1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» УМК «Школа России». М.: «Просвещение», 2018г. в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрированный в Минюсте России от 05.07.2021 № 64100,
учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2022- 2023 учебный год.
Данная программа входит в предметную линию УМК системы «Школа России».
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Цели и задачи:
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к
чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связанос умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать её длярасширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной
литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в классе обучаются дети 9–10 лет; на уроках активны, работают в группах и парами, умеют излагать свои мысли; дополнительно изучают театральное мастерство, дистанционно готовятся к олимпиадам на курсах дополнительного образования, что способствует развитию их личностной самоидентификации, приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к творчеству.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Сроки реализации программы
В 3 классе программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на 135 часов в год (4 часа) в неделю. На основании Постановления Правительства РФ от 29.08.2022 N 1505 "О переносе выходных дней в 2023 году", с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 130 часов, так как 5 часов выпадает на праздничные и выходные дни: 23.02.23, 08.03.23, 01.05.23, 08.05.23, 09.05.23.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
· осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
· употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
· читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
· понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
· рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
· пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
· осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
· делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
· находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
· пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
·понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
·читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
·пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
·участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
·формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
·делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
·домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
·выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
·находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
·готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
· писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
· пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
· сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
·пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
·составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
·подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
·писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
· определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
· понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
· осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
· находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
·определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизустьи пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
3.Содержание учебного предмета
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Накопление опыта чтения вслух.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях вне учебного общения.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного тексту. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Структура учебного предмета
Самое великое чудо на свете (3 часа)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (11 часов)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Проект «Сочиняем волшебную сказку.
Поэтическая тетрадь 1(9 часов)
Русские поэты 19-20 века. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И. 3. Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели(25ч.)
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год
осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...». «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...». И. А. Крылов . Басни .М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (5 часов)
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..». «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки (8 часов) Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки». В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы(10 часов) М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 3(6 часов) С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон». А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое(16 часов) М. М. Пришвин. «Моя Родина». И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Б. С. Житков. «Про обезьянку». В. И. Астафьев. «Капалуха». В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (7 часов) С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А. Л. Барто. «Разлука», «В театре». С. В. Михалков. «Если...». Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Проект «Праздник поэзии»
