Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
РАССМОТРЕНО На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол № ___ от «___» ______________ 2018 г. Руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов __________________ Е.А. Чуба | СОГЛАСОВАНО На заседании методического совета школы Протокол № ___ от «___» _____________ 2018 г. Председатель методического совета _________________ Ю.В. Жукова | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________________ О.М. Коскина Приказ № ___ от «___» _______________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название предмета: Литературное чтение
Класс: 1
Количество часов в неделю/год: 4/132
Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
Учебник: Л.Е. Журова Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2-х частях. / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. Ч. 1 – 160 с.: ил. Ч. 2 – 124 с.: ил.
Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [авт.-сост. Л.А. Ефросинина]. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.: ил.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л.А Ефросинина]. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.: ил.
Ф.И.О. учителя: М. А. Покачева
2087-2019 учебный год
г. Тобольск
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Содержание учебного предмета
Литературное чтение. Обучение грамоте
1.Добуквенный период (13 ч.)
2. Основной период (51 ч.)
3.Послебукварный период (40 ч.)
Слово и предложение. Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение. Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса.
Фонетика. Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Моделирование звукового состава слова. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Ударение. Ударный гласный звук в слове.
Графика. Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё,, ю, я. Звук и буква. Буква как знак звука. Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость предшествующего согласного. Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твердости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й']. Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Названия букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.
Восприятие художественного произведения. Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником. Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения. Знакомство с литературными жанрами: стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские). Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы.
Чтение. Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Работа над осознанностью чтения.
Развитие речи. Рассказы повествовательного и описательного характера.
Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе)вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр.
Литературное чтение
Читаем сказки, загадки, скороговорки (6 ч.)
Учимся уму-разуму (8 ч.)
Читаем о родной природе (7 ч.)
О наших друзьях-животных (7 ч.)
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух фольклорных и авторских произведений. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.
Понятия: писатель, автор произведения, заглавие, жанр, тема, герой.
Чтение вслух и молча (про себя)
Чтение вслух - слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами. Знакомство с нормами чтения (что - [што], чтобы - [штобы], -ого — о[ва]). Интонация конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки), интонация перечисления (по образцу). Чтение про себя (молча) отрывков и небольших произведений. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое.
Работа с текстом
Текст и набор предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Структура текста: абзац, начало и концовка текста. Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.
Понятия: текст произведения, фамилия автора, заглавие, абзац, часть текста, тема (о чем произведение?), жанр (что это?).
Говорение (культура речевого общения)
Диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений). Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или поступках).
Находить в тексте произведения диалоги героев.
Работа с текстом научно- популярного произведения
Знакомство (практическое) с научно-популярным произведением: наличие в тексте фактической информации о предмете или явлении.
Библиографическая культура
Знакомство с книгой и ее аппаратом: обложка, страницы обложки, иллюстрация, название книги (фамилия автора и заголовок), тема и жанр книги (если таковые обозначены). Выбор книг по авторской принадлежности, жанру, теме.
Письмо (культура письменной речи)
Произведение как пример письменной речи. Практическое знакомство с текстом-повествованием, текстом-описанием, текстом-рассуждением.
Круг чтения. Малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX-XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX века и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные. Основные жанры: стихотворение, рассказ, сказка. Темы чтения: о Родине, природе, детях, животных; юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика. Понятия: произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.
Творческая деятельность учащихся. Чтение по ролям и инсценирование. Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты). «Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения). Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения. Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.
