СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 5 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»



Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарных наук

Руководитель МО

_______________Большакова Н.П.

Протокол № 1

от «27» августа 2019 г.

Принята на педагогическом совете



Протокол № 1

от «30» августа 2019 г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ «РСШ №2»

____________Чудалева Н.Д.


Приказ № _____

от « ___» ___________20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 5Б КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 170, В НЕДЕЛЮ - 5 ЧАСОВ

УЧИТЕЛЬ СЫСОЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ



ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

  1. ФГОС ООО, 2010

  2. АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 5 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ М.М. РАЗУМОВСКОЙ,

С.И. ЛЬВОВА, В.И. КАПИНОС, В.В. ЛЬВОВА, М.: ДРОФА, 2012





ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМ

Русский язык. 5 класс. Учебник.  Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.,  Москва, ДРОФА, 2012








2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из ценностей русского языка;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранять его чистоту; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты:

  • понимание темы и идеи речевого произведения, умение разграничи­вать основную и второстепенную информацию;

  • умение использовать разные виды чтения при работе с текстами;

  • способность извлекать информацию из различных источников, вклю­чая Интернет, пользоваться словарями и справочной литературой, в том числе на электронных носителях;

  • умение вести самостоятельный поиск информации;

  • сопоставление и сравнение разных точек зрения;

  • способность излагать свои мысли в устной и письменной форме, со­блюдать нормы построения текста;

  • составление различных видов плана, вопросов к тексту, пересказа;

  • умение создавать тексты с учётом замысла;

  • оценка своей речи с точки зрения её содержания и речевого оформ­ления;

  • умение выступать перед аудиторией с сообщениями;

  • применение полученных знаний на межпредметном уровне (на уро­ках литературы, истории, биологии, географии и др.);

  • совместное выполнение заданий, участие в спорах, обсуждениях.


Предметные результаты:

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  • использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять мини-проект; публично защищать свою позицию;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Чтение

Обучающийся научится:

  • понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;

  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Обучающийся научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Обучающийся научится:

  • создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • писать сочинения, изложения;

  • составлять планы, доклады;

Текст

Обучающийся научится:

  • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы;

  • различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

  • создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи

  • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;

  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи.

Морфология

Обучающийся научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся научится:

  • выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка.

2. Содержание учебного предмета


1. О языке (5 ч.)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

2. Речь (41 ч.)

Речь как деятельность, как способ общения людей посредством языка. Условия, необходимые для речевого общения: наличие собеседника, мотива, потребности в общении, предмета речи, общего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Культура речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности; его основные признаки: членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная конченность (автономность) высказывания. Темы и основная мысль текста: микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. Развитие мысли в тексте: «данное» и «новое» в предложениях текста. Стили речи, понятие о стилистически значимой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художественного стилей речи с учётом речевой ситуации, в которой используются данные стили. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения фрагментов текста с определенным типовым значением: лицо и его действия, предмет и его признаки, рассуждение - доказательство, оценочные суждения. Способы соединения фрагментов в целом тексте.


Основные умения по разделу «Речь»

Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи - описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

3. Повторение и углубление изученного в начальных классах (19ч.)


3.1. Фонетика. Графика (3 ч.)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.


3.2. Письмо. Орфография (9 ч.)

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; разделительных ъ -ь; -тся/ -ться в глаголах.

Не с глаголами. Использование орфографического словаря.


3.3. Строение слова (3 ч.)

Предмет изучения морфемики. Морфема как часть слова.

Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарём значения морфем и словарём морфемного строения слова.


3.4. Слово как часть речи. Морфология (4 ч.)


Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико – орфографическим словарём.


4. Систематический курс русского языка (60 ч)

4.1. Фонетика. Орфоэпия (8 ч.)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Русское словесное ударение и его особенности. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Знакомство со школьным орфоэпическим словарём и его использование.


4.2. Лексика. Словообразование. Правописание (23 ч.)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафора, олицетворения, эпитета.

Слова - синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм. Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении. Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з (с). Правописание корней -лож-// -лаг-, -рос-//-раст-(-ращ-). Буквы о-ё после шипящих в корне.

Буквы и-ы после ц в разных частях слов. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы.

Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания метафор, олицетворений, эпитетов; диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.


4.3. Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (29 ч.)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже. Предложения с однородными членами.

Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о ССП и СПП. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге, наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.


4.4. Морфология. Правописание (46ч.)


4.4.1.Глагол (18 ч.)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Инфинитив.

Основные способы образования глаголов, правописание не с глаголами (закрепление). Возвратные глаголы. Правописание - тся и -ться- в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и-е, их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение; значение, образование, правописание. Повелительное наклонение; значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Развитие навыков использования лингвистическими словарями разных типов. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

4.4.2. Имя существительное (16 ч.)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён существительных. Правила употребления на письме типичных суффиксов, в частности -чик- (-щик-), -ек- (-ик-). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Правила употребления прописной буквы при написании имён существительных. Род имён существительных. Имена существительные общего рода; род неизменяемых имён существительных. Число имён существительных. Имена существительные, имеющие только форму единственного или форму множественного числа.

Падеж. Склонение имён существительных. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Правописание безударных окончаний имён существительных. Развитие навыков использования грамматико-орфографического, орфографического, толкового, словообразовательного и орфоэпического словарей.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

4.4.3. Имя прилагательное (12 ч.)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению: имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Имена прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов.

Образная, эмоциональная функция имён прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление имён прилагательных в переносном значении.


5. Повторение и обобщение изученного в 5 классе (4ч.)

  1. Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль

Р/р. Речь (5+5+3+7+6+5+2+8 ч.)

41


Р/р. О языке и речи

5

Входная контрольная работа (диктант) - 1

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (19 ч.):

19


Фонетика, графика (3ч.)

3


Р/р. Текст (5ч.)

5

Обучающее сочинение – 1

Письмо. Орфография (9ч.)

9

Контрольная работа (диктант) - 1

Слово и его строение (3ч.)

3


Слово как часть речи. Морфология (4ч.)

4


Р/р. Текст (продолжение) (3ч.)

3

Обучающее устное сочинение - 1

Систематический курс русского языка (60ч.):

60


Фонетика. Орфоэпия (8ч.)

8

Контрольная работа по фонетике и орфоэпии - 1

Лексика. Словообразование. Правописание (23ч.)

23

Контрольная работа (диктант) – 1

Р/р. Стили речи (7ч.)

7

Обучающее изложение - 1

Синтаксис и пунктуация (вводный курс) (29ч.)

29

Контрольная работа (диктант) – 1

Р/р. Типы речи (6ч.)

6


Р/р. Строение текста (5ч.)

5

Контрольная работа по типам речи – 1

Обучающее изложение – 1

Морфология. Правописание (46ч.)

46


Глагол (18ч.)

18

Контрольная работа – 1

Р/р. Строение текста (продолжение) (2ч.)

2


Имя существительное (16ч.)

16

Промежуточная аттестация (диктант) – 1

Р/р. Строение текста (продолжение) (8ч.)

8

Контрольная работа (сочинение) – 1

Контрольная работа (изложение) – 1

Имя прилагательное (12ч.)

12

Контрольная работа – 1

Закрепление и обобщение изученного в 5 классе (4ч.)

4


Итого:

170

15, в т.ч.: 3 сочинения, 3 изложения, 5 диктантов, 4 контрольных работы.

  1. Календарно-тематическое планирование


п/п


Дата проведения

Тема учебного занятия


Виды деятельности учащихся


План. дата

Факт. дата

1



Р/р.

О языке и речи

Изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, формирование навыка чтения лингвистического текста

2



Р/р.

Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать небольшие высказывания на лингвистические темы, пользуясь планом и подборкой примеров. Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвистические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного характера объемом от 30 до 70 слов за определенное время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП)

3



Р/р.

Что такое речь

(в отличие от языка)

Овладевать чтением пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст

4



Р/р.

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов

5



Звуки и буквы. Алфавит

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфавит, правильно произнося названия букв

6



Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы

7



Фонетический разбор слова

Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фонетической транскрипции

8



Входная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

Проверить усвоение правил написания корней слов, а также других орфограмм

9



Р/р.

Что такое текст. Тема текста

Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формальная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и широкие темы

10



Анализ контрольной работы, работа над ошибками

Р/р.

Основная мысль текста

Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отношение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заголовок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету речи

11



Р/р.

Подготовка к обучающему сочинению «Памятный день летних каникул»

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его

12



Р/р.

