Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета, курса.
На данную рабочую программу отводится 5 часов в неделю, 175 часов в год (35 учебных недель). Количество часов примерной программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы. Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
Язык и речь (2ч).
Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч)
Слово в языке речи (19ч).
Состав слова (16ч).
Правописание частей слова (29 часов)
Части речи. (76ч).
Повторение (19ч).
Виды речевой деятельности
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзамии, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел программы, количество часов. | Номер урока данного раздела. | Тема урока. | Основные виды деятельности обучающихся. |
Раздел 1. Язык и речь (2ч). |
1 | | 1 | Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Словарь: праздник | Различать язык и речь; объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь; рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.С. Пушкина; составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). |
2 | | 2 | Наша речь и наш язык. Составление текста по иллюстрации. Словарь: вместе |
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание. (14 ч) |
3 | | 1 | Текст как единица языка и речи. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений; определять тему и главную мысль текста; подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста; выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. |
4 | | 2 | Текст. Типы текстов. Словарь: Орех. |
5 | | 3 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложения; выделять в письменном тексте диалог. Записывать текст под диктовку, находить слова с заданными орфограммами, делать фонетический разбор. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа; классифицировать предложение по цели высказывания и по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений; составлять рассказ по рисунку, использовать в нем диалог, а в предложениях обращения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложений, распространенные и нераспространенные члены предложения; читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте; обсуждать алгоритм разбора предложения по членам. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Составлять небольшой текст по репродукции картины В,Д, Поленова «Золотая осень»; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
6 | | 4 | Входной диктант с грамматическим заданием. |
7 | | 5 | Работа над ошибками. Виды предложений по интонации. Словарь: Овёс. |
8 | | 6 | Предложение с обращением. |
9 | | 7 | Обучающее изложение. |
10 | | 8 | Работа над ошибками. Главные члены предложения. |
11 | | 9 | Главные и второстепенные члены предложения. |
12 | | 10 | Простое и сложное предложение. |
13 | | 11 | Простое и сложное предложение. Закрепление. |
14 | | 12 | Словосочетание и предложение. |
15 | | 13 | Контрольный диктант по теме: «Предложение. Текст» с грамматическим заданием. |
16 | | 14 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Раздел 3. Слово в языке речи (19ч). |
17 | | 1 | Слово и его лексическое значение. Словарь: Альбом. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю; распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; составлять сообщения по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка»; Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове; распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение; работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове; различать слово и словосочетание как сложное название предмета; Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания; работать со словарем фразеологизмов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, Классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках; распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имен числительных в речи, приводить примеры слов – имен числительных Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву; определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, еж; работать с памяткой «Как сделать звукобуквенный разбор слов», проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы; обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер); составлять текст по личным наблюдениям (экскурсия в осенний парк);подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении; составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
18 | | 2 | Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями. Словарь: Погода. |
19 | | 3 | Синонимы и антонимы. . |
20 | | 4 | Омонимы. |
21 | | 5 | Слово и словосочетание. |
22 | | 6 | Предложения с обращением. |
23 | | 7 | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
24 | | 8 | Анализ изложений. Части речи. Имя существительное. Местоимение. |
25 | | 9 | Части речи. Имя прилагательное. |
26 | | 10 | Части речи. Глагол. |
27 | | 11 | Имя числительное как часть речи. Словарный диктант. |
28 | | 12 | Однокоренные слова. |
29 | | 13 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Словарь: Овощи, петрушка, горох. Подготовка к проекту. |
30 | | 14 | Правописание безударных гласных в корне слов. Подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши. Словарь: Помидор, огурец, огород. |
31 | | 15 | Обучающее изложение. |
32 | | 16 | Анализ изложений. Разделительный мягкий знак. |
33 | | 17 | Разделительный мягкий знак. Звукобуквенный анализ слов; правила переноса слов. |
34 | | 18 | Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи». |
35 | | 19 | Анализ диктанта. |
Раздел 4. Состав слова (16ч). |
36 | | 1 | Однокоренные слова. Корень слова. | Формировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарем однокоренных слов, находить в нем нужную информацию; работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок);находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни; формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове; различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса; объяснять значение приставок и суффиксов в слове; выделять в словах приставки и суффиксы; образовывать слова с помощью приставки или суффикса; выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; обсуждать алгоритм разбора слов по составу. Планировать учебные действия при определении в слове значимых частей; проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших значимость в современном русском языке). Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану; составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. |
37 | | 2 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. Словарь: Столица. |
38 | | 3 | Сложные слова. |
39 | | 4 | Формы слова. Окончание. |
40 | | 5 | Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. Словарь: Обед, ужин. |
41 | | 6 | Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова. |
42 | | 7 | Приставка. Общее понятие. |
43 | | 8 | Приставка – значимая часть слова. |
44 | | 9 | Значение приставок. |
45 | | 10 | Суффикс. Общее понятие |
46 | | 11 | Суффикс - значимая часть слова. |
47 | | 12 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». |
48 | | 13 | Анализ сочинений. Основа слова. |
49 | | 14 | Обобщение и систематизация знаний о составе слова. Проект «Семья слов». |