Чтение: работа с информацией. Представление об информации и сбор информации. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа из расчета 4 ч в неделю
Количество часов:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
32 ч | 32ч | 36ч | 32ч |
1 полугодие 64 часа 2 полугодие 68 часов
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Тема раздела/ количество часов | Номер урока | Дата проведения | Информация о корректировке | Тема урока | Планируемый результат |
Добуквенный период – 13 ч. | 1 | | | Введение понятия о предложении. Вводный инструктаж по ТБ и ПБ. | Составлять рассказ по сюжетной картинке. Обозначать каждое предложение полоской. |
| 2 | | | Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». | Составлять рассказ с опорой на картинки и обозначать каждое предложение полоской. Сравнивать животных на с. 6 и 7 «Букваря». Читать отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит». |
| 3 | | | Развитие восприятия художественного произведения. С. Дрожжин «Привет». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 4 | | | Рассказ по сюжетной картинке | Составлять рассказ по сюжетной картинке. Устанавливать пространственные отношения между объектами (за, перед, между и т. д.) |
| 5 | | | Интонационное выделение первого звука в словах. | Пересказывать сказку «Репка». Интонационно выделять первый звук в словах: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Отрабатывать пространственные отношения между объектами. |
| 6 | | | Стартовая диагностическая работа. Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом». | |
| 7 | | | Звуковой анализ слова мак. | Выполнять диагностические задания. Работать по простой инструкции. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 8 | | | Звуковой анализ слов сыр, нос. | |
| 9 | | | Рассказ по сюжетным картинкам. | Читать отрывки из стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый». Придумывать рассказ по серии картинок. |
| 10 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 11 | | | Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение этих слов по звуковой структуре. | Проводить звуковой анализ слов лук и лес. Сравнивать эти слова по звуковой структуре. Называть слова со звуками [л], [л'].Понимать значение понятия «глас¬ный звук». Обозначать гласный звук красной фишкой. |
| 12 | | | Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. | Проводить звуковой анализ слова Нина. Понимать значение понятия «согласный звук». Обозначать согласные звуки в модели слова. Составлять слова из указанных в других словах звуков (трудное задание). |
| 13 | | | Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». | Проводить звуковой анализ слов Анюта, луна. Выбирать слова со звуком [а] в начале, в конце и середине слова. Разгадывать кроссворд. |
Основной период – 51 ч. | 14 | | | Знакомство с буквой А (а). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 15 | | | Развитие восприятия художественного произведения. С. Романовский «Москва». | Проводить звуковой анализ слова рой, выделять звук [й']. Проводить звуковой анализ слова яхта. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). Проводить звуковой анализ слова якорь (для хорошо успевающих детей). Составлять слова из заданных звуков (трудное задание). Читать стихотворения В. Кремнёва и разгадывать загадки. |
| 16 | | | Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]). | Проводить звуковой анализ слова полка. Составлять (по схеме) различные имена с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определять звуковые схемы слов стол и столик. Называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце (по рисункам). |
| 17 | | | Знакомство с буквой О (о). | Проводить звуковой анализ слов утенок, клен, пес. Разгадывать кроссворд. |
| 18 | | | Знакомство с буквой Ё (ё). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 19 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Родничок». | Проводить звуковой анализ слов труба, стул. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. |
| 20 | | | Знакомство с буквой У (у). | Проводить звуковой анализ слов ключ, утюг. Разгадывать кроссворд. |
| 21 | | | Знакомство с буквой Ю (ю). | Проводить звуковой анализ слов юла, юнга. Для сильных учеников: разгадывать кроссворд; соотносить звуковые модели со словами – названиями картинок. |
| 22 | | | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | Проводить звуковой анализ слов с буквой ю. Разгадывать кроссворд; соотносить звуковые модели со словами – названиями картинок. |
| 23 | | | Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 24 | | | Развитие восприятия художественного произведения. М. Михайлов «Лесные хоромы». | Проводить звуковой анализ слов лев, белка. Упражнение в словоизменении (белка – балка – булка). |
| 25 | | | Знакомство с буквой Е (е). | Проводить звуковой анализ слов ели, ежата. Строить звуковые цепочки: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова. |
| 26 | | | Буква е в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]). | Читать стихотворения С. Маршака. Проводить звуковой анализ слов рыба, усы, дым. Преобразовывать слова. Разгадывать кроссворд (для сильных учеников). |
| 27 | | | Знакомство с буквой ы. | Читать стихотворения С. Маршака. Проводить звуковой анализ. |
| | | | | |
| | | | | |
| 28 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «Буква "ты"». Знакомство с буквой И (и). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Проводить звуковой анализ слов флаги, гиря. Разгадывать кроссворд. Проводить звуковой анализ слов нос, лук, мел, составлять модели этих слов с помощью жёлтых фишек и букв |