Собирай по ягодке — наберешь кузовок(12 часов) Б. В. Шергин. «Собирай но ягодке -наберешь кузовок». А. П. Платонов. «Цветок па земле», «Еще мама». М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов (6 часов) Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература(12 часов)«Храбрый Персей». Г. X. Андерсен «Гадкий утенок»
График контрольных и проверочных работ
№ п/п | Дата проведения | Форма контроля | Тема |
1 четверть |
1 | 06.09 | Тест | Самое великое чудо |
2 | 22.09 | Тест | Устное народное творчество |
3 | 11.10 | Тест | Поэтическая тетрадь 1 |
2четверть |
1 | 14.11 | Тест | Великие русские писатели 1 |
2 | 28.11 | Тест | Великие русские писатели 2 |
3 | 07.12 | Комплексная работа (административная) |
4 | 06.12 | Тест | Поэтическая тетрадь 2 |
5 | 20.12 | Тест | Литературные сказки |
3 четверть |
1 | 18.01 | Тест | Были-небылицы |
2 | 30.01 | Тест | Поэтическая тетрадь 3 |
3 | 27.02 | Тест | Люби живое |
4 | 14.03 | Тест | Поэтическая тетрадь 4 |
4 четверть |
1 | 10.04 | Тест | Собирай по ягодке – наберешь кузовок |
2 | 26.04 | Комплексная работа (административная) |
3 | 20.04 | Тест | По страницам детских журналов |
5. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
3 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Название раздела, темы урока (темы контрольной, практической, лабораторной, творческой работы) | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
| I четверть(33часа) | | | |
Самое великое чудо на свете (3 часа) |
1 | Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси. Учебник, с. 3. | 1 | 01.09 | с.7 сообщение |
2 | Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Учебник, с. 4–13. | 1 | 05.09 | с. 8-11, пересказ |
3 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест «Самое великое чудо». | 1 | 06.09 | с.12, 1-2вопросы |
Устное народное творчество (11 ч) |
4 | Русские народные песни, небылицы. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Учебник, с. 13–19. | 1 | 07.09 | с.14-17 чтение с.19, в.№ 2 |
5 | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства Учебник, с. 18–21. | 1 | 08.09 | с.20-21 пересказ |
6-7 | Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (освоение нового материала)Учебник, с. 22–27. | 2 | 12.09 13.09 | с.22-26 пересказ с.27 вопр.№ 7,9 |
8-9 | Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». (решение частных задач)Учебник, с. 28–32. | 2 | 14.09 15.09 | с.28-32 пересказ с.33-38 пересказ с.38 в.№1-2 |
10 | Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк» (постановка учебной задачи).Учебник, с. 33–39. | 1 | 19.09 | с.39 в.14-15 |
11-12 | Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка» (решение частных задач). Учебник, с. 40–45. | 2 | 20.09 21.09 | с.40-45 пересказ с.46-49 пересказ |
13 | Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Тест по теме «Устное народное творчество» Учебник, с. 46–50. | 1 | 22.09 | с.49-50 в.1,8 |
14 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» (систематизация знаний). Учебник, с. 51–58. | 1 | 26.09 | прочитать любимую сказку |
| Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» Учимся писать сочинения (с.7) | | | создать свой проект |
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч) |
15 | Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков. Ф. Тютчев «Весенняя гроза» (постановка учебной задачи). Учебник, с. 59–62. | 1 | 27.09 | с.62 наизусть |
16 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 1 | 28.09 | с. 63 в.4 |
17 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»(освоение нов. матер.). Уч., с. 64-65 | 1 | 29.09 | с.64-65 выраз. чтение |
18 | Обновление природы, отраженное в стихах И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (решение частных задач).Учебник, с. 66–67. | 1 | 03.10 | с.66-67 выраз. чт. в.1 |
19 | Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы» (решение частных задач). Учебник, с. 68–71 | 1 | 04.10 | с.68-71 выраз. чт. |
20-21 | Образы детей в произведениях И. Сурикова «Детство», «Зима» (постановка учебной задачи). Учебник, с. 72–77 | 2 | 05.10 06.10 | с.72-75 отрывок наизусть с.76-77 выраз. чт. |
22 | Урок-концерт «Знай и люби родную природу!» (обобщение знаний).с.78-80 | 1 | 10.10 | подготов. к пр. работе |
23 | Тест по теме «Поэтическая тетрадь 1». Учимся писать сочинения (с.7) | 1 | 11.10 | чтение стихов о природе |
Великие русские писатели (24 ч) |
24 | А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество. Учебник, с. 81–85. | 1 | 12.10 | с.84-85 чтение |
25-27 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения (освоение нового материала). Учебник, с. 85–87; 88–89; 90–91. | 3 | 13.10 17.10 18.10 | с.86-87 наизусть с.88-89 выраз. чт. с. 91 вопросы |
28-29 | Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки.(решение частных задач). Учебник, с. 92–113. | 2 | 19.10 20.10 | с.92-101 с.102-113 выразит.чт. |
30 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста. Сравнение. | 1 | 24.10 | с.114-128 выразит.чт. |
31 | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки (решение частных задач). Учебник, с. 128–129 | 1 | 25.10 | с.129, в.6 |
32 | И. А. Крылов. Биография и творчество (постановка учебной задачи).Учебник, с. 130–133. | 1 | 26.10 | с.133 вопросы |
33 | Басни И. А. Крылова (освоение нового материала). Учебник, с. 134–135 | 1 | 27.10 | с.134 в.2 |