Обучающее сочинение «Памятный день летних каникул»

Определять тему и основную мысль сочинения, отбирать материал на тему, выражать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После проверки учителем сочинения анализировать его

13



Р/р.

Анализ сочинения, работа над ошибками

Совершенствование навыков работы над ошибками, повторение орфограмм и пунктограмм на изученные правила, работа с грамматическими ошибками

14



Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила

Осознанно читать и пересказывать тексты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и развития общества. Знать, понимать и правильно употреблять соответствующие термины. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфограмма, и применять орфографические правила. Формировать и развивать орфографическую зоркость

15



Орфограммы гласных корня

Формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня. Использовать орфографический словарь

16



Орфограммы согласных корня

Формировать понятие орфограмм согласных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания согласных. Использовать орфографический словарь

17



Буквенные сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, нч, чн, чк, нщ, рщ

Овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма

18



Буква ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Верно писать слова этих частей речи с опорой на соответствующие орфографические правила. Использовать орфографический словарь

19



Разделительные ъ и ь. Правописание тся и ться в глаголах

Знать условия употребления разделительных знаков и верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Овладевать способом определения написания слов с тся и ться. Верно писать слова с данными орфограммами

20



Не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами, перечень слов исключений. Верно писать соответствующие слова. Использовать орфографический словарь. Правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные

21



Контрольная работа по теме: «Письмо. Орфография» (диктант с грамматическим заданием)

Проверить усвоение орфографических правил, верно писать слова с изученными орфограммами

22



Анализ диктанта и работа над ошибками

Совершенствование навыка работы над ошибками

23



Почему корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова

Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова, т.е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, независимо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его стилистической принадлежности грамматической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при определении значения слова, его принадлежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последовательность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем

24



Как образуются формы слова. Лексическое и грамматическое значение

Иметь представление о механизме образования форм слова с помощью окончания. Соотносить окончание и грамматическую форму слова. Знать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лексическое значение остаётся без изменений

25



Как образуются формы слова. Роль окончания в слове

Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)

26




Слово как часть речи

Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие вопросы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи

27



Самостоятельные части речи

Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении устно и письменно определять слово как часть речи

28




Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Отрабатывать умение определять морфологические признаки слов данных частей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать понятия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении определять слово как часть речи. Учиться опознавать слова некоторых частей речи по набору окончаний

29



Служебные части речи: предлог, союз, частица

Знать, какие части речи являются служебными, их отличие от самостоятельных частей речи. Уметь отличать предлоги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографические правила. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП)

30




Р/р.

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

Иметь представление о зависимых и независимых предложениях, о смысловых отношениях, которые передаются зависимыми предложениями, о словах сигналах зависимости. Понимать, что порядок следования предложений в тексте не может быть произвольным, что он определяется смысловыми отношениями, которые устанавливаются между соседними предложениями текста. Уметь выявлять смысловые отношения, ставя вопрос от одного к другому, находить в тексте сигналы зависимости предложений (союзы, местоимения, наречия). Уметь восстанавливать порядок следования предложений в деформированном тексте. Учиться соблюдать порядок следования предложений в собственных высказываниях

31



Р/р.

Абзац как часть текста. Микротема. План текста

Иметь представление о микротеме как части большой темы и об абзаце как части текста, в которой раскрывается микротема. Выделять в сплошном тексте абзацы, а в письменной речи обозначать их красной строкой. Уметь составлять и анализировать план текста: фиксировать порядок следования микротем, подбирать заголовки к абзацам. Грамотно оформлять пункты плана на письме

32



Р/р.

Обучающее устное сочинение (по плану)

Проверить умение связно излагать мысли по составленному плану

33



Что изучает фонетика

Знать предмет изучения фонетики. Учиться различать звук и букву, устную и письменную речь. Понимать роль звуков речи

34



Звуки гласные и согласные

Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и согласных. Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП)

35




Урок-практикум. Звуки гласные и согласные

Различать гласные и согласные звуки. Знать перечень гласных (6) и согласных (36). Знать пары согласных по твёрдости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться использовать знаки фонетической транскрипции. Производить фонетический разбор слова. Безошибочно писать отобранные для специального заучивания слова (ЗСП)

36



Слог, ударение

Членить слова на слоги. Различать фонетические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи

37



Что изучает орфоэпия.

