СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ. 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности. 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ. 5 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «ОБЖ» в 5 классе основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по ОБЖ для 5 класса, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Изменений в содержательной части рабочая программа не имеет.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование у учащихся основной школы современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Но при этом ключевая роль принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • профилактика асоциального поведения учащихся;

  • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

  • ориентация на формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • определять последовательность промежуточных целей и операций;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• вносить необходимые коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия или его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем одноклассниками;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД:

• проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям;

  • структурировать знания;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса.

Учащиеся должны

знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • основные меры по профилактике наркомании.
    уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

Опасные и чрезвычайные ситуации.

Знать ЧС ситуации. Уметь Вовремя предвидеть опасность.

Главные правила ОБЖ.

Знать что такое ОБЖ, основные правила ОБЖ.

Как научиться предвидеть опасности.

Научиться в ЧС предвидеть опасности.

Какие службы защищают людей

Знать номера спец служб которые защищают людей.

Раздел II.Опасные ситуации техногенного характера

Опасности в городе

Знать какие есть опасности в городе и где они нас подстерегают.

Опасные ситуации в жилище

Знать опасные предметы, самые опасные предметы, уметь предвидеть опасность.

Опасные ситуации. Лифт.

Иметь представление как действовать в ЧС в Лифте.

Итогово-обобщающий урок.

Повторение пройденного материала.

Пожары в жилище

Знать из-за чего происходит пожар

Пожары в жилище

Знать какие бывают пожары, и из-за чего.

Оповещение при пожаре. Эвакуация

Знать что такое Эвакуация

Средства тушения пожаров

Знать и уметь пользовать средствами тушениям при пожаре дома, в школе, на улице. Знать какие есть средства тушения при пожаре.

Раздел III. Опасные ситуации природного характера

Опасные газы

Знать опасные ситуации на транс

порте. Поведение пассажиров на транспорте.

Затопление жилища

Уметь соблюдать правила поведения на транспорте

Итогово-обобщающий урок

Знать правила поведения на пожаре. Проектировать модели личного безопасного поведения

Разрушение зданий

Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Опасные вещества в быту

Умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их

Опасные ситуации на дороге

Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения.

Безопасность на транспорте

Знать правила безопасного поведения дома, в общественных местах

Правила поведения в метро

Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения

Правила поведения на

ж/д транспорте

Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

Правила поведения на воде

Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

Опасный лёд

Знание основных видов террористических актов и их последствия для личности, общества и государства;


Итогово-обобщающий урок

Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

Опасные ситуации на воздушном транспорте

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Криминальные ситуации.

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Нарушение экологического равновесия

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Воздух. Вода

Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения.

Загрязнение почв. Продукты. Компьютер

Знать правила безопасного поведения дома, в общественных местах

Оказание первой медицинской помощи

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Первая помощь при ожогах

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Здоровый образ жизни

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

Повторение пройденного материала

Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Итогово-обобщающий урок

Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;


Тематическое планирование по предмету.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)

Раздел I.Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации.


Изучают опасные ситуации в городе. Проектируют модели личной безопасности.

Главные правила ОБЖ.




Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам их появления, а также на основе анализ специальной информации.

Как научиться предвидеть опасности

Изучают основные понятия загрязнения и борьбы с ними.

Повторение

Уметь применять полученные теоретические знания на практике. Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.

Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.

Различают предметы бытовой химии.

Заполняют дневник безопасности.

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.


Какие службы защищают людей

Знать правила поведения в опасной и чрезвычайной ситуации

Раздел II.Опасные ситуации техногенного характера.

Опасности в городе


Уметь применять полученные теоретические знания на практике. Осознанно выполнять правила дорожного движения


Опасные ситуации в жилище


Знать об опасных ситуациях на дороге. Формировать установки на здоровый образ жизни.


Опасные ситуации. Лифт.


Знать опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров на транспорте. Поведение пассажиров в лифте.


Итогово-обобщающий урок.


Уметь соблюдать правила поведения на транспорте

Пожары в жилище


Знать правила поведения на пожаре. Проектировать модели личного безопасного поведения

Пожары в жилище



Знать и ументь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Оповещение при пожаре. Эвакуация


Знать правила поведения на пожаре. Проектировать модели личного безопасного поведения


Средства тушения пожаров

Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Раздел III. Опасные ситуации природного характера

Опасные газы



Знать какие опасные газы представляют больше всего вреда и опасности для нашего организма. Средства защиты


Затопление жилища


Знать что делать в первую очередь когда произошло затопление жилища, кому звонить.

Итогово-обобщающий урок


Знать правила поведения на пожаре. Проектировать модели личного безопасного поведения


Разрушение зданий

Знать и уметь применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Опасные вещества в быту

Уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их.

Опасные ситуации на дороге

Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни, причины их возникновения.

Безопасность на транспорте

Знать правила безопасного поведения в транспорте.

Правила поведения в метро

Анализировать последствия опасных ситуаций в метро, причины их возникновения.

Правила поведения на

ж/д транспорте

Понимать что такое личная безопасность в ж.д транспорте.

Правила поведения на воде

Знать как действовать при ЧС на воде, иметь ввиду не заплывать далеко в неизведанных водоемах.

Опасный лёд

Знать какую угрозу несет опасный лед

Итогово-обобщающий урок

Вспоминать пройденный материал. Повторяем.

Опасные ситуации на воздушном транспорте


Изучать примеры опасных ситуаций на воздушном транспорте. Предпринимать действия по оказанию первой медицинской помощи при авиакатастрофе.

Криминальные ситуации.

Знать Причины криминальных ситуаций.

Нарушение экологического равновесия

Рассказывать из-за чего происходит нарушение экологической равновесия

Воздух. Вода

Знать причины загрязнения воды, воздуха

Загрязнение почв. Продукты. Компьютер

Знать причину загрязнения почвы, анализировать полезность продуктов и вред продуктов и компьютера.

Оказание первой медицинской помощи

Принимать действия по оказании первой медицинской помощи.

Первая помощь при ожогах

Осуществлять на примерах первую помощь при ожогах и ранах

Здоровый образ жизни

Пропагандировать ЗОЖ

Повторение пройденного материала

Повторять пройденный материал. Уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Итогово-обобщающий урок

Уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова – 3-е издание – Москва, Просвещение, 2014 год.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы:

  • Издательский дом «Первое сентября»: [email protected]

  • Собрание зако­нодательства Российской Федерации:

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf

Средства программного обучения и контроля знаний.

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

Стенды, плакаты

Плакаты (демонстрационные таблицы с методически­ми рекомендациями)

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на хими­чески опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Противопылевые тканевые маски

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)

  • Медицинское имущество

  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

  • Вата медицинская компрессная

  • Косынка медицинская (перевязочная)

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный


8