50 | | 15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Состав слова». |
51 | | 16 | Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу. Словарь: Пирог. Шоссе. |
Раздел 5. Правописание частей слова (29 часов) |
52 | | 1 | Общее представление о правописании частей слова. Словарь: Четверг. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм; находить и отмечать слова орфограммы; обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста – образца. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; работать с орфографическим словарем; составлять словарики слов с определенной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове; приводить примеры слов с заданной орфограммой; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с памяткой «Как подготовится к изложению»; составлять объявления; составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Учить составлять объявления. |
53 | | 2 | Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. Словарь: Север. |
54 | | 3 | Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста. |
55 | | 4 | Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. |
56 | | 5 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант. Словарь: Берег. |
57 | | 6 | Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-, -оро-, -оло-. |
58 | | 7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Безударные гласные». |
59 | | 8 | Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. Словарь: Пороша. |
60 | | 9 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. |
61 | | 10 | Сочинение по сюжетному рисунку. |
62 | | 11 | Анализ сочинений. Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Словарь: Чувство, лестница. |
63 | | 12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. |
64 | | 13 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. Словарь: Интересный. |
65 | | 14 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Непроизносимые согласные». |
66 | | 15 | Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня. |
67 | | 16 | Двойные согласные. Словарь: Коллекция, коллектив. |
68 | | 17 | Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». |
69 | | 18 | Анализ сочинений. Правописание слов с двойными согласными. Словарь: Аккуратный, грамм, килограмм. |
70 | | 19 | Правописание суффиксов и приставок. Ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-. |
71 | | 20 | Упражнение в правописании суффиксов. Правописание суффикса –ок-. |
72 | | 21 | Правописание слов с приставками. |
73 | | 22 | Упражнение в правописании значимых частей слова. Толкование слова салат. |
74 | | 23 | Приставки и предлоги. Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами. |
75 | | 24 | Контрольный диктант по теме: «Правописание приставок и предлогов». |
76 | | 25 | Разделительный твёрдый знак. Работа над ошибками. |
77 | | 26 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Урок – учебный диалог. |
78 | | 27 | Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. |
79 | | 28 | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Закрепление. |
80 | | 29 | Обучение составлению объявления. |
Раздел 6. Части речи. (76ч). |
81 | | 1 | Части речи. Обобщение знаний. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных; различать среди однокоренных слов имена существительные; находить устаревшие слова – имена существительные; выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению). Письменно излагать содержание текста – образца по самостоятельно составленному плану; распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных; обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных; наблюдать над толкованием значения некоторых имен; - составлять (с помощью взрослых) рассказ о своем имени; определять число имен существительных, изменять форму числа имен существительных; распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода; правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь; правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи; подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника; изменять имена существительные по падежам, запомнить название падежей; работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного»; определять падеж имен существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу; составлять предложение (словосочетание), употребляя в нем имя существительное в заданной падежной форме; сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода); Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти; Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных; определять начальную форму имени существительного; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; записывать текст под диктовку и проверять написанное; распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи; определять лексическое значение имен прилагательных; выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные; распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др.); определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду; наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе; образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных; писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам; подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов; определять начальную форму имени прилагательного; определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных; правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья); работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного; определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения; Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам; наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Распознавать личные местоимения среди других частей речи; определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа); обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений; заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями; оценивать уместность употребления местоимений в тексте; работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения»; пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Распознавать глаголы среди других частей речи; различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; определять лексическое значение глаголов; составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя); узнавать неопределенную форму глагола по вопросам; образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределенной форме; распознавать число глаголов, изменять глаголы по числам; составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глаголов, изменять глаголы по временам, образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов; анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени; правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о); правильно произносить глаголы в прошедшем времени; работа с орфоэпическим словарем; раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой разбирать глагол как часть речи; определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтоб получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. |
82 | | 2 | Контрольное списывание по теме: «Части речи». |
83 84 | | 3 4 | Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи. Словарь: Самолёт, комната. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма. |