Произношение ударных и безударных гласных звуков

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы

38




Произношение согласных звуков

Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио)

39



Фонетический разбор слова (повторение). Орфоэпический разбор слова

Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь пользоваться школьным орфоэпическим словарём. Учиться слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) и фонетики

40



Контрольная работа по теме: «Фонетика и орфоэпия»

Проверить умения характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила

41



Как определить лексическое значение слова. Синонимы

Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

42



Как определить лексическое значение слова. Антонимы

Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

43



Сколько лексических значений имеет слово

Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование многозначности слова в художественной речи

44



Прямое и переносное значение слова

Различать прямое и переносное значение слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов

45



Фразеологизмы

Иметь представление о связанных по смыслу сочетаниях слов (фразеодогизмах), понимать их переносный смысл, роль в языке, использовать в собственной речи

46



Как пополняется словарный состав русского языка

Знать основные пути пополнения словарного состава русского языка. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле). Находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре

47



Как образуются слова в русском языке

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соединительных гласных е и о при сложении. Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями

48



Морфемный и словообразовательный разборы

Учиться пользоваться морфемным и словообразовательным словарями, производить морфемный и словообразовательный разборы

49



Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (значимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Пользоваться орфографическим словарём

50



Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг -— -лож

Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (расположиться располагаться, предложить — предлагать, предложение, положение и т.д.). Пользоваться орфографическим словарём

51



Правописание чередующихся гласных в корнях -рос- — -раст -(-ращ-)

Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными корнями и верно их писать (росли, расти, растение, растительность, выращивать, росток и т.д.). Пользоваться орфографическим словарём

52



Буквы о — ё после шипящих в корне слова

Знать правила употребления букв о — ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответствующие примеры. Знать перечень наиболее употребительных слов на данное правило (капюшон, обжора, шорох, трущобы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т.д. и верно их писать. Пользоваться орфографическим словарем

53



Самостоятельная работа по теме: «Правописание корней с чередованием гласных»

Проверить усвоение правил употребления данных корней и умение приводить соответствующие примеры

54




Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

Иметь представление о признаках разных видов омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пила — жадно пила; обижать друга — обежать вокруг дома). Наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Использовать словари омонимов

55



Что такое профессиональные и диалектные слова

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления ( профессионализмы). Знать сферу употребления терминов; уметь назвать термины лингвистики, объяснить их значение. Учиться извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

56



О чём рассказывают устаревшие слова

Знать признаки устаревших слов. Понимать, что устаревшие слова образовались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке. Иметь представление об этимологии как науке, изучающей происхождение слова, его исторические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов

57



Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

Понимать, что речевой этикет — это правила речевого поведения. Тренироваться в уместном употреблении некоторых частотных этикетных формул приветствия, прощания, просьбы, 30 благодарности и т.д. в соответствии с речевой ситуацией

58



Правописание неизменяемых приставок

Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём

59



Правописание приставок на з/с

Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать сло ва с приставками на з/с: 1)располагать, разбросать и т.д.; 2)разжать, расщедриться и т.д. Владеть способом определения верного употребления приставок раз- или рас-, без- или бес-и т.д. В пределах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём

60



Буквы и—ы после ц

Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести примеры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфографическим словарём и без него

61



Значение, строение и написание слова

Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения

62



Контрольная работа по теме: «Словообразование» (диктант с заданиями к нему)

Проверить усвоение правил написания корней, орфограмм в корне, а также приставок (неизменяемых и на з/с)

63



Анализ контрольной работы по теме. Работа над ошибками

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий

64



Р/р.

Что изучает стилистика

Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязыковой основе стиля речи; научиться анализировать с этих позиций любую конкретную речевую ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы

65



Р/р.

Разговорная и книжная речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи

66



Р/р.

Художественная речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности

67



Р/р.

Научно-деловая речь

Иметь представление о речевой ситуации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная обстановка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, официальность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот

68



Р/р.

Подготовка к обучающему изложению «Барсучонок»

Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка

69



Р/р.

Обучающее изложение «Барсучонок» (подробное)

Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого «Барсучонок». Работа проверяет умение пересказывать близко к тексту содержание отрывка, сохраняя основную мысль, последовательность изложения, выразительные средства языка

70



Р/р.