| 29 | | | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | Преобразовывать одно слово в другое путём замены буквы. |
| 30 | | | Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков. | Читать слова с заменой буквы гласного звука. Читать стихотворение И. Токмаковой. Преобразовывать слова. |
| 31 | | | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | Сопоставлять первые звуки в словах: мышка – мишка, миска – маска, белка – булка, булка – булки, булки – белки. Преобразовывать слова. |
| 32 | | | Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. | Читать слова, получающиеся при изменении буквы, обозначающей гласный звук. Разгадывать кроссворд. Проводить звуковой анализ слов Маша, Миша. Применять способ чтения прямого слога с помощью «окошек». Отрабатывать способ чтения прямого слога. Читать слоги, слова. Читать стихотворения Г. Виеру и В. Орлова. Составлять словосочетания с место-имениями моя, моё, мой, мои. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 33 | | | Знакомство с буквой М (м). |
| 34 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Я. Аким «Мой верный чиж». |
| 35 | | | Знакомство с буквой Н (н). | Проводить звуковой анализ слов нос, нитки. Осваивать способ чтения прямых слогов с буквой н с использованием пособия «окошки». Составлять словосочетания с местоимениями он, она, оно, они. Читать слоги, слова и тексты (дифференцированная работа). |
| 36 | | | Знакомство с буквой Р (р). | Проводить звуковой анализ слов рысь, речка. Читать слоги, слова, предложения (дифференцированная работа). Читать рассказ С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». |
| 37 | | | Знакомство с буквой Л (л). | Проводить звуковой анализ слов луна, лиса. Читать слоги с буквой л с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова и предложения. Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. Проводить звуковой анализ слов чайка, гайка. Определять лексические значения слов-омонимов рой, мой. Читать слова, предложения. Придумывать предложения к иллюстрации. Читать слова по таблице при замене одной буквы. Читать рассказ В. Голявкина «Четыре цвета». |
| 38 | | | Знакомство с буквой Й (й). |
| 39 | | | Развитие восприятия художественного произведения А. Блок «Зайчик». Введение понятия «слог». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Делить слова на слоги. Определять слова, состоящие из одного слога. Читать слова, предложения. Читать рассказ Г. Цыферова «Как цыплёнок |
| 40 | | | Знакомство с буквой Г (г). | рисовал».Проводить звуковой анализ слов рога, флаги. Читать слоги с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова. Классифицировать объекты (растения, насекомые). Читать рассказ Г. Остера «Одни неприятности». |
| 41 | | | Знакомство с буквой К (к). | Проводить звуковой анализ слов карта, брюки. Делить слова на слоги. Читать слоги с использованием пособия «окошки». Читать слоги, слова. Искать слова, в которых на одну букву больше (меньше), чем в слове крот. Разгадывать зашифрованные слова: юла, лимон, клоун. Читать рассказ Г. Остера «Так не честно».Познакомиться с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражать эту характеристику в модели слова (знак «звоночек» расположен над фишкой звонкого звука). Читать слова и предложения. Сравнивать слова по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков в именах детей: Кира, Коля, Гена, Галя. Придумывать окончание истории. Читать рассказ Г. Остера «Секретный язык». |
| 42 | | | Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова. |
| 43 | | | Знакомство с буквой 3 (з). | Проводить звуковой анализ слов зебра и замок. Читать слова за́мок – замо́к с изменением ударения, определять лексическое значение обоих слов. Читать слоги по «окошкам». Читать слоги, слова, предложения. Читать рассказ Г. Остера «Где лучше бояться?»Проводить звуковой анализ слов гуси, сумка. Читать слоги, слова и предложения. Расшифровывать «зашифрованные» слова (навес, сосна, бант). Читать стихотворение A. Барто «Я знаю, что надо придумать» и рассказ B. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».Проводить звуковой анализ слов душ, дятел. Читать слоги, слова, предложения, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровывать зашифрованное слово: среда – адрес. Читать рассказ Я. Пинясова «Хитрый огурчик». |
| 44 | | | Знакомство с буквой С (с). |
| 45 | | | Знакомство с буквой Д (д). |
| 46 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 47 | | | Знакомство с буквой Т (т). Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки. | Проводить звуковой анализ слов тигр, труба. Читать слоги, слова. Расшифровывать зашифрованные слова: актёр – тёрка, корт – крот, салат – атлас, определение лексического значения слов (корт, атлас). Составлять предложения. Читать стихотворения Э. Мошковской «Я рисую», И. Томилиной «Бегемот» и рассказ Н. Сладкова «Догадливый хомяк».Проводить звуковой анализ слов тигр, труба. Читать слоги, слова. Расшифровывать зашифрованные слова: актёр – тёрка, корт – крот, салат – атлас, определение лексического значения слов (корт, атлас). Составлять предложения. Читать стихотворения Э. Мошковской «Я рисую», И. Томилиной «Бегемот» и рассказ Н. Сладкова «Догадливый хомяк». |
| 48 | | | Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. |
| 49 | | | Знакомство с буквой Б (б). Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». | |
| 50 | | | Знакомство с буквой П (п). | Проводить звуковой анализ слов печка, пушка. Читать слоги, слова, рассказ. Читать слова по таблице. Составлять слова по выделенным звукам (павлин). Сравнивать слова. Обсуждать смыслоразличительную функцию ударения полки – полки. Читать рассказ В. Осеевой «Просто старушка». |
