СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 3 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»



«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 4

30 мая 2020 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

Данилова Т.В.__________


1 июня 2020 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от «____» _________ 2020 г. № _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»

3 класс





Составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Никулина Светлана Алексеевна








г. Югорск, 2020 г.

Содержание программы:


стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

5

3.

Тематическое планирование

7


Аннотация

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль» С.В. Иванова.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

На изучение учебного предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты изучения русского языка: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты изучения русского языка:

Познавательные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану; способность к самоорганизованности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения русского языка являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть „слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

В результате третьего года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

  • выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;

  • распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);

  • распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);

  • распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

а также:

  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

  • правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;

  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

  • раздельное написание частицы не с глаголом;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;

  • безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;

  • писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания


  1. Содержание учебного предмета

Фонетика и графика

Различение звуков русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объеме изученного).

Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.

Лексика

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

Состав слова (морфемика)

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.

Морфология

Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.

Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

  • употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;

  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

  1. Тематическое планирование

Название раздела (темы)

Характеристика деятельности учащихся

Как устроен наш язык (62 часа)

Сравнение буквенной записи слова с записью с помощью транскрипции. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу с опорой на алгоритм в учебнике. Определение и объяснение способов образования слов. Составление слов из заданных морфем. Контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу. Выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Анализ предложенных высказываний, выбор правильного ответа и обоснование сделанного выбора. Находить и фиксировать (графически обозначать) грамматическую основу в предложении. Выведение алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. Работа со схемами. Составление и запись предложений. Составление схем к предложениям. Наблюдать за использованием в предложении имени прилагательного в функции сказуемого. Высказывать предположение о синтаксической функции имён прилагательных в предложении. Примеры с законченным и с незаконченным перечислением. Наблюдение над союзами. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, заполнять таблицу. Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Выделять признаки, по которым различаются служебные и самостоятельные части речи. Сопоставлять предложенные ответы на проблемный вопрос, оценивать их правильность, соотносить свою позицию с одним из ответов. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения падежа имён существительных. Наблюдать за тремя системами падежных окончаний. Группировать слова на основе определения набора окончаний. Знакомиться с понятием «склонение имён существительных». Высказывать предположение о способах определения склонения. Формулировать алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имён существительных. Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за возможностью качественных имён прилагательных, обозначать степень проявления признака. Характеризовать имена прилагательные по заданным грамматическим признакам. Сравнивать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Принимать и сохранять учебную задачу.

Правописание (53 часа)

Выделение одинаковых слов, обозначенных разными буквами. Составление алгоритма действий. Работа с инструкцией к упражнениям учебника. Доказательство правильности выбора. Выполнение фонетического анализа слов. Работа в орфографической тетради. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Выполнение словообразовательного анализа и разбора слова по составу. Выполнение морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного. Выполнение синтаксического разбора предложений. Определять грамматические признаки местоимений. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные. Планировать порядок записи в соответствии с условием упражнения. Использовать местоимения в определённых грамматических конструкциях. Находить ошибки и объяснять причины их появления. Конструировать слова в соответствии с предложенными моделями. Планировать собственную запись, учитывая условие упражнения. Решение проблемной ситуации: различение разделительных ь и ъ. Классификация слов с ц в корне, с цы в корне, с окончанием –ы. Фиксировать (графически обозначать) условия написания н и нн. Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных». Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания. Формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Наблюдать за сложными случаями образования формы множественного числа имён существительных. Контролировать собственные действия при записи слов и определении места ударения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками. Индивидуальная запись текста под диктовку. Контроль правильности выполнения задания.

Развитие речи (30 часов)

Анализ и корректирование текста. Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем. Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. Чтение, анализ, составление плана, письменный пересказ текста. Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. Восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста. Анализ текстов учащихся. Самостоятельное написание письма с выбором адресата. Контроль правильности выполнения задания.

Повторение (25 часов)




10