| II четверть(32ч.) | | | |
34 | Басни И. А. Крылова (освоение нового материала). Учебник, с. 134–135 | 1 | 07.11 | с.135 в.5 |
35 | Инсценирование басен И. А. Крылова (решение частных задач). Учебник, с. 136–139 | 1 | 08.11 | с.137, в.5-7 |
36 | Инсценирование басен И. А. Крылова (решение частных задач). Учебник, с. 136–139 | 1 | 09.11 | наизусть по выбору |
37 | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество. (постановка учебной задачи). Учебник, с. 140–143 | 1 | 10.11 | с.142-143 чтение |
38 | М. Лермонтов. Лирические стихотворения. (освоение нового материала) Учебник с. 144–147 | 1 | 14.11 | с.144 в.3 |
39 | М. Лермонтов. Лирические стихотворения. Тест «Великие русские писатели» (решение частных задач)Учебник, с. 146–147 | 1 | 15.11 | с.146-147 наизусть по выбору |
40 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) (постановка учебной задачи). Учебник, с. 148–151 | 1 | 16.11 | с.151 вопросы |
41-42 | Л. Толстой «Акула» (освоение нового материала).Учебник, с. 152–155. | 2 | 17.11 21.11 | с.152-155 пересказ в.4-5 |
43 | Л. Толстой «Прыжок» (освоение нового материала). Учебник, с. 156–159 | 1 | 22.11 | с.156-159 пересказ |
44-45 | Л. Толстой «Лев и собачка» (освоение нового материала). Учебник, с. 160–162. | 2 | 23.11 24.11 | с.160-161 пересказ близко к тексту |
46 | Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» (решение частных задач). Учебник, с. 162–163 | 1 | 28.11 | придумать рассказ с описанием или рассуждением |
47 | Внеклассное чтение «Великие русские писатели» Тест «Великие русские писатели» (обобщение и систематизация знаний). | 1 | 29.11 | с.164-166 ответить на вопросы |
48 | Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе (постановка учебной задачи) Учимся писать сочинения (с.13)Учебник, с. 167–170 | 1 | 30.11 | с.168 – 170 выраз. чт |
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч) |
49 | Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (освоение нового материала). Учебник, с. 170–172. | 1 | 01.12 | с.170-172 пересказ |
50 | К.Бальмонт «Золотое слово»(реш. част. задач).Уч.,с.73 | 1 | 05.12 | с.173, выраз.чт. |
51 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» (решение частных задач). Учебник, с. 174–177 | 1 | 06.12 | с.174 наизусть |
52 | Комплексная работа (административная) | 1 | 07.12 | |
53 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест.(обобщ. и систематизация знаний).Уч., с. 178. | 1 | 08.12 | с.178 вопросы |
Литературные сказки (8 ч) |
54-55 | Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». (постановка учебной задачи)Учебник, с. 179–187. | 2 | 12.12 13.12 | с.180 чтение с.183-187 пересказ |
56-57 | В. Гаршин «Лягушка- путешественница». Характеристика героев сказки. (освоение нового материала) Учебник, с. 188–195. | 2 | 14.12 15.12 | с.188-195 пересказ с.195, в.6,7 |
58-59 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки (освоение нового материала).Учебник, с. 196–211. | 2 | 19.12 20.12 | пересказ сказки с.208, в.10 |
60 | Обобщение по разделу «Литературные сказки». Тест(обобщение знаний).Учебник, с. 212–213. | 1 | 21.12 | с.214-217 советуем прочитать |
61 | Внеклассное чтение. Учимся писать сочинения (с.7) (решение частных задач).Учебник, с. 208–211 | 1 | 22.12 | с. 210-211 работа по содержанию |
Были-небылицы (10 ч) |
62-64 | М. Горький «Случай с Евсейкой» (постановка учебной задачи). Учебник, ч. 2, с. 3–11. | 3 | 26.12 27.12 28.12 | с.4-11 пересказ с.11. в.5 |
65 | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» (решение частных задач).Учебник, с. 12–24. | 1 | 29.12 | составление плана |
| III четверть (41ч.) | | | |
66 | Человек и животные. К. Паустовский «Растрепанный воробей» (решение частных задач).Учебник, с. 12–24. | 1 | 11.01 | с.24, в.5 |
67 | Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (решение учебной задачи) | 1 | 12.01 | работа по содержанию |
68-69 | А. Куприн «Слон» (освоение нового материала). Учебник, с. 25–40. | 2 | 16.01 17.01 | с.25-40 чтение с.40, в.3 |
70 | А. Куприн «Слон» (решение частных задач).Учебник, с. 40–41. | 1 | 18.01 | с.41 в.5-7 |
71 | Проверка и оценка достижений. Тест по теме «Были-небылицы» Учимся писать сочинения (с.61) (обобщение знаний). Учебник, с. 42–44. | 1 | 19.01 | с.44 составь рассказ |
Поэтическая тетрадь 3. (6 ч) |
72-73 | Саша Черный. Стихи о животных: «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» (постановка учебной задачи). Учебник, с. 45–49. | 2 | 23.01 24.01 | с.46-48 выраз. чт. с.49 в.3 |
74-75 | А. Блок. Картины зимних забав (решение частных задач).Учебник, с. 50–54. | 2 | 25.01 26.01 | с.50-51 наизусть с.51-54 выраз.чт. |
76 | Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха» (решение частных задач).Учебник, с. 55–56. | 1 | 30.01 | с.55 наизусть в.6 |
77 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест. (обобщение и систематизация знаний). Учебник, с. 56. | 1 | 31.01 | с.56 проверь себя |
Люби живое (16 ч) |
78-79 | Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина» (постанов ка учебной задачи).Уч., с.57–59 | 2 | 01.02 02.02 | с.58-59 пересказ рассказ о природе |
80-81 | О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (решение частных задач). Учебник, с. 60–67. | 2 | 06.02 07.02 | с.60-66 пересказ от первого лица в.11 |