| 51 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Привередница». Знакомство с буквой В (в). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Проводить звуковой анализ слов ветка, волна. Читать слоги, слова и предложения. Расшифровывать зашифрованные слова: слово, весна. Читать рассказ А. Шибаева «Одна буква» и Я. Тайца «По грибы». |
| 52 | | | Знакомство с буквой Ф (ф). | Проводить звуковой анализ слов фонарь, филин. Читать слоги, слова и предложения. Читать слова сев, довод справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: зво́нок – звоно́к. Читать рассказ Я. Тайца «Волк». Разгадывание ребусов. |
| 53 | | | Знакомство с буквой Ж (ж). | Проводить звуковой анализ слов лыжи, пирожок. Выяснить особенности звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Читать слова, слоги и предложения, отгадывать загадки. Читать слова по таблице с заменой одной буквы. Читать рассказ Г. Юдина «Поэты». |
| 54 | | | Знакомство с буквой Ш (ш). | Проводить звуковой анализ слов груша, катушка. Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы. Чтение рассказа Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?» |
| 55 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок». Знакомство с буквой Ч (ч). | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Проводить звуковой анализ слов чайник, спички. Выяснить особенности звука [ч']. Составлять словосочетания. Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. Читать стихотворение В. Орлова, рассказ Г. Цыферова «Кот». |
| 56 | | | Знакомство с буквой Щ (щ). | Проводить звуковой анализ слов ящик, клещи. Выяснять особенности звука [щ']. Читать слоги, слова, предложения. Отрабатывать правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составлять слова по схемам. Проводить звуковой анализ слов хобот, хвост. Называть слова с мягкой парой согласного звука [x]. Составлять словосочетания. Находить слова в слове. Расшифровывать зашифрованное слово: выход. Разгадывать кроссворд. Читать сказку Л. Толстого «Белка и волк».Проводить звуковой анализ слов синица, цапля. Выяснять особенности звука [ц]. Читать слова в единственном и множественном числе. Разгадывать кроссворд и отгадывать загадки. Составлять словосочетания. Читать рассказ Г. Юдина «Цыплёнок Цып».
|
| 57 | | | Знакомство с буквой X (х). |
| 58 | | | Знакомство с буквой Ц (ц). |
| 59 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная шапочка». Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь. |
| 60 | | | Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. | Познакомиться с разделительной функцией буквы ь. Различать функции буквы ь. Образовывать формы множественного числа с использованием буквы ь. Читать по таблице слова, полученные в результате замены одной буквы. Читать рассказ И. Бутмина «Трус». |
| 61 | | | Знакомство с особенностями буквы ъ. | Познакомиться с особенностями буквы ъ. Сравнивать слова. Читать стихотворения с фиксацией внимания на буквах ь и ъ. Читать рассказ Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил».Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. |
| 62 | | | Развитие восприятия художественного произведения. |
| 63 | | | Промежуточная диагностическая работа. | Выполнять диагностические задания. Работать по инструкции. Составлять модели слов. Соотносить звуки и буквы. |
| 64 | | | Урок-игра. | Читать слова и предложения с изученными буквами. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов. Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Слушать рассказ В. Сутеева. Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде. |
Послебукварный период – 40 ч. | 65 | | | Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Голявкин «Спрятался». |
| 66 | | | В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки». |
| 67 | | | Е. Пермяк «Про нос и язык»; Г. Остер «Меня нет дома». |
| 68 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Благинина «Тюлюлюй». | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 69 | | | А. Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились». | Слушать и читать рассказ А.Шибаева. Обсуждать прочитанное. Выбирать нужную интонацию и настроение при чтении. Упражняться в составлении предложений с данными знаками препинания. |
| 70 | | | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». А. Шибаев «Всегда вместе». | Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. |
| 71 | | | Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка». | Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. |
| 72 | | | Г. Цыферов «Маленький тигр». С. Чёрный «Кто?». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. |
| 73 | | | Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина». | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое – по целям. Овладевать орфоэпическим чтением |
| 74 | | | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…». «Рукавичка» (украинская народная сказка). | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Подбирать пословицы к содержанию прочитанного. Обсуждать комичность ситуации рассказа. |
| 75 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Ёлка». | Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 76 | | | Г. Остер «Спускаться легче». | Читать плавно слогами и целыми словами; читать по ролям; обсуждать: это шутка или серьёзный рассказ. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. |
| 77 | | | В. Сутеев «Под грибом». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки; различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами. |
| 78 | | | Развитие восприятия художественного произведения. К. Чуковский «Муха-цокотуха». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами. |
