Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
¹ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности | Методы оценки достижений | Кол-во часов | Дата | Использование ИКТ на уроке |
1 | Самое великое чудо на свете. Р. С. Сеф «Читателю» | Ориентироваться в учебнике.Прогнозировать содержание раздела.Описывать по картинке. | Текущие | 1ч | 4.09 | |
Устное народное творчество – 12 часов | | |
2 | Русские народные песни. | Называть особенности народных песен. Оценивать свой ответ. Обогащать словарный запас. | Текущие | 1ч | 5.09 | |
3 | Потешки и прибаутки, считалки и небылицы | различать малые и большие жанры. | текущие | 1ч | 6.09 | |
4 | Загадки, пословицы и поговорки. | Подбирать книги с малыми жанрами фольклора; придумывать свои загадки, пословицы | текущие | 1ч | 9.09 | |
5 | Сказки. Ю. П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | Отличать жанр народной сказки; развивать речь, навыки чтения, уметь соотносить иллюстрацию с текстом. | текущие | 1ч | 11.09 | |
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | ,Учиться работать в паре, уметь определять основную мысль сказки, находить в тексте ключевые слова,передавать настроение героев сказки. | текущие | 1ч | 12.09 | |
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Обсуждать прочитанное, читать с выражением,, определять основную мысль сказки, делить текст на части; показать, рассказывать содержание текста | текущие | 1ч | 13.09 | |
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | Читать с выражением, оценивать поступки героев, передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Прверка т/чт. | 1ч | 16.09 | |
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | Прогнозировать содержание сказки, описывать внешний вид героев, составлять план пересказа развивать мышление, отвечать на вопросы по тексту. | текущие | 1ч | 18.09 | |
10 | Русская народная сказка «Каша из топора». | Понимать особенности бытовой сказки,развивать речь, определять особенности художественного текста, характеризовать поступки героев, анализировать текст | исследовательская работа | 1ч | 19.09 | |
11 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | Читать произведение с выражением, анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту. | текущие | 1ч | 20.09 | |
12 | А. А. Шибаев «Вспомни сказку» | отвечать на вопросы; оценивать свой ответ | текущие | 1ч | 23.09 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». | проверить себя по изученной теме. | тест | 1ч | 25.09 | |
Люблю природу русскую! Осень –7 часов | | |
14 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» | Прогнозировать содержание раздела ,воспринимать на слух произведение, сравнивать,находить сходства и различия | текущие | 1ч | 26.09 | |
15 | К. Бальмонт «Поспевает брусника …» А. Плещеев «Осень наступила …» | Работать в паре, со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; наблюдать за явлениями природы,создавать иллюстрации по содержанию | текущие | 1ч | 27.09 | |
16 | А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень» | Определять главную мысль автора, анализировать текст,.создавать иллюстрации по содержанию | текущие | 1ч | 30.09 | |
17 | С. Есенин «Закружилась листва золотая» В. Брюсов «Сухие листья» И. Токмакова «Опустел скворечник» | Выразительно читать стихи, иллюстрировать, работать в группе, определять авторскую позицию | текущие | 1ч | 2.10 | |
18 | В. Д. Берестов «Хитрые грибы». | Составлять краткую аннотацию произведения, ориентироваться в специфике текста, анализ и сравнение различных видов текста. | текущие | 1ч | 3.10 | |
19 | М. М. Пришвин «Осеннее утро» | Передавать содержание текста, подтверждать фактами свои суждения, сравнивать произведения, находить сходства и различия | текущие | 1ч | 4.10 | |
20 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Осень.» | Проверить свои знания. Оценивать свои достижения | П.Р. | 1ч | 7.10 | |
Русские писатели – 13 часов | | |
21 | А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. | Читать выразительно стихи, обсуждать прочитанное, | текущие | 1ч | 9.10 | |
22 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» | ,Подбирать книги в соответствии с темой, осмыслить эстетические суждения автора. | текущие | 1ч | 10.10 | |
23 | А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя …», «Зима! Крестьянин торжествуя …» | Выразительно читать стихи, находить в тексте оллицетворения, сравнивать тексты на одну и ту же тему | текущие | 1ч | 11.10 | |
24 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. | текущие | 1ч | 14.10 | |
25 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. | текущие | 1ч | 16.10 | |
26 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев. | текущие | 1ч | 17.10 | |
