Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
имени Героя России летчика-испытателя Сергея Рыбникова»
| УТВЕРЖДЕНА Приказом от ____________ № ____ |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 3 «В» класса
Составитель
Чебан Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2020 год
Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2020.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение русского языка в 3-м классе отводится 153 часа (4,5 часа в неделю (3,5 часа из обязательной части и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса), 34 учебные недели).
В 3 классе добавлен 1 час предмета «Русский язык» из части, формируемой участниками образовательных отношений с целью повышения речевой и языковой культуры, обогащения словарного запаса, более прочного усвоения программы.
Планируемые результаты освоения программы
учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса |
-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); - выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; -применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; -соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; -анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; -строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; -понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; -понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста; -восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера; -распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; -знакомиться с жанрами объявления, письма; -строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. | -определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; -пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; -письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; -сохранять основные особенности текста-образца; -грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; -составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки; -использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; -пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; -находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи; -проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. |
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика |
-характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного); -определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах; -устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными; -осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов; -произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); -использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; -применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; -пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. | -осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; -оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; -соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника); -пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.). |
Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. |
-находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя; -наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; -иметь представление об омонимах; -приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; -иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; -наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи; -распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); -иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. | -осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; -замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность использования слов в тексте; -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; размышлять над этимологией некоторых слов-названий; -приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов. |
Состав слова (морфемика) |
-владеть опознавательными признаками однокоренных слов; -различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; -различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; -находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; -выделять нулевое окончание; -подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. | -находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; -различать изменяемые и неизменяемые слова; узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; -соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; -осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); -наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); -разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу; -подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами. |
Морфология |
-распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); -распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; -определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам; -распознавать имена прилагательные; -определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; -находить начальную форму имени прилагательного; -определять грамматические признаки (род, число, падеж); -изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); -распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; - определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем времени); -распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; -узнавать имена числительные (общее представление); - распознавать количественные и порядковые имена числительные; -устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не; -узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; -подбирать примеры слов и форм разных частей речи; -наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. | -производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; -наблюдать за словообразованием частей речи; -замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. |
Синтаксис |
-различать предложение, словосочетание и слово; -выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; -определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; -различать понятия «члены предложения» и «части речи»; -находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); -устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; -соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; -различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения; -отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания; -разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. | -устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; -выделять в предложении основу и словосочетания; -находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце); -опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; -выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. |
Орфография и пунктуация |
а) применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; раздельное написание частицы не с глаголами; б) подбирать примеры с определённой орфограммой; в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов); ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | а) применять правила правописания: соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход); е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка); запятая при обращении; запятая между частями в сложном предложении; безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени; б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки). |
Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов | Р\р | Контр. диктантов | Контр. списывание |
Язык и речь | 2 | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание | 13 | 3 | 2 | |
Слово в языке и речи | 15 | 3 | 1 | 1 |
Состав слова | 39 | 5 | 3 | |
Части речи | 70 | 14 | 3 | 1 |
Повторение + резерв | 14 | 2 | 1 | |
Итого | 153 | 27 | 10 | 2 |
Содержание учебного предмета (153 ч)
Тема 1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (13 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены.
Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Тема №3. Слово в языке и речи (15 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Словосочетание как сложное название предмета. Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Тема №4. Состав слова (39 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Тема №5. Части речи (70 часов).
Части речи (1ч)
Повторение и углубление представлений о частях речи.
Имя существительное (29 ч)
Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).
Имя прилагательное (18 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.
