СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

 

            Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.























Содержание учебного предмета, курса.


На данную рабочую программу отводится 5 часов в неделю, 175 часов в год (35 учебных недель). Количество часов примерной программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы. Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

Язык и речь (2ч).

Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч)

Слово в языке речи (19ч).

Состав слова (16ч).

Правописание частей слова (29 часов)

Части речи. (76ч).

Повторение (19ч).


Виды речевой деятельности

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные словаНахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речиМорфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзамии, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.






4. Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Раздел программы, количество часов.

Номер урока данного раздела.


Тема урока.

Основные виды деятельности обучающихся.

Раздел 1.

Язык и речь (2ч).

1


1

Наша речь и наш язык.

Виды речи. Речь, её назначение. Словарь: праздник

Различать язык и речь;

объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь;

рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках

А.С. Пушкина;

составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему,

обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку,

выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

2


2

Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации.

Словарь: вместе

Раздел 2.

Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч)

3


1

Текст как единица языка и речи.


Различать текст и предложение, текст и набор предложений;

определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста;

выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

4


2

Текст. Типы текстов.

Словарь: Орех.

5


3

Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.


Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог.

Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации;

обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях обращения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

6


4

Входной диктант с грамматическим заданием.

7


5

Работа над ошибками. Виды предложений по интонации.

Словарь: Овёс.

8


6

Предложение с обращением.

9


7

Обучающее изложение.

10


8

Работа над ошибками. Главные члены предложения.

11


9

Главные и второстепенные члены предложения.

12


10

Простое и сложное предложение.

13


11

Простое и сложное предложение. Закрепление.

14


12

Словосочетание и предложение.

15


13

Контрольный диктант по теме: «Предложение. Текст» с грамматическим заданием.

16


14

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Раздел 3.

Слово в языке речи (19ч).

17


1

Слово и его лексическое значение.

Словарь: Альбом.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»;

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове;

распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове; различать слово и словосочетание как сложное название предмета;

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания;

работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении,

Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;

определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках;

распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень;

различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями;

приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву;

определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж; работать с памяткой «Как сделать звукобуквенный разбор слов», проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер);

составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк);подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

18


2

Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями.

Словарь: Погода.

19


3

Синонимы и антонимы. .

20


4

Омонимы.

21


5

Слово и словосочетание.

22


6

Предложения с обращением.

23


7

Обучающее изложение с языковым анализом текста.

24


8

Анализ изложений. Части речи. Имя существительное. Местоимение.

25


9

Части речи. Имя прилагательное.

26


10

Части речи. Глагол.


27


11

Имя числительное как часть речи. Словарный диктант.

28


12

Однокоренные слова.

29


13

Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Словарь: Овощи, петрушка, горох.

Подготовка к проекту.

30


14

Правописание безударных гласных в корне слов.

Подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Словарь: Помидор, огурец, огород.

31


15

Обучающее изложение.

32


16

Анализ изложений. Разделительный мягкий знак.

33


17

Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов; правила переноса слов.


34


18

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи».

35


19

Анализ диктанта.


Раздел 4.

Состав слова (16ч).

36


1

Однокоренные слова. Корень слова.

Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию;

работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок);находить чередующиеся звуки в корне слова.

Различать сложные слова, находить в них корни;

формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса;

объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу.

Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей; проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших значимость в современном русском языке).

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

37


2

Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов.

Словарь: Столица.

38


3

Сложные слова.

39


4

Формы слова. Окончание.

40


5

Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении.

Словарь: Обед, ужин.

41


6

Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова.

42


7

Приставка. Общее понятие.

43


8

Приставка – значимая часть слова.

44


9

Значение приставок.

45


10

Суффикс. Общее понятие

46


11

Суффикс - значимая часть слова.

47


12

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

48


13

Анализ сочинений. Основа слова.

49


14

Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Проект «Семья слов».

50


15

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Состав слова».

51


16

Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу.

Словарь: Пирог. Шоссе.

Раздел 5.