27 | И. А. Крылов И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» | Воспринимать на слух худож. произведение,находить основную мысль,придумывать сои рассказы на данную тему Знать особенности жанра басни; выборочно читать, сравнить басни и сказки. | текущие | 1ч | 18.10 | |
28 | И. А. Крылов «Стрекоза и муравей» | Читать в парах по ролям, отражать характер героев | текущие | 1ч | 21.10 | |
29 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек | Определять главную мысль произведения,оценить поведение героев, вести диалог на данную тему | текущие | 1ч | 23.10 | |
30 | Л. Н. Толстой «Филипок» | Составлять план к произведению, определить главную мысль текста и характеры героев. плана произведения, словесно иллюстрировать, дополнить текст своими подтверждениями из жизни | текущие | 1ч | 24.10 | |
31 | Л. Н. Толстой «Котёнок» Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | Передавать смысл произведения, коллективно обсуждать прочитанное,оценить поступки героев, описать характер героя Определять основную мысль произведения,вести монолог на тему текста | текущие | 1ч | 25.10 | |
32 | Разноцветные страницы.( с.120, с.80 ) | Оценить свои достижения | Проверка т/чт. | 1ч | 28.10 | |
33 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». | Оценить свои знания | К.р. | 1ч | 30.10 | |
О братьях наших меньших – 10 часов | | |
34 | Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?» | Прогнозировать содержание раздела, определить позицию авторов | итоговые | 1ч | 31.10 | |
35 | Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака …» | Устанавливать связь текстов, задавать вопросы к текстам | текущие | 1ч | 8.11 | |
36 | В. Берестов «Кошкин щенок” | Определить отношение автора к герою, подбирать книги на соответств.тему, доказывать свое мнение | текущие | 1ч | 11.11 | |
37 | М. М. Пришвин «Ребята и утята» | Делить текст на части., составлять план текста,передавать содержание текста по плану, сравнивать поступки героев произведения | текущие | 1ч | 13.11 | |
38 | Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | Делить текст на части, творчески пересказывать, составлять план | текущие | 1ч | 14.11 | |
39 | Б. С. Житков «Храбрый утёнок» | Делить текст на части, определить главную мысль произведения,соотнести тему и наголовок произведения | текущие | 1ч | 15.11 | |
40 | В. В. Бианки «Музыкант» | Делить на части, пересказывать по плану, иллюстрировать | текущие | 1ч | 18.11 | |
41 | В. В. Бианки «Сова» | Оценивать поступки героев. | текущие | 1ч | 20.11 | |
42 | Разноцветные страницы | Подбирать книги на данную тему, рассказывать о них | текущие | 1ч | 21.11 | |
43 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». | Оценить свои достижения | К.р. | 1ч | 22.11 | |
Из детских журналов – 9 часов | | |
44 | Знакомство с детскими журналами. | Подобрать журналы для выставки | тематические | 1ч | 25.11 | |
45 | Д. Хармс «Игра» | Читать по ролям, читать выразительно, передать содержание прочитанного | текущие | 1ч | 27.11 | |
46 | Д. Хармс «Вы знаете?...» | читать выразительно, передать содержание прочитанного | текущие | 1ч | 28.11 | |
47 | Д. Хармс «Весёлые чижи» | Подбирать рифмы, выразительно читать | текущие | 1ч | 29.11 | |
48 | Д. Хармс «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог” | Подбирать рифмы, создать иллюстрации | текущие | 1ч | 2.12 | |
49 | Ю. Д. Владимиров «Чудаки». А. И. Введенский «Учёный Петя» ПРОЕКТ»Любимый детский журнал» | Сравнить название и содержание текста | текущие | 1ч | 4.12 | |
50 | А. И. Введенский «Лошадка» | Выражать своё отношение к прочитанному | текущие | 1ч | 5.12 | |
51 | Д. Хармс «Весёлый старичок» | Создать иллюстрации, дополнить текст своими суждениями | текущие | 1ч | 6.12 | |
52 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». | Оценить свои достижения | тест | 1ч | 9.12 | |
Люблю природу русскую! Зима – 9 часов | | |
53 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки. | Научаться загадывать загадки | тематические | 1ч | 11.12 | |
54 | И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло …» К. Д. Бальмонт «Светло-пушистая …» | Анализировать стихотворный текст, сравнить описание зимы разных авторов | текущие | 1ч | 12.12 | |
55 | Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах …» Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою …» | Анализировать текст, словесное рисовать картину,определить позицию автора | текущие | 1ч | 13.12 | |
56 | С. А. Есенин «Поёт зима-аукает …», «Берёза» | Находить в тексте средства художественной выразительности(метафоры) анализировать текст стихот., сопоставлять содержание стихотворений и картин | текущие | 1ч | 16.12 | |
57 | Русская народная сказка «Два мороза» | Выделять главное в прочитанном тексте, составлять план к произведению, пересказывать по нём | текущие | 1ч | 18.12 | |