Анализ изложения, работа над ошибками

Совершенствовать навыки связной письменной речи, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, работа с грамматическими ошибками

71



Что изучают синтаксис и пунктуация

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается слово от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения

72



Словосочетание. Связь слов в словосочетании

Понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании

73



Виды словосочетаний

Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложений, разбирать их, составлять словосочетания по схемам. Учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания

74



Предложение. Интонация предложения.

Виды предложений по цели высказывания

Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребления разных видов простых предложений, виды предложений по цели высказывания и интонации, особенности интонации побудительных предложений. предложений по цели высказывания и интонации. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; использовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, научные)

75



Восклицательные предложения

Верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать тексты (художественные, публицистические)

76



Главные члены предложения. Подлежащее

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов. Находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением)

77



Главные члены предложения. Сказуемое

Знать способы выражения сказуемого глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным

78



Тире между подлежащим и сказуемым

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике

79



Тире между подлежащим и сказуемым. Урок-практикум

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике

80



Предложения распространенные и нераспространенные.

Второстепенные члены предложения

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые

81



Дополнение

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные 5члены в предложении

82



Определение

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении

83



Обстоятельство

Знать определение понятия второстепенного члена (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражен); роль второстепенных членов предложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в предложении

84



Однородные члены предложения

Знать характерные признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах

85



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами

86



Обобщающие слова при однородных членах предложения

Употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами

87



Обращение

Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. Верно ставить знаки препинания

88



Синтаксический разбор простого предложения

Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме

89



Урок-практикум. Синтаксический разбор простого предложения

Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, конструировать простое предложение по заданной схеме

90



Самостоятельная работа по теме: «Синтаксис простого предложения»

Проверить усвоение синтаксиса простого предложения

91



Сложное предложение

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам

92



Виды сложного предложения

Определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с разными союзами. Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам

93



Синтаксический разбор сложного предложения

Учиться производить синтаксический разбор сложного предложения

94



Прямая речь

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью

95



Знаки препинания при прямой речи

Знать, что такое прямая речь и слова автора; определять слова автора и прямую речь; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений с прямой речью

96



Диалог

Знать, что такое диалог, реплика. Правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно правильно читать диалоги. Правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией

97



Повторение и обобщение изученного по синтаксису, пунктуации, орфографии

Закреплять изученные ранее орфограммы. Верно писать слова, отобранные для специального заучивания (ЗСП)

98



Контрольная работа по теме: «Синтаксис, пунктуация». Диктант и задания к нему

Проверка уровня сформированности умений в области пунктуации и синтаксиса

99



Анализ диктанта, работа над ошибками

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий



100



Р/р.

Что такое тип речи

Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографирования»

101



Р/р.

Описание, повествование, рассуждение

Знать основные признаки понятия каждого типа речи. Строить по образцу устный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или иному типу речи (владение научной речью)

102



Р/р.

Оценка действительности

Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания

103



Р/р.

Строение текста типа рассуждения-доказательства

Иметь представление о рассуждении- доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждение-оказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждения-доказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения- доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения- доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический, стилистический и т.д.)

104



Р/р.

Анализ текста: определение типа речи

Учиться определению основных признаков понятия «тип речи» и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства

105



Р/р.

Анализ текста: соединение типов речи в одном тексте

Учиться определению признаков различных типов речи в одном тексте и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства

106



Р/р.

Определение типа речи (типов речи) в тексте. Урок-практикум

Учиться определению признаков различных типов речи в одном тексте и оформлению ответа в виде письменного рассуждения-доказательства

107



Контрольная работа по теме: «Типы речи. Строение текста»

Проверить умения учащихся определять тип речи в тексте и оформлять свои выводы в виде рассуждения-доказательства

108



Р/р.

Подготовка к обучающему подробному изложению

Изложение проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания)

109



Р/р.

Обучающее подробное изложение

Изложение проверяет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, повествование с двумя вкраплениями описания)

110



Р/р.