| 79 | | | А. Шибаев «Что за шутки?» Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Обсуждать: как герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться. |
| 80 | | | Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. Сравнивать два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое – по целям. Овладевать орфоэпическим чтением. |
| 81 | | | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 82 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Бр. Гримм «Заяц и ёж». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Составлять схематический план. Рассказывать по плану. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. |
| 83 | | | Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» Ю. Дмитриев «Медвежата». | Отвечать на вопросы по содержанию. Работать в парах по подбору заголовков к рассказам. |
| 84 | | | Г. Снегирёв «Медвежата». Развитие восприятия художественного произведения. А. Блок «Снег да снег». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 85 | | | М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Обсуждать произведение по вопросам; выполнять задания к рассказу. |
| 86 | | | Н. Носов «Ступеньки». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Задавать вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждать произведение по вопросам; выполнять задания к рассказу. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 87 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Пушок». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора. |
| 88 | | | О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет мартышке». | Сравнивать прочитанные произведения по жанру и сюжету. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 89 | | | Е. Чарушин «Зайчата». Н. Сладков «Сорока и Заяц». «Лиса и Заяц». | Определять и объяснять значение выражений. Сравнивать произведения Н.Сладкова и Е. Чарушина. |
| 90 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Н. Носов «Фантазёры». | Слушать рассказ; беседовать по содержанию; определять тему, жанр, выделять фамилию автора, заголовок. Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Обсуждать прочитанное; моделировать обложку; упражняться с детскими книгами. |
| 91 | | | Н. Носов «Затейники». | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку. |
| 92 | | | Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». | Обосновывать свою точку зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 93 | | | Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек». | Обосновывать свою точку зрения. Определять жанр данного произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).Называть книги из круга детского чтения, фамилии детских писателей, определять тему и жанр прослушанного произведения |
| 94 | | | Развитие восприятия художественного текста. Е. Ильина «Шум и Шумок». |
| 95 | | | А. Толстой «Ёж». В. Лунин «Волк ужасно разъярён…». Г. Цыферов «Зелёный заяц». | Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; подбирать пословицы для окончания рассказа. Обосновывать свою точку зрения. |
| 96 | | | В. Драгунский «Он живой и светится». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Выполнять задания к рассказу; обосновывать свою точку зрения. |
| 97 | | | «Лиса и журавль» (русская народная сказка). Н. Сладков «Лиса и мышь». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу. |
| 98 | | | Г. Сапгир «Лошарик». В. Берестов «Картинки в лужах». | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или готовому плану; знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками; работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради. |
| 99 | | | А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». В. Сутеев «Кораблик». | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или готовому плану. Знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками. Работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради. |
| 100 | | | Кир Булычёв «Скороговорка». В. Бианки «Лис и Мышонок». Загадка. Проверь себя. | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. |
| 101 | | | Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Палочка-выручалочка». | Слушать, моделировать, рассказывать по плану сказки. Называть элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление. |
| 102 | | | К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка». В. Осеева «Кто наказал его?» Пословица. |
| 103 | | | А. Барто «Я –лишний». Я. Аким «Мама». Э. Успенский «Всё в порядке». Проверь себя. | Читать плавно слогами и целыми словами. Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога).Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Пересказывать подробно и кратко. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с главной мыслью произведения. |
| 104 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Пермяк «Пичугин мост». | Слушать рассказы и стихотворения. Называть элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление. Различать книги по темам детского чтения. Беседовать после чтения. |
Читаем сказки, загадки, скороговорки – 6 ч. | 105 | | | Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь». Э. Мошковская «Лед тронулся». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. |
| 106 | | | И. Соколов-Микитов «Русский лес». Загадки. Песенка. Русская народная песня «Берёзонька». | Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. |
| 107 | | | С. Маршак «Апрель». М. Пришвин «Лесная капель». | Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить содержащуюся в тексте информацию.Определять основную мысль прочитанного произведения. |
| 108 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Н. Саконская «Мы с мамой». | Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