Правописание частей слова (29 часов)

52


1

Общее представление о правописании частей слова.

Словарь: Четверг.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм;




находить и отмечать слова орфограммы;




обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности;




подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.




Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца.




Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;




работать с орфографическим словарем;




составлять словарики слов с определенной орфограммой.




Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;




приводить примеры слов с заданной орфограммой;



осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.


Составлять текст по репродукции картины

В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.


Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста,




Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.




Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»;

составлять объявления;

составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Контролировать правильность записи текста,

находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки,

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Учить составлять объявления.

53


2

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

Словарь: Север.

54


3

Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста.

55


4

Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

56


5

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант.

Словарь: Берег.

57


6

Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-, -оро-, -оло-.

58


7

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Безударные гласные».

59


8

Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Словарь: Пороша.

60


9

Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне.

61


10

Сочинение по сюжетному рисунку.

62


11

Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Словарь: Чувство, лестница.

63


12

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

64


13

Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление.

Словарь: Интересный.

65


14

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Непроизносимые согласные».

66


15

Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня.

67


16

Двойные согласные.

Словарь: Коллекция, коллектив.

68


17

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

69


18

Анализ сочинений. Правописание слов с двойными согласными.

Словарь: Аккуратный, грамм, килограмм.

70


19

Правописание суффиксов и приставок.

Ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-.

71


20

Упражнение в правописании суффиксов.

Правописание суффикса –ок-.

72


21

Правописание слов с приставками.

73


22

Упражнение в правописании значимых частей слова.

Толкование слова салат.

74


23

Приставки и предлоги.

Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами.

75


24

Контрольный диктант по теме: «Правописание приставок и предлогов».

76


25

Разделительный твёрдый знак. Работа над ошибками.

77


26

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Урок – учебный диалог.

78


27

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками.

79


28

Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Закрепление.

80


29

Обучение составлению объявления.

Раздел 6.

Части речи. (76ч).

81


1

Части речи. Обобщение знаний.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных;

различать среди однокоренных слов имена существительные;

находить устаревшие слова – имена существительные;

выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану;

распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных;

обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных;

наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени;

определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных;

распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Определять род имен существительных;

классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода;

правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь;

правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи;

подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника;

изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей;

работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»;

определять падеж имен существительных.

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу;

составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме;

сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода);

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста,

выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти;

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных;

определять начальную форму имени существительного;

работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»;

записывать текст под диктовку и проверять написанное;

распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения;

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

определять лексическое значение имен прилагательных;

выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные;

распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.);

определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду;

наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного;

изменять имена прилагательные по родам в единственном числе;

образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных;

писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам;

подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов;

определять начальную форму имени прилагательного;

определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных;

правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья);

работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного;

определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения;

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам;

наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными,

участвовать в конкурсе загадок;

оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного».

Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа);

обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений;

заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями; оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Распознавать глаголы среди других частей речи;

различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос;

определять лексическое значение глаголов;

составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя);

узнавать неопределенную форму глагола по вопросам;

образовывать от глаголов в неопределенной форме

однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме;

распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам;

составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам,

образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов;

анализировать текст,

отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени;

правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о);

правильно произносить глаголы в прошедшем времени;

работа с орфоэпическим словарем;

раздельно писать частицу не с глаголами,

правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.


Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи;


определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения;


оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтоб получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

82


2

Контрольное списывание по теме: «Части речи».

83

84


3

4

Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи.

Словарь: Самолёт, комната.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма.

85


5

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

86


6

Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные.

87


7

Изменение имён существительных по числам.

88


8

Имена существительные, употребляемые в форме одного числа.

Словарь: Однажды.

89


9

Род имён существительных. Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

Словарь: Кровать.

90


10

Имена существительные общего рода.

91


11

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имена существительные».

92


12

Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных.

93


13

Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

94


14

Обобщение и систематизация изученного материала.

Проект «Тайна имени».