58 | С. В. Михалков «Новогодняя быль» | Работать с иллюстрацией, читать по ролям | текущие | 1ч | 19.12 | |
59 | А. Л. Барто «Дело было в январе …» С. Д. Дрожжин «Улицей гуляет | Анализировать стихотворение , работать в группах. | текущие | 1ч | 20.12 | |
60 | Разноцветные страницы | Создать иллюстрации по содержанию | рубежный | 1ч | 23.12 | |
61 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». | Оценить свои достижения | К.р. | 1ч | 25.12 | |
Писатели – детям – 20 час | | |
62 | К. И. Чуковский | Познакомить с биографией писателя | текущ. | 1ч | 26.12 | |
63 | К. И. Чуковский «Путаница» | Различать малые жанры фольклора, понятие рифма | исследоват. | 1ч | 27.12 | |
64 | К. И. Чуковский «Радость» | Создавать иллюстрации | текущ. | 1ч | 13.01 | |
65 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | Задавать вопросы по содержанию | текущ. | 1ч | 15.01 | |
66 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | Задавать вопросы по содержанию | текущ. | 1ч | 16.01 | |
67 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | Задавать вопросы по содержанию | исслед. | 1ч | 17.01 | |
68 | С. Я. Маршак | Определять главную мысль стих. | текущ. | 1ч | 20.01 | |
70 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | Узнавать произведение по опорным словам | текущ. | 1ч | 22.01 | |
71 | С. В. Михалков | Познакомить с биографией писателя | текущ. | 1ч | 23.01 | |
72 | С. В. Михалков «Мой секрет» | Объяснить название стих. Придумать своё продолжение стих. | текущ. | 1ч | 24.01 | |
73 | С. В. Михалков «Сила воли» | Обсуждать прочитанное, делать выводы, оценивать поступки героев | текущ. | 1ч | 27.01 | |
74 | С. В. Михалков «Мой щенок» | Оценить отношение автора к героям .прогнозировать дальнейшие события | текущ. | 1ч | 29.01 | |
75 | А. Л. Барто «Верёвочка» | заучивать стихотворения наизусть,анализ его | текущ. | 1ч | 30.01 | |
76 | А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | Ориентироваться в группе книг | текущ. | 1ч | 31.01 | |
77 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» | Чтение по ролям, анализ стихотворного текста | текущ. | 1ч | 3.02 | |
78 | Н. Н. Носов «Затейники» | Пересказ, определение главной мысли произведения. | проект | 1ч | 5.02 | |
79 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | Чтение по ролям, восприятие информации на слух | текущ. | 1ч | 6.02 | |
80 | Н. Н. Носов «На горке» | Пересказ, определение главной мысли произведения. | текущ. | 1ч | 7.02 | |
81 | Скороговорки | Развивитие речи, дикции | итогов. | 1ч | 10.02 | |
82 | Обобщающий урок по теме «Писатели - детям». | Оценивание своих достижений | К.р. | 1ч | 12.02 | |
Я и мои друзья – 13 часов | | |
83 | Я и мои друзья. Развитие речи. | Передача текста последовательно , | темат. | 1ч | 13.02 | |
84 | В. Д. Берестов «За игрой» Э. Э. Мошковская «я ушёл в свою обиду» | Выраз. чтение; | текущ. | 1ч | 14.02 | |
85 | В. Д. Берестов «Гляжу с высоты» В. В. Лунин «Я и Вовка» | Выраз. чтение; | текущ. | 1ч | 17.02 | |
86 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Пересказ, определение главной мысли произведения, составление плана к тексту | текущ. | 1ч | 19.02 | |
87 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Пересказ, определение главной мысли произведения, составление плана к тексту | текущ. | 1ч | 20.02 | |
88 | Ю. И. Ермолаев «Два пирожных» | Определение главной мысли произведения, составление плана к тексту | текущ. | 1ч | 21.02 | |
89 | В. А. Осеева «Волшебное слово» | Пересказ, анализ прочитанного, подтверждение своих высказываний цитатами из текста | исслед. | 1ч | 24.02 | |
90 | В. А. Осеева «Хорошее» | Прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и озаглавливать их. | исслед. | 1ч | 26.02 | |
91 | В. А. Осеева «Почему? | Анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | текущ. | 1ч | 27.02 | |
92 | В. А. Осеева «Почему? | Анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | текущ. | 1ч | 28.02 | |
93 | В. А. Осеева «Почему? | Анализировать и делать выводы, делить текст на части и озаглавливать их, составлять вопросы к тексту. | текущ. | 1ч | 3.03 | |
94 | Е. А. Благинина «Простокваша» В. Н. Орлов «На печи» | Анализ текста | темат. | 1ч | 5.03 | |
95 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». | Оценивание своих достижений | П.р. | 1ч | 6.03 | |
Люблю природу русскую! Весна – 10 часов | | |
96 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки. | Познакомиться с загадками о весне; развивтие речи | Текущ. | 1ч | 7.03 | |
97 | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» | Анализировать стихотворный текст | Текущ. | 1ч | 10.03 | |
98 | А. Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | Анализировать стихотворение | Текущ. | 1ч | 12.03 | |
