«Принято» «Утверждаю
на заседании Директор МОУ Лучинская СШ
педагогического совета
________/Сечина Н.Н./ Протокол №1 от .3 08.2019 г. Приказ № от 08.2019 г.
Рабочая программа
по курсу
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ
МОУ Лучинская СШ ЯМР
учитель Жульков А.Д
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету;
3. Рабочей программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, учебно – методическое пособие/ С.В. Ким – М. : Вента-Граф, 2019 г.
4. Положением о рабочей программе МОУ Лучинская СШ ЯМР, учебным планом школы.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34часа в год, на основе учебного плана образовательного учреждения. Изучение учебного курса в 10 классе заканчивается 5-ти дневными учебными сборами с учащимися-юношами по рекомендации Министерства образовании и науки РФ и департамента образования (письмо департамента образования от 10.05.2006 года № 606
01-11 «О порядке организации и проведения учебных сборов»).
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- содействие повышению уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование основ экологического мышления, осознания влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
- осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности;
- профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач в образовательном процессе:
- обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь;
- воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной и государственной безопасности; чёткой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
- развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Методы обучения:
-
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
-
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций.материальной базы);
-
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
-
Практические (отрабатывание нормативов по использованию СИЗ и неполной разборке автомата, решение теоретических и практических задач).
Предметные результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
Коммуникативные:
- взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
- выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
Регулятивные:
- саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью;
- владение навыками познавательной рефлексии для определения познавательных задач и средств их достижения;
- владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты:
- ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
- осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
- умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
- умение сотрудничать с другими людьми, находить компромиссное решение в сложной ситуации;
- грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
- соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
- умение оказывать первую помощь, знание номеров телефонов экстренных служб;
- накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно – оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
- соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников.
Особенности содержания программы.
В содержании курса «Ос новы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов РФ и других нормативно – правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип её построения и принцип «мини-макса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения – основные ресурсы культуры безопасности. Структурные компоненты программы – три содержательных модуля: - основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания; - основы обороны государства и военная безопасность; - основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Краткое содержание программы.
Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы во-
инской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего. Особенности военной службы по призыву и альтернатив-
ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Основы здорового образа жизни:
Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах. Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Тематический план
по ОБЖ 10 – 11 классы
на 2019-2021 учебные года.
№п/п | Раздел учебной программы | 10 класс Кол-во часов | 11 класс Кол-во часов |
1. | Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства». | 15 | 15 |
2. | Раздел 2. Военная безопасность государства | 10 | 10 |
3. | Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 | 9 |
4. | Итого: | 33 | 34 |
Формы контроля:
1. Тестовые задания
2. Устный опрос
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Критерии оценивания достижений учащихся
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто
По итогам каждого полугодия проводится контрольная работа. Итого 2 контрольных работы. Все вопросы тестовых заданий соответствуют материалу из учебников ОБЖ для 10-11классов, авторы Ким С.В. и Горский В.А.
Перечень учебно – методического обеспечения программы.
-
Кабинет площадью
-
Число посадочных мест –25
-
Персональный компьютер, видеопроектор.
-
Фильмы и презентации по предмету на DVD и электронных носителях.
-
Программы, тематическое планирование, планирование внеклассной работы по ОБЖ.
-
Материалы по контролю и тестированию по ОБЖ.
-
Журнал по охране труда по ОБЖ.
-
Портфолио преподавателя ОБЖ.
-
Методическая литература по «Основам безопасности жизнедеятельности».
-
Документация по гражданской обороне, методические рекомендации МЧС по правилам безопасного поведения в различных ЧС.
-
Шины, перевязочный материал для практических занятий по медицине.
-
Медицинская аптечка.
-
Санитарные носилки.
-
Средства индивидуальной защиты органов дыхания для практических занятий респираторы, противогазы ГП – 5, ГП-7.
-
Средства индивидуальной защиты кожи ОЗК.
-
Комплект плакатов «Первая медицинская помощь» 5-11 класс.
-
Макет для практической отработки реанимации пострадавших и оказания ПМП «Максим».
-
Макеты противопехотных и противотанковых мин.
-
Макет автомата Калашников.
-
Стенд «Первая медицинская помощь» 5 – 11 класс.
-
Стенд «Действия при авариях и катастрофах»
-
Стенд «Действия при стихийных бедствиях»
-
Стенды «Государственные символы», портрет президента, портрет министра обороны.
-
Стенд «Здоровый образ жизни».
-
Стенд «Безопасность в повседневной жизни. ЧС социального характера».
-
Стенд «Региональный компонент».
-
Планшеты «Антитеррор».
-
Планшеты «Выживание в условиях автономного существования».
-
Спортивная площадка.
-
Спортивный зал.
-
Огнетушитель ОП – 4.
Список литературы.
1. С.В. Ким. Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, учебно – методическое пособие– М. : Вента-Граф, 2019 г
2. С.В. Ким., В.А. Горский Комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы, М. : Вента-Граф, 2019
3. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Сибирское университетское издательство 2010 год
4. Уставы Вооружённых Сил РФ. Учебное пособие. М. «Военные знания» 2010 год
5. А.В.Виноградов, В.В. Шаховец «Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» Учебное пособие. М. «Военные знания» 2010 год
Календарно-тематическое планирование
уроков основ безопасности
жизнедеятельности в 10 классе
МОУ Лучинская СШ ЯМр
на 2019-2020 уч. год
Всего-34 часов
В неделю-1 час
Учитель Жульков А.Д
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| | Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства. | 15 |
1. | | ИОТ №14 Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. | 1 |
2. | | Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. | 1 |
3. | | Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 |
4. | | Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 |
5. | | Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. | 1 |
6. | | Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. | 1 |
7. | | Защита национальной безопасности государства от военных угроз. | 1 |
8. | | Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. | 1 |
9. | | Противодействие экстремизму. | 1 |
10. | | Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. | 1 |
11. | | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1 |
12. | | Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. | 1 |
13. | | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. | 1 |
14. | | Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 |
15. | | Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. | 1 |
| | Раздел 3. Военная безопасность государства. | 10 |
16. | | Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.. | 1 |
17. | | Защита населения и территорий от радиационной опасности. | 1 |
18. | | Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | 1 |
19. | | Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности | 1 |
20. | | Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. | 1 |
21. | | Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. | 1 |
22. | | Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. | 1 |
23. | | Воинская обязанность и военная служба. | |
24. | | Права и обязанности военнослужащих. | |
25. | | Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Контрольная работа по разделу. | |
| | Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
26. | | Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. | 1 |
27. | | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 |
28. | | Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. | 1 |
29. | | Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. | 1 |
30. | | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. | 1 |
31. | | Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. | 1 |
32. | | Правила оказания первой помощи при травмах. | 1 |
33. | | Первая помощь при кровотечениях, ранениях. | 1 |
| | Военные сборы | |
| Итого: | | 34 часов |
Фонд оценочных средств
по основам безопасности жизнедеятельности
10 класс
Оценочные материалы по ОБЖ
для учащихся 10 класса МОУ СШ № 26
-
Контрольная работа № 1 «Военная безопасность государства».
Задания – учебник «ОБЖ» 10-11 класс , С.В. Ким, В.А. Горский «Вентана - Граф» 2020, стр. 112,116, 119, 126.
-
Контрольная работа № 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни ».
Задания – учебник «ОБЖ» 10-11 класс , С.В. Ким, В.А. Горский «Вентана - Граф» 2020, стр. 134,145, 149, 163.