95


15

Сочинение по репродукции картины И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

96


16

Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам.

97


17

Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные..

Словарь: Рябина.

98


18

Именительный падеж имён существительных.

99


19

Родительный падеж имён существительных.

Словарь: Трамвай, пятница, около.

100


20

Дательный падеж имён существительных.

101


21

Винительный падеж имён существительных.

102


22

Подробное изложение повествовательного текста.

103


23

Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных.

Словарь: Солома.

104


24

Творительный падеж имён существительных.

105


25

Предложный падеж имён существительных.

Словарь: Потом.

106


26

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Словарь: Вокруг.

107


27

Контрольное списывание по теме: «Падеж имён существительных».

108


28

Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных.

109


29

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона

«Конец зимы. Полдень».

110


30

Проект «Зимняя» страничка».

111


31

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Словарь: Приветливый.

112


32

Связь имён прилагательных с именами существительных. Сложные прилагательные (общее представление).

Анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь».

113


33

Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных.

Словарь: Красная площадь,

Московский Кремль.

114


34

Художественное и научное описание (общее знакомство).

Словарь: Растение, ромашка.

115


35

Изменение имён прилагательных по родам.

116


36

Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам.

Словарь: Сирень.

117


37

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

118


38

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имена прилагательные».

119


39

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам.

Словарь: Поэт.

120


40

Изменение имён прилагательных по числам.

Словарь: Гвоздика.

121


41

Обобщение и систематизация изученного материала.

Словарь: Животное.

122


42

Краткое изложение повествовательного текста.

123


43

Анализ изложений. Изменение имён прилагательных по падежам. (Общее представление).

Анализ ошибок; фантазии на тему «Путешествие листа»; упражнение в склонении имени прилагательных.

124


44

Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма.

Правописание окончаний –ого-, его- .

125


45

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи.

Словарный диктант.

Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк.

126


46

Обобщение знаний об имени прилагательном.

127


47

Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».

128


48

Проект «Имена прилагательные в загадках».

129


49

Морфологический разбор имени прилагательного.

130


50

Личные местоимения (общее представление).

Словарь: Одуванчик.

131


51

Личные местоимения третьего лица.

Словарь: Воскресение.

132


52

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

133


53

Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма.

134


54

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Местоимение».

135


55

Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

136


56

Упражнение в определении лексического значения глагола.

137


57

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

Словарь: Завтрак.

138


58

Подробное изложение повествовательного текста.

139


59

Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме.

140


60

Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Словарь: Песок.

141


61

Сочинение по серии сюжетных картинок.

142


62

Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

143


63

Изменение глаголов по числам.

144


64

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

145


65

Изменение глаголов по временам.

146


66

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол».

147


67

Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола.

148


68

Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа.

149


69

Упражнение в изменении глаголов по временам.

Словарь: Квартира, герой.

150


70

Подробное изложение повествовательного текста.

151


71

Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

152


72

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени.

153


73

Частица не с глаголами.

154


74

Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

155


75

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка.

156


76

Развитие речи. Составление предложений и текста.

Раздел 7.

Повторение (19ч).

157


1

Части речи: самостоятельные и служебные.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы;

работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Определять наличие в слове изученных орфограмм;

находить и отмечать в словах орфограммы;

обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи;


подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять,


доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;


группировать слова по типу орфограммы;


приводить пример с заданной орфограммой.

158


2

Части речи: самостоятельные и служебные.

159


3

Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.

160


4

Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант.

161


5

Слово и его лексическое значение. Словосочетание.

162


6

Слово и его лексическое значение. Словосочетание.

163


7

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

164


8

Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу

165


9

Основа предложения. Сложное предложение.

166


10

Основа предложения. Сложное предложение.

167


11

Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных.

168


12

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

169


13

Обобщение и систематизация изученных орфограмм.

170


14

Грамматические признаки глаголов.

171


15

Грамматические признаки глаголов.


172


16

Выборочный диктант; распределительное письмо; творческое преобразование различных единиц речи.


173


17

Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах.


174


18

Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах.


175



19

Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».







14