85 | | 5 | Обучающее подробное изложение повествовательного текста. |
86 | | 6 | Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные. |
87 | | 7 | Изменение имён существительных по числам. |
88 | | 8 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. Словарь: Однажды. |
89 | | 9 | Род имён существительных. Определение рода имён существительных в косвенных падежах. Словарь: Кровать. |
90 | | 10 | Имена существительные общего рода. |
91 | | 11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имена существительные». |
92 | | 12 | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных. |
93 | | 13 | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
94 | | 14 | Обобщение и систематизация изученного материала. Проект «Тайна имени». |
95 | | 15 | Сочинение по репродукции картины И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». |
96 | | 16 | Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам. |
97 | | 17 | Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные.. Словарь: Рябина. |
98 | | 18 | Именительный падеж имён существительных. |
99 | | 19 | Родительный падеж имён существительных. Словарь: Трамвай, пятница, около. |
100 | | 20 | Дательный падеж имён существительных. |
101 | | 21 | Винительный падеж имён существительных. |
102 | | 22 | Подробное изложение повествовательного текста. |
103 | | 23 | Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных. Словарь: Солома. |
104 | | 24 | Творительный падеж имён существительных. |
105 | | 25 | Предложный падеж имён существительных. Словарь: Потом. |
106 | | 26 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. Словарь: Вокруг. |
107 | | 27 | Контрольное списывание по теме: «Падеж имён существительных». |
108 | | 28 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. |
109 | | 29 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». |
110 | | 30 | Проект «Зимняя» страничка». |
111 | | 31 | Понятие об имени прилагательном как части речи. Словарь: Приветливый. |
112 | | 32 | Связь имён прилагательных с именами существительных. Сложные прилагательные (общее представление). Анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь». |
113 | | 33 | Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. Словарь: Красная площадь, Московский Кремль. |
114 | | 34 | Художественное и научное описание (общее знакомство). Словарь: Растение, ромашка. |
115 | | 35 | Изменение имён прилагательных по родам. |
116 | | 36 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам. Словарь: Сирень. |
117 | | 37 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. |
118 | | 38 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имена прилагательные». |
119 | | 39 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. Словарь: Поэт. |
120 | | 40 | Изменение имён прилагательных по числам. Словарь: Гвоздика. |
121 | | 41 | Обобщение и систематизация изученного материала. Словарь: Животное. |
122 | | 42 | Краткое изложение повествовательного текста. |
123 | | 43 | Анализ изложений. Изменение имён прилагательных по падежам. (Общее представление). Анализ ошибок; фантазии на тему «Путешествие листа»; упражнение в склонении имени прилагательных. |
124 | | 44 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма. Правописание окончаний –ого-, его- . |
125 | | 45 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Словарный диктант. Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк. |
126 | | 46 | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
127 | | 47 | Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». |
128 | | 48 | Проект «Имена прилагательные в загадках». |
129 | | 49 | Морфологический разбор имени прилагательного. |
130 | | 50 | Личные местоимения (общее представление). Словарь: Одуванчик. |
131 | | 51 | Личные местоимения третьего лица. Словарь: Воскресение. |
132 | | 52 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. |
133 | | 53 | Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. |
134 | | 54 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Местоимение». |
135 | | 55 | Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи. |
136 | | 56 | Упражнение в определении лексического значения глагола. |
137 | | 57 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Словарь: Завтрак. |
138 | | 58 | Подробное изложение повествовательного текста. |
139 | | 59 | Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме. |
140 | | 60 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. Словарь: Песок. |
141 | | 61 | Сочинение по серии сюжетных картинок. |
142 | | 62 | Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. |
143 | | 63 | Изменение глаголов по числам. |
144 | | 64 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. |
145 | | 65 | Изменение глаголов по временам. |
146 | | 66 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Глагол». |
147 | | 67 | Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола. |
148 | | 68 | Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. |
149 | | 69 | Упражнение в изменении глаголов по временам. Словарь: Квартира, герой. |
150 | | 70 | Подробное изложение повествовательного текста. |
151 | | 71 | Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
152 | | 72 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. |
153 | | 73 | Частица не с глаголами. |
154 | | 74 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. |
155 | | 75 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка. |
156 | | 76 | Развитие речи. Составление предложений и текста. |
Раздел 7. Повторение (19ч). |
157 | | 1 | Части речи: самостоятельные и служебные. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы; работать с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Определять наличие в слове изученных орфограмм; находить и отмечать в словах орфограммы; обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи; подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами; группировать слова по типу орфограммы; приводить пример с заданной орфограммой. |
158 | | 2 | Части речи: самостоятельные и служебные. |
159 | | 3 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант. |
160 | | 4 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант. |
161 | | 5 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. |
162 | | 6 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. |
163 | | 7 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
164 | | 8 | Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу |
165 | | 9 | Основа предложения. Сложное предложение. |
166 | | 10 | Основа предложения. Сложное предложение. |
167 | | 11 | Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных. |
168 | | 12 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. |
169 | | 13 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. |
170 | | 14 | Грамматические признаки глаголов. |
171 | | 15 | Грамматические признаки глаголов. | |
172 | | 16 | Выборочный диктант; распределительное письмо; творческое преобразование различных единиц речи. | |
173 | | 17 | Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах. | |
174 | | 18 | Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах. | |
175 | | 19 | Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | |
14