82 | Верность и преданность. В. Белов «Малька провинилась» . (освоение нового материала)Учебник, с. 68–70. | 1 | 08.02 | с.70 в.3-4 |
83 | В. Белов «Еще про Мальку» (решение частных задач).Учебник, с. 70–72 | 1 | 09.02 | с.70-72 пересказ |
84-85 | В. Бианки «Мышонок Пик» (решение частных задач).Учебник, с. 73–82. | 2 | 13.02 14.02 | составить план прочитать продолжение сказки |
86-88 | Б. Житков «Про обезьянку» (решение частных задач).Учебник, с. 83–97. | 3 | 15.02 16.02 20.02 | с.97, в.8,9 нарисовать иллюстрацию |
89 | В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения (освоение нового материала).Учебник, с. 98–102. | 1 | 21.02 | сообщение «Птицы» |
90-91 | В. Драгунский. «Он живой и светится» (решение частных задач).Учебник, с. 102–106. | 2 | 22.02 27.02 | с.102-106 пересказ |
92 | Обобщение по разделу «Люби живое». Тест.(обобщение знаний). Учебник, с. 107–108. | 1 | 28.02 | с.108, в.8,12 принести книгу на тему «Люби живое» |
93 | Внеклассное чтение по теме «Люби живое». Учимся писать сочинения (с.18) | 1 | 01.03 | нарисовать иллюстрацию |
Поэтическая тетрадь 4. (7 ч) |
94 | Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...». (постановка учебной задачи)Учебник, с. 109–111 | 1 | 02.03 | с.110-111 выраз. чт. работа над вопросами. |
95 | Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре» (освоение нового материала).Учебник, с. 112–115. | 1 | 06.03 | с. 115, в.4 |
96 | Стихи о детях. С. Михалков «Если» (решение частных задач)Учебник, с. 116–117 | 1 | 07.03 | выразительное чтение |
97-98 | Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок» (решение частных задач). Учебник, с. 118–119. | 2 | 09.03 13.03 | наизусть по выбору рассказ о котенке |
99 | Проект «Времена года» (праздник поэзии) (решение частных задач).Уч. с. 120–121 | 1 | 14.03 | составить проект |
100 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 4» . Тест. (обобщение знаний).Учебник, с. 122. | 1 | 15.03 | с.122 работа над вопросами |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) |
101 | Положительные качества человека. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (постановка учебной задачи)Учебник с. 123–128. | 1 | 16.03 | с.124-128 пересказ с.128, в.5-6 |
102-103 | А. Платонов «Цветок на земле» (освоение нов. материала).Учебник, с. 129–136. | 2 | 20.03 21.03 | чтение по ролям с.136, в.4 |
104-105 | Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (решение частных задач) Учебник, с. 136–143. | 2 | 22.03 23.03 | выборочный пересказ |
| IV четверть(24ч.) | | | |
106 | Образы детей в произведении М. Зощенко «Золотые слова» (освоение нового материала). Учеб., с. 144–153 | 1 | 03.04 | составить план чтение по ролям |
107-108 | Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники» (решение частных задач). Учебник, с. 154–164 | 2 | 04.04 05.04 | описание глав.героев восстанови порядок событий |
109-110 | Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон» (решение частных задач).Учебник, с. 164–172. | 2 | 06.04 10.04 | выразительное чтение |
111 | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (обобщение знаний). Тест. | 1 | 11.04 | с.172 проверь себя |
112 | Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Учимся писать сочинения (с.41) | 1 | 12.04 | прочитать рассказы Носова |
По страницам детских журналов (6 ч) |
113 | «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы (постановка и решение учебной задачи).Учебник, с. 173–178 | 1 | 13.04 | сообщение о журнале |
114 | Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» (решение учебной задачи).Учебник, с. 175–178 | 1 | 17.04 | рассказ о войне |
115 | Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели» (решение частных задач). Учебник, с. 179–183. | 1 | 18.04 | с.179-183 чтение по ролям, придумать вопросы к рассказу |
116 | Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды» (решение частных задач). Учебник, с. 183–186. | 1 | 19.04 | с.184 переделать советы |
117 | Шутливое искажение действительности. Р. Сеф. «Веселые стихи» (решение частных задач). Учебник, с. 186–188 | 1 | 20.04 | выразительное чтение |
118 | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Тест.(обобщение знаний). Учебник, с. 188. | 1 | 24.04 | с.188 вопросы |
Зарубежная литература (12 ч) |
119 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей (постановка учебной задачи).Учебник, с. 190–199. | 1 | 25.04 | с.190-199 пересказ |
120 | Комплексная работа (административная) | 1 | 26.04 | повторение |
121 | Древнегреческий миф. Храбрый Персей (постановка учебной задачи).Учебник, с. 190–199. | 1 | 27.04 | с.190-199 вопросы |
122-124 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок» (освоение нового материала).Учебник, с. 214–215 | 3 | 02.05 03.05 04.05 | с.200-214 пересказ, с.214, в.3,5 |
125-127 | Нравственный смысл сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» (решение частных задач) | 3 | 10.05 11.05 15.05 | с.215, в.7 |
128 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Учебник, с. 215. | 1 | 16.05 | с.215 читать |
129 | Внеклассное чтение. Произведения зарубежных писателей. Учимся писать сочинения (с.54) | 1 | 17.05 | с.215, в.7 |
130 | Итоговый урок «Что читать летом» (обобщение знаний).Учебник, с. 218–220. | 1 | 18.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска от 30.08.2022 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |
15