний “kein”, и nicht”.
II. In der Stadt… Wer wohnt hier? (9 часов).
В городе живет много людей: женщины и мужчины разных профессий, также школьники, студенты и пенсионеры. А что нам рассказывают о жителях города приведения? Отношение жителей к своему городу, какое оно? Основная часть жителей любит свой город. Но есть среди них и ворчуны.
Указательные местоимения “dieser, diese, dieses, diese, jener, jene, jenes, jene”. Словосложение как один из распространенных в немецком языке способов словообразования.
III. Die Strassen der Stadt. Wie sind sie? (9 часов).
Как выглядят улицы немецких городов. Что и кого можно здесь увидеть?
Маркус и Габи видят, как приземляется летающая тарелка. Кто же прилетел из космоса? Это Косми и Роби. Пришельцы из космоса знакомятся с Маркусом, Габи, Дитером и Ильзой.
Немецкие дети показывают Косми и Роби свой город. Роби задает вопросы о видах транспорта, которые он видит на улицах города.
Спряжение сильных глаголов в настоящем времени. Выражение принадлежности с помощью притяжательных местоимений. Модальные глаголы “wollen, können, mögen, sollen.”
IV. Wo und wie wohnen hier die Menschen? (19 часов).
У Габи в городе можно увидеть разные типы домов: высокие и низкие, старые и новые, многоэтажные и маленькие (коттеджи). А где расположены многие городские объекты? Это можно узнать, воспользовавшись планом города.
Но жителей города, так же как Габи и Косми, волнуют экологические проблемы. Что нужно делать, чтобы город всегда оставался чистым?
Употребление существительных в Dativ после предлогов “ in, an, auf, hinter, neben, vor, zwischen” при ответе на вопрос “Wo?”
V. Bei Gabi zu Hause. Was sehen wir da? (9 часов).
Габи. Что нам известно уже о ней? Она – кузина Сабины и живет в маленьком городке в Тюрингии. Семья Габи. Какая она? Где работают ее родители? Есть ли у нее братья и сестры?
А вот ее дом. Это коттедж, где есть все необходимое для жизни. Габи показывает гостям, как оборудован ее дом. Косми и Роби делятся впечатлениями об увиденном.
Спряжение глагола “helfen” в настоящем времени. Употребление существительных после глагола “helfen” в Dativ. Личные местоимения в Dativ. Глаголы с отделяемыми приставками.
VI. Wie sieht Gabis Stadt zu verschiedenen Jahreszeiten aus? (9 часов)
Как выглядит город в разное время года? Как меняется погода в зависимости от времени года? О чем нам рассказывает календарь?
Каждое время года имеет свои праздники. Какие праздники широко известны в Германии? А в России?
Все мальчики и девочки в Германии ждут с нетерпением Пасху, а вместе с ней и пасхального зайца. Но вот где он живет?
Образование порядковых числительных.
VII. Groβes Reinemachen in der Stadt/ Eine tolle Idee! Aber… (9 часов).
Планета Земля в опасности. Окружающая среда загрязнена. Мы должны охранять мир вокруг нас. Охрана окружающей среды – международная проблема. Косми предлагает организовать большую уборку города: очистить город от мусора, высадить деревья и заложить новые парки.
Но чтобы заложить новый парк и сделать город экологически чистым, нужно многому научиться. Поэтому уже в школе школьники хотят посещать кружки юных натуралистов, юных строителей и архитекторов. Чем заняты ученики в кружках? Они рисуют, клеят, строят макет города.
Повторение существительных в Akkusativ после глаголов “nehmen”, “sehen”, “brauchen”. Повторение степеней сравнения прилагательных. Ознакомление с употреблением предлогов “mit, nach, aus, zu, von, bei” + Dativ.
VIII. Wieder kommen Gaste in sie Stadt. Was meint ihr, welche? (9 часов).
Габи, Дитер, Ильза и другие ребята работают над проектом «Мы строим свой город» Что это за город? Каким они хотят его видеть? Что в нем будет?
Роби очень печален. Почему? Он не может заниматься спортом, ездить на велосипеде. У него нет карманных денег. Маркус хочет ему помочь и приглашает в магазин канцтоваров. Но Роби отказывается.
Космические друзья Роби узнают, что он печален , и прилетают к нему. Друзья играют важную роль в нашей жизни. Не так ли?
Повторение глагола “haben” в самостоятельном значении. Инфинитивный оборот “ um… zu + Infinitiv”. Предлоги с Akkusativ и Dativ.
IX. Unsere deutschen Freundinnen und Freunde bereiten ein Abschiedsfest vor. Und wir? (14часов).
Друзья Косми, прилетевшие из космоса, улетели. Только Косми еще здесь. Он много работает в кружках. Часто он берет с собой Роби.
Школьники рассказывают о построенных ими городах. Косми строил их вместе с ними. Он рассказывает о нарисованном им городе. Роби и Косми совершают прощальную прогулку по городу. А школьники готовятся к заключительному празднику – празднику прощания со своими друзьями. Предлоги с Akkusativ “durch, für, ohne, um”.