Анализ изложения. Работа над ошибками

Совершенствование текста изложения (работа над стилем и типологической структурой текста)

111



Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

Знать предмет изучения морфологии. Знать названия самостоятельных и служебных частей речи. Тренироваться в умении распознавать слово как часть речи и определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов. Понимать важность и необходимость грамматического анализа слова, в частности для правописания

112



Что обозначает глагол

Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научного описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп

113



Правописание не с глаголами (закрепление)

Используя известное правило, писать глаголы с данной орфограммой раздельно. Использовать орфографический словарь для самоконтроля слитного написания глаголов-исключений

114



Словообразование глаголов

Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении образовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы

115



Виды глагола

Знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов глагола

116



Корни с чередованием букв е — и

Знать перечень корней мер — мир (а), тер — тир(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь

117



Корни с чередованием букв е — и. Урок-практикум

Знать перечень корней мер — мир (а), тер — тир(а) и т.д. Владеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя правила и орфографический словарь

118



Неопределённая форма глагола (инфинитив). Правописание -тся и -ться в глаголах

Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописание неопределённой формы глагола. Используя известные правила, верно писать глаголы с данной орфограммой

119



Наклонение глагола. Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола. Знать, как образуется сослагательное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме сослагательного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно писать частицу бы с соответствующими глаголами

120



Как образуется повелительное наклонение глагола

Знать, как образуется повелительное наклонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Образовывать глаголы в форме повелительного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно употреблять в устной и письменной речи формы глаголов повелительного наклонения, избегая ошибок типа ляжь, ложите, ехай, едьте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для морфологического разбора глагола исправления подобных ошибок. Знать и применять порядок и образец морфологического разбора глагола

121



Времена глагола

Совершенствовать умение верно определять морфологические признаки глагола, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфоэпический словарь

122



Спряжение глагола. Лицо и число

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте

123



Спряжение глагола. Лицо и число. Урок-практикум

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять окончания глаголов I и II спряжения. Определять лицо и число глаголов, данных в тексте

124



Правописание личных окончаний глагола

Распознавать в тексте глаголы с безударным личным окончанием, знать окончания глаголов I и II спряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила

125



Морфологический разбор глагола

Научиться производить морфологический разбор глагола

126



Безличные глаголы

Иметь представление, какие глаголы считаются безличными. Уметь находить в тексте безличные (и личные в безличной форме) и правильно использовать их в собственной речи

127



Переходные и непереходные глаголы

Иметь представление, какие глаголы считаются переходными и непереходными. Уметь находить в переходные и непереходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи

128



Контрольная работа по теме: «Глагол»

Проверка уровня сформированности умений и навыков по изученной теме

129



Р/р.

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях текста

Иметь представление о «данном» и «новом» в предложениях текста: «данное» обеспечивает связь между предложениями, а «новое» — развитие мысли в тексте. Находить «данное» в предложениях текста путём сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного»

130



Р/р.

Строение текста типа повествования

Иметь представление о строении повествования («данное» обозначает лицо, отвечает на вопрос кто?, «новое» обозначает действие, отвечает на вопрос что делает?). Находить в «большом» тексте фрагменты со значением повествования; различать повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, используя приём «фотографирования». Правильно строить повествовательные тексты художественного и делового стилей: уметь детализировать действия, подробно рассказывать о них, выбирая наиболее подходящие глаголы движения; уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т.п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» и «новом». Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме

131



Что обозначает имя существительное

Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части речи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем существительным. Тренироваться в умении опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и глаголов (признак и действие выражены через значение предметности). Тренироваться в умении составлять план к лингвистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с различными группами имён существительных

132



Словообразование имен существительных

Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образования имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со значением отвлечённого действия и признака. Пользоваться школьным словообразовательным словарём и словарём морфем

133



Употребление суффиксов

– чик-, -щик-

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Образовывать существительные с суффиксами чик, щик и правильно писать их. Пользоваться орфографическим словарём

134



Употребление суффиксов -ек-, -ик-

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью слова; правильно определять словообразующую основу. Овладеть способом определения верного написания суффиксов ек, ик. Пользоваться орфографическим словарём

135



Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ

136



Урок-практикум. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ

137




Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

138



Имена существительные собственные и нарицательные

Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распознавать в тексте имена собственные и правильно их писать. Тренироваться в умении пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф.Л.Агеенко «Собственные имена в русском языке» для предупреждения орфографических и орфоэпических ошибок

139



Род имён существительных

Знать способ определения рода имён существительных. Научиться использовать различные словари в случае сомнений в определении рода имён существительных

140



Существительные общего рода

Образовывать и правильно употреблять в речи существительные общего рода. Приводить соответствующие примеры