| 109 | | | И. Мазнин «Давайте дружить». Ю. Коваль «Бабочка». С. Михалков «Аисты и лягушки». Е. Чарушин «Томкины сны». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения |
| 110 | | | И. Жуков «Нападение на зоопарк». М. Пришвин «Ёжик». Ю. Могутин «Убежал». | Сравнивать произведения по теме, жанру, авторской принадлежности. Группировать изученные произведения по теме и жанру, жанру и авторской принадлежности, по теме и авторской принадлежности. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Сравнивать модели обложек. |
Учимся уму-разуму – 8 ч. | 111 | | | Б. Заходер «Ёжик». М. Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик». | Упражняться в выразительном чтении. Заучивать наизусть. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения. |
| 112 | | | Э. Шим «Глухарь». Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья». Проверь себя. | Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
| 113 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Е. Трутнева «Когда это бывает?». | Слушать сказки, рассказы, стихотворения. Пересказывать подробно и кратко. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Выполнять задания в тетради под руководством учителя. |
| 114 | | | М. Пляцковский «Добрая лошадь». В. Осеева «Кто хозяин?». В. Осеева «Просто старушка». В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». | Читать вслух и молча, выразительно. Пересказывать произведения, рассказывать о героях и их поступках. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 115 | | | Е. Пермяк «Самое страшное». С. Востоков «Кто кого». И. Бутмин «Трус». | Слушать сказки, беседовать после слушания, моделировать обложку, составлять схематический план, краткий пересказ. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 116 | | | Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди». Проверь себя. | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 117 | | | Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы». | Различать жанры произведений (сказка, рассказ, стихотворение, малые жанры фольклора). Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя или по готовому плану. |
| 118 | | | М. Пляцковский «Урок дружбы». В. Орлов «Как Малышу нашли маму». | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. |
Читаем о родной природе – 7 ч. | 119 | | | А. Усачёв «Грамотная мышка». М. Яснов «В лесной библиотеке». В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».С. Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить». | Работать над самостоятельным ознакомительным чтением, анализировать, наблюдать, сравнивать произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 120 | | | Д. Биссет «Дракон Комодо». Проверь себя. | Работать над самостоятельным ознакомительным чтением и анализировать, наблюдать, сравнивать произведения. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
| 121 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки. |
| 122 | | | А. Барто «Жук». Н. Сладков «На одном бревне». | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. |
| 123 | | | Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». Пословицы. | Перечитывать текст и находить информацию о предметах, явлениях. Характеризовать книгу: называть книгу (фамилию автора и заглавие), рассматривать иллюстрацию на обложке. Определять жанр и тему. Сравнивать модели обложек книг. |
| 124 | | | Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок». Проверь себя. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить в тексте произведения диалоги героев. Инсценировать и читать по ролям произведения с диалогической речью. Конструировать высказывание: ответ на вопрос о произведении и его содержании, о героях и их поступках (1-3 предложения). |
| 125 | | | Развитие восприятия художественного произведения. Г. Скребицкий «Мать». | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки. Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). |
О наших друзьях-животных – 7 ч. | 126 | | | И. Соколов-Микитов «Радуга». Е. Трутнева «Эхо». И. Шевчук «Ленивое эхо». | Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. |
| 127 | | | И. Соколов-Микитов «Май». А. Плещеев «Травка зеленеет». | Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать художественные произведения с научно-популярными. Классифицировать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности. Определять жанры и темы книг (если таковые обозначены). Создавать небольшие рассказы или истории о героях изученных произведений. |
| 128 | | | Я. Тайц «Всё здесь». «По ягоды». Загадка. К. Чуковский «Радость». | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора. Кратко характеризовать жанры (сказка, рассказ, стихотворение). Использовать в речи литературоведческие понятия. |
| 129 | | | Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб». | Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Читать вслух по слогам и целыми словами (правильно, с выделением ударного слога). Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. |
| 130 | | | М. Есеновский «Моя небольшая родина». Ю. Коринец «Волшебное письмо». | Осознавать смысл прочитанного. Читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения.Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Характеризовать произведение или книгу по информации, представленной в форме таблицы. Находить необходимую информацию о предметах или явлениях в учебной, научно-популярной и справочной книгах. Заполнять таблицы, схемы и делать вывод, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод). |
| 131 | | | Р. Валеева «Здравствуй, лето!» |
| 132 | | | В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя. |