99 | А. А. Блок «На лугу» С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот …» | Анализировать стихотворение | Текущ. | 1ч | 13.03 | |
100 | И. А. Бунин «Матери» | Диагностика скорости чтения | Тест | 1ч | 14.03 | |
101 | А. Н. Плещеев «В бурю» | Анализ стихотворного текста. | Итогов. | 1ч | 17.03 | |
102 | Е. А. Благинина «Посидим в тишине» Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | Анализ стихотворного текста. | Текущ. | 1ч | 19.03 | |
103 | С.Васильева « Белая берёза» | Анализ стихотворного текста. | Текущ. | 1ч | 20.03 | |
104 | И. М. Пивоварова «Здравствуй». ПРОЕКТ»День Победы» | Анализ стихотворного текста. | Текущ. | 1ч | 21.03 | |
105 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». | повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | П.р. | 1ч | 31.03 | |
И в шутку, и всерьёз – 14 часов | | |
106 | «Мозговая атака». Развитие речи. | Развитие речи, памяти, внимания, мышления. | | 1ч | 2.04 | |
107 | Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | Работа по тексту | Текущ. | 1ч | 3.04 | |
108 | Б. В. Заходер. Песенки Винни Пуха | Анализировать стихотворение | Текущ. | 1ч | 4.04 | |
109 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | Анализировать стихотворение | Текущ. | 1ч | 7.04 | |
110 | Э. Н. Успенский «Чебурашка» | Анализировать стихотворение | Текущ. | 1ч | 9.04 | |
111 | Э. Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», | Оценивать поступки героев | Текущ. | 1ч | 10.04 | |
112 | Э. Н. Успенский«Над нашей квартирой», «Память» | Оценивать поступки героев | Текущ. | 1ч | 11.04 | |
113 | В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | Повторение понятие олицетворение; развитие навыка чтения, уметь составлять вопросы к тексту | Текущ. | 1ч | 14.04 | |
114 | И. П. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | Развитие навыка чтения, умения задавать вопросы, заучивать стихотворение наизусть | Текущ. | 1ч | 16.04 | |
115 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | чтение по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста | Текущ. | 1ч | 17.04 | |
116 | Г. Б. Остер «Будем знакомы» | чтение по ролям, умение подтверждать свои мысли цитатами из текста | Текущ. | 1ч | 18.04 | | |
117 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | оценивать поступки героев | текущий | 1ч | 21.04 | |
118 | В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | оценивать поступки героев | текущий | 1ч | 23.04 | |
119 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». | повторить и обобщить изученный материал; проверить ЗУН по изученной теме | П.р. | 1ч | 24.04 | |
Литература зарубежных стран – 18 часов | | |
120 | Викторина. Развитие речи | Развивать речь, память, внимание, мышление. | | 1ч | 25.04 | |
121 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | Выразительное чтение, отличие поэтического текста от прозы | Текущ. | 1ч | 28.04 | |
122 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | Выразительное чтение, | Текущ. | 1ч | 30.04 | |
123 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» | Ответы на вопросы, осмысливание текста | Текущ. | 1ч | 2.05 | |
124 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | Сравние, анализ и выводы | Текущ. | 1ч | 5.05 | |
125 | Ш. Перро «Кот в сапогах” | Переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам, определять позиции героев | Текущ. | 1ч | 7.05 | |
126 | Ш. Перро «Кот в сапогах” | Переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам, определять позиции героев | Текущ. | 1ч | 8.05 | |
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах” | Переводить зрительную информацию в словесную, находить отрывки по вопросам, определять позиции героев | Текущ. | 1ч | 12.05 | |
128 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | Передавать интонацией своё отношение к герою, инсценировать , оценивать героев | Текущ. | 1ч | 14.05 | |
129 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | Давать характеристику героям, создать серию иллюстраций к тексту, рассказывать по плану | Текущ. | 1ч | 15.05 | |
130 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | Отвечать на вопросы, делить текст на части | Текущ. | 1ч | 16.05 | |
131 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | Отвечать на вопросы, делить текст на части | Текущ. | 1ч | 19.05 | |
132 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | Отвечать на вопросы, делить текст на части | Текущ. | 1ч | 21.05 | |
133 | К. Чуковский «Котауси и Мауси» | Выразительное чтение, | Текущ. | 1ч | 22.05 | |
134 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран». | Оценить свои достижения | К.р. | 1ч | 23.05 | |
135 | Проверка техники чтения. | Оценить свои достижения | Пров. т.ч. | 1ч | 26.05 | |
136 | Итоговый урок. Задание на лето. Резервные уроки | Оценить свои достижения | тест | 1ч | 28.05 29.05 30.05 | |