141



Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа

Иметь представление о значении форм числа имени существительного. Тренироваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существительных, обладающих формами только единственного или только множественного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреблять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры

142



Падеж и склонение имён существительных

Определять склонение и падеж имени существительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь

143



Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Распознавать в тексте имена существительные с безударным окончанием, обозначаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания окончаний и и е в безударном положении в единственном числе; приводить соответствующие примеры

144



Морфологический разбор. Употребление имён существительных в речи

Обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных. Совершенствовать умения морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложений и словосочетаний

145



Промежуточная аттестация (контрольный диктант)

Проверить усвоение содержания изученных орфографических и пунктуационных правил, алгоритмов их использования, правописные навыки учащихся

146



Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила, отработать алгоритм выполнения грамматических заданий

147



Р/р.

Строение текста типа описания предмета

Иметь представление об описании предмета как о разновидности типа речи «описание». Знать, как строится текст типа описания предмета («данное» обо значает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» тексте фрагменты со значением описания предмета, на ходить в них «данное» и «новое». Знать основные способы выражения «данного» и «нового» в этом фрагменте текста и применять их при создании текста

148



Р/р.

Редактирование текстов типа описания предмета

Знать «опасные места» в структуре текста: не допускать лексических повторов в «данном», использовать разные морфологические средства для выражения признака в «новом». Находить и исправлять ошибки в строении текста

149



Р/р.

Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей

Различать художественное и деловое описание предмета. Для повышения выразительности художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям; составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления

150




Р/р.

Контрольное изложение мини - текста типа описания

Проверить умение использовать определительные словосочетания в составе «данного», правильно строить художественный текст с описанием предмета

151



Р/р.

Соединение типов речи в тексте

Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты

152



Р/р.

Анализ и редактирование текста. Урок-практикум

Обосновывать уместность включения фрагментов в текст (помогают яснее выразить основную мысль, привлекают внимание к главному, передают отношение автора к предмету речи). Уметь исправлять недостатки в типологической структуре текста

153



Р/р.

Подготовка к контрольному сочинению «Что я люблю делать и почему» или «Как я однажды ...»

Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения. Анализ сочинения

154



Р/р.

Контрольное сочинение «Что я люблю делать и почему» или «Как я однажды ...»

Уметь грамотно и связно излагать свои мысли на заданную тему с использованием схемы высказывания в соответствии с типом речи

155



Что обозначает имя прилагательное

Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагательным

156



Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Опознавать и различать в тексте имена прилагательные различных разрядов. Работать над обогащением словаря учащихся именами прилагательными различных разрядов

157



Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря

158



Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Урок-практикум

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилагательное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на ый, ий); приводить примеры. В пределах положительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического словаря и без словаря

159



Словообразование имён прилагательных

Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные морфемы. Уметь образовывать имена прилагательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагательные

160



Прилагательные полные и краткие

Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилагательных. Находить в тексте краткие имена прилагательные и определять их синтаксическую роль

161



Сравнительная и превосходная степени сравнения имён прилагательных

Иметь представление о том, как различаются по значению сравнительная и превосходная степени имён прилагательных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно. Находить в тексте данные формы имён прилагательных

162



Как образуется сравнительная степень прилагательного

Знать, как образуется сравнительная степень прилагательных, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно

163



Как образуется превосходная степень прилагательного

Знать, как образуется превосходная степень прилагательных, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографически правильно

164



Употребление в речи. Морфологический разбор имени прилагательного

Обобщить сведения о синтаксической роли имён прилагательных. Совершенствовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний, морфологического разбора имени прилагательного

165



Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Проверка уровня сформированности умений и навыков по изученной теме

166



Анализ контрольной работы

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, повторить орфограммы и пунктограммы на изученные правила

167



Урок повторения. «Проверь свои знания об орфографии»

Обобщить сведения об орфографии, совершенствовать орфографическую зоркость

168



Урок повторения. «Проверь свои знания о пунктуации»

Обобщить сведения о пунктуации, проверить навыки синтаксического разбора

169



Урок повторения. «Проверь свои знания о морфологии»

Обобщить сведения о морфологии и морфологическом разборе частей речи

170



Урок повторения. «Проверь свои знания о словообразовании»

Обобщить сведения о словообразовании как разделе русского языка и проверить навыки разборов слова



11