Местоимение (4 ч)
Общее представление о местоимении Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (18 ч)
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема №6. Повторение изученного за год – 14 часов
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, а, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
Календарно – тематический план по русскому языку
на 2020 – 2021 учебный год
№ уроков п/п | № урока разде-ла, темы | Тема урока. | Плановые сроки изучения учебного материала | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Язык и речь. 2ч. |
| 1 | Наша речь. Виды речи. | 01.09-04.09 | |
| 2 | Наш язык. | | |
Текст. Предложение. Словосочетание. 13 ч. |
| 1 | Текст. Признаки и построение текста. | | |
| 2 | Текст. Типы текстов. | | |
| 3 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 07.09-11.09 | |
| 4 | Виды предложений по интонации. Предложения с обращением. | | |
| 5 | Контрольный диктант №1 (входяший) | | |
| 6 | Р.р. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | | |
| 7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 14.09-18.09 | |
| 8 | Распространённые и нераспространённые предложения. | | |
| 9 | Простое и сложное предложения (общее представление). Р.р. Составление предложений (и текста) из деформированных слов. | | |
| 10 | Союзы в сложном предложении. | | |
| 11 | Словосочетание. | | |
114 | 12 | Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». | 21.09-25.09 | |
115 | 13 | Контрольный диктант №2 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | | |
Слово в языке и в речи. 15ч. |
16. | 1 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | | |
17. | 2 | Слово и словосочетание. | | |
18 | 3 | Р.р. Подробное изложение с языковым анализом текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». | 28.09-02.10 | |
19 | 4 | Части речи и их значение. Имя существительное. | | |
20 | 5 | Части речи. Имя прилагательное. Р.р. Составление текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | | |
21 | 6 | Контрольное списывание №1. | | |
22 | 7 | Части речи. Глагол. Местоимение. | | |
23 | 8 | Имя числительное (общее представление). | 12.10-16.10 | |
24 | 9 | Однокоренные слова. | | |
25 | 10 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки буквы для их обозначения. | | |
26 | 11 | Правописание слов с парными согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | | |
27 | 12 | Разделительный мягкий знак. | 19.10-23.10 | |
28 | 13 | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста. | | |
29 | 14 | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи». | | |
30 | 15 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Обобщение и систематизация знаний по теме «Слово в языке и в речи». | | |
Состав слова 39 ч. |
31 | 1 | Корень слова. Однокоренные слова. | | |
32 | 2 | Чередование гласных и согласных в корне однокоренных слов. | 26.10-30.10 | |
33 | 3 | Сложные слова. | | |
34 | 4 | Формы слова. Окончание. | | |
35 | 5 | Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | | |
36 | 6 | Нулевое окончание слова. | 02.11-06.11 | |
37 | 7 | Приставка. Общее понятие. | | |
38 | 8 | Определение приставки в слове. | | |
39 | 9 | Значения приставок. | | |
40 | 10 | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова». | 09.11-13.11 | |
41 | 11 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Суффикс. Общее понятие. Значения суффиксов. Основа слова. | | |
42 | 12 | Обобщение знаний о составе слова. | | |
43 | 13 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | | |
44 | 14 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 23.11-27.11 | |
45 | 15 | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по плану. | | |
46 | 16 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | | |
47 | 17 | Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне. | | |
48 | 18 | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 30.11-04.12 | |
49 | 19 | Р.р. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». | | |
50 | 20 | Проверка слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | | |
51 | 21 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | | |
52 | 22 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | | |
53 | 23 | Р.р. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. | 07.12-11.12 | |
54 | 24 | Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | | |
55 | 25 | Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | | |
56 | 26 | Правописание слов с удвоенными согласными | | |
57 | 27 | Правописание суффиксов и приставок. | 14.12-18.12 | |
58 | 28 | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание корней слов». | | |
59 | 29 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Упражнение в правописании суффиксов и приставок. | | |
60 | 30 | Р.р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | | |
61 | 31 | Обобщение знаний о правописании суффиксов и приставок. | | |
62 | 32 | Обобщение знаний о правописании приставок и предлогов. | 21.12-25.12 | |
63 | 33 | Правописание приставок и предлогов. | | |
64 | 34 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова». | | |
65 | 35 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Проект «Составляем орфографический словарь» | | |
66 | 36 | Р.р. Обучающее изложение повествовательного деформированного текста. | 28.12-31.12 | |
67 | 37 | Упражнение в правописании приставок и предлогов. | | |
68 | 38 | Разделительный твёрдый знак. | | |
69 | 39 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | | |
Части речи. 70 ч. |
70 | 1 | Части речи (повторение и углубление представлений). | 11.01-15.01 | |
71 | 2 | Имя существительное (29 ч.) Имя существительное и его роль в речи. Значение и употребление имён существительных в речи. | | |
72 | 3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
73 | 4 | Представление об устаревших словах в русском языке. | | |
74 | 5 | Р.р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | | |
75 | 6 | Анализ ошибок изложения. Собственные и нарицательные имена существительные. | 18.01-22.01 | |
76 | 7 | Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени» | | |
77 | 8 | Изменение имён существительных по числам. | | |
78 | 9 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Р.р. Работа с текстом. Письмо по памяти. | | |
79 | 10 | Род имён существительных. | 25.01-29.01 | |
80 | 11 | Имена существительные общего рода. | | |
81 | 12 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Проверочная работа « Непроизносимые согласные в корне слова». | | |
82 | 13 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | | |
83 | 14 | Анализ ошибок изложения. Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | | |
84 | 15 | Изменение имён существительных по падежам. | 01.02-05.02 | |
85 | 16 | Определение падежа имени существительного. | | |
86 | 17 | Контрольный диктант№7 по теме «Имя существительное» | | |
87 | 18 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Неизменяемые имена существительные. | | |
88 | 19 | Р.р. Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 08.02-12.02 | |
89 | 20 | Анализ ошибок сочинения. Именительный падеж имён существительных. | | |
90 | 21 | Родительный падеж имён существительных. | | |
91 | 22 | Дательный падеж имён существительных. | | |
92 | 23 | Винительный падеж имён существительных. | | |
93 | 24 | Творительный падеж имён существительных. | 22.02-26.02 | |
94 | 25 | Предложный падеж имён существительных. | | |
95 | 26 | Проверочный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных» | | |
96 | 27 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Подготовка к выполнению проекта «Зимняя страничка». | | |
97 | 28 | Р.р. Подробное изложение повествовательного текста. | 01.03-05.03 | |
98 | 29 | Анализ ошибок изложения. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном). | | |
99 | 30 | Обобщение знаний об имени существительном | | |
100 | 31 | Имя прилагательное (19 ч.) Понятие об имени прилагательном как части речи. | | |
101 | 32 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 08.03-12.03 | |
102 | 33 | Р.р. Составление текста – описания растения в научном стиле. | | |
103 | 34 | Роль имён прилагательных в тексте. | | |
104 | 35 | Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | | |
105 | 36 | Р.р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 15.03-19.03 | |
106 | 37 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | | |
107 | 38 | Изменение имён прилагательных по числам. | | |
108 | 39 | Контрольное списывание №2 . | | |
109 | 40 | Р.р. Составление текста – описания о животном по личным наблюдениям. | 22.03-26.03 | |
110 | 41 | Изменение имён прилагательных по падежам (общее представление). | | |
111 | 42 | Начальная форма имени прилагательного. | | |
112 | 43 | Р.р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | | |
113 | 44 | Анализ ошибок сочинения. Обобщение знаний об имениприлагательном. | | |
114 | 45 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 29.03-02.04 | |
115 | 46 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное». | | |
116 | 47 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Морфологический разбор имени прилагательного. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном. | | |
117 | 48 | Р.р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | | |
118 | 49 | Местоимение.( 4 ч.) Анализ ошибок сочинения. Личные местоимения. | | |
119 | 50 | Изменение личных местоимений по родам. Морфологический разбор местоимений. | 12.04-16.04 | |
120 | 51 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | | |
121 | 52 | Р.р. Составление письма. | | |
122 | 53 | Глагол.( 18 ч.) Понятие о глаголе как части речи. Значение и употребление глаголов в речи. | | |
123 | 54 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. Начальная (неопределённая) форма глагола. | 19.04-23.04 | |
124 | 55 | Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | | |
125 | 56 | Р.р. Составление текста по сюжетным рисункам. | | |
126 | 57 | Изменение глаголов по числам. | | |
127 | 58 | Времена глаголов. | | |
128 | 59 | Изменение глаголов по временам. Проверочная работа «Состав слова». | 26.04-30.04 | |
129 | 60 | Р.р. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | | |
130 | 61 | Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа. | | |
131 | 62 | Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану. | | |
132 | 63 | Упражнение в определении времени глагола. | 03.05-07.05 | |
133 | 64 | Род глаголов в прошедшем времени. | | |
134 | 65 | Правописание частицы не с глаголами. | | |
135 | 66 | Проверочная работа по теме «Глагол». | | |
136 | 67 | Упражнение в правописании частицы не с глаголами. | 10.05-14.05 | |
137 | 68 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | | |
138 | 69 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | | |
139 | 70 | Анализ ошибок контрольного диктанта. | 17.05-21.05 | |
Повторение 14 ч. |
140 | 1 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Р.р. Составление предложений и текста. | | |
141 | 2 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | | |
142 | 3 | Контрольный диктант №10 (итоговый) по теме «Обобщение изученного в 3 классе» | | |
143 | 4 | Анализ ошибок контрольного диктанта. Правописание значимых частей слова. | | |
144 | 5 | Правописание предлогов и приставок. | 24.05-28.05 | |
145 | 6 | Правописание безударных гласных. | | |
146 | 7 | Однокоренные слова. | | |
147 | 8 | Р.р. Обучающее изложение. | | |
148 | 9 | Анализ ошибок изложения. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 31.05 | |
149 | 10 | КВН «Знатоки русского языка» | | |
150 | 11 | Резерв | | |
151 | 12 | Резерв | | |
152 | 13 | Резерв | | |
153 | 14 | Резерв | | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | Всего контрольных диктантов | Из них административных итоговых контрольных диктантов | Контрольных списываний | уроков развития речи |
по программе | 153 | 14 | 10 | 2 | 2 | 27 |
выполнено | | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/ О.А.Дубовицкая/
«______» ______________ 2020 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2020 г.
Руководитель ШМО
_____________ /О.В. Глухих/