Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Нива»
«Согласовано» Руководитель МО __________/Таскаринова А.А/ Протокол №____ от «_____»_ 08_2019 года | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ «СОШ п.Нива » ___________/Шушаева Н.А./ «____»___08_____2019 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ п.Нива» ___________/Землянова Л.И./ Приказ № 58/6 от « 30 » __08_____2019 г |
Рабочая программа
по русскому языку
8 класс
Учителя русского языка и литературы 1 категории
Макашевой Кавивы Менатовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
2019-2020 учебный год
Количество часов: 3 часа в неделю (в год -102 часа)
Уровень: базовый
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010 год.
Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014 г.
Развитие речи-15 ч.
Контрольных работ – 11 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики, фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Содержание тем учебного курса.
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 1 ч)
Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.
Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них.
Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Обучающее сжатое изложение.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание (4 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтакси
Предложение как единица синтаксиса. Основное свойство предложения. Отличие слова и словосочетания от предложения.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Грамматические средства связи в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Синтаксические связи слов в словосочетании. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
Синтаксический разбор словосочетания.
Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (8 ч + 1 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Однородные члены предложения (13ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (16ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Вводные и вставные конструкции. Обращение. (9ч + 2ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Чужая речь (6 ч + 2 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи |
Русский язык в современном мире | 1 | | |
Повторение изученного в 5-7 классах | 7 | 1 | 1 |
Синтаксис. Словосочетание. | 4 | | |
Предложение | 4 | | 1 |
Главные члены предложения 7 1 1 |
Второстепенные члены предложения | 9 | 1 | 1 |
Простые односоставные предложения | 11 | 1 | 2 |
Однородные члены предложения | 15 | 1 | 2 |
Обособленные члены предложения | 18 | 2 | 2 |
Вводные и вставные конструкции | 11 | 1 | 2 |
Чужая речь | 8 | 1 | 2 |
Повторение и обобщение изученного | 7 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 102 | 11 | 15 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
102 часа, 3 часа в неделю
№ уро ка | Тема | Дата план | Дата факт |
Введение (1 час) |
1 | Русский язык в современном мире | | |
Повторение изученного в 5-7 классах (6+1Р/р) |
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | | |
3 | Знаки препинания в сложных предложениях. | | |
4 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | | |
5 | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | | |
6 | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи | | |
7 | Контрольная работа (диктант) №1 по теме «Повторение изученного в 7 классе» | | |
8 | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26 | | |
Синтаксис. Словосочетание (4 часа) |
9 | Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса | | |
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | | |
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | | |
12 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | | |
Предложение (3 часа+1Р/р) |
13 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | | |
14 | Порядок слов в предложении. Интонация. | | |
15 | Тест по теме «Простое предложение. Словосочетание» | | |
16 | Р/Р Описание памятника культуры | | |
Главные члены предложения (6 часов+1Р/р) |
17 | Главные члены предложения. Подлежащее. | | |
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | | |
19 | Составное глагольное сказуемое. | | |
20 | Составное именное сказуемое. | | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | | |
22 | Повторение и обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | | |
23 | Контрольная работа (диктант) №2 по теме: «Главные члены предложения». | | |
Второстепенные члены предложения (8 часов+1Р/р) |
24 | Роль второстепенных членов предложения. | | |
25 | Дополнение. | | |
26-27 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | | |
28 | Приложение. Знаки препинания при нём. | | |
29 | Обстоятельство. | | |
30 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | | |
31 | Контрольная работа №3 по теме «Второстепенные члены предложения». | | |
32 | Р/Р «Характеристика человека» | | |
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р) |
33 | Главный член односоставного предложения. | | |
34 | Назывные предложения | | |
35 | Определённо-личные предложения. | | |
36 | Неопределённо-личные предложения. | | |
37 | Р/Р Инструкция | | |
38 | Безличные предложения. | | |
39 | Р/Р Рассуждение | | |
40 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | | |
41 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | | |
42 | Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | | |
43 | Контрольная работа (диктант) №4 по теме «Односоставные предложения» | | |
| Однородные члены предложения (13часов +2Р/р) |
44 | Понятие об осложненном предложении однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | | |
45 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | | |
46 | Однородные и неоднородные определения. | | |
47 | Однородные и неоднородные определения. | | |
48 | Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 242) | | |
49-50 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | | |
51 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | | |
53 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | | |
54 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | | |
55 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | | |
56 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | | |
57 | Контрольная работа (диктант) №5 по теме «Однородные члены предложения» . | | |
58 | Р/ р Контрольное сочинение-отзыв№2 по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» (упр.281). | | |
Предложения с обособленными членами (16 часов+2Р/р) |
59 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | | |
60 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | | |
61 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | | |
62 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | | |
63 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | | |
64 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | | |
65 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | | |
66 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | | |
67 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | | |
68 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | | |
69 | Контрольная работа №7 (диктант с грамматическим заданием) по теме «Обособление обстоятельств» | | |
70 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | | |
71 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов | | |
72 | Обособление дополнений с предлогами | | |
73 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | | |
74 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | | |
75 | Контрольная работа №8 по теме «Обособленные члены предложения» | | |
76 | Анализ контрольной работы | | |
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (9+2Р/р) |
77 | Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | | |
78 | Употребление обращений | | |
79 | Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма | | |
80 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | | |
81 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | | |
82 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | | |
83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | | |
84 | Вставные слова, словосочетания и предложения | | |
85 | Междометия в предложении | | |
86 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | | |
87 | Контрольная работа (диктант) №6 по теме «Обращения, вводные слова и междометия» | 14.05 | |
Прямая и косвенная речь (6+2Р/р)
88-89 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | 15.05 | |
90 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | 15.05 | |
91 | Р/Р Диалог. | 18.05 | |
92 | Р/Р Рассказ. | 18.05 | |
93 | Цитата и знаки препинания при ней. | 18.05 | |
94 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | 21.05 | |
95 | Контрольная работа №9 - диктант по теме «Чужая речь» | 22.05 | |
Повторение и обобщение изученного (6 часов+1 Р/р) |
96 | Синтаксис и морфология | | |
97 | Синтаксис и пунктуация | | |
98 | Синтаксис и культура речи | | |
99 | Р/Р Контрольное изложение №1с элементами сочинения (по тексту упр.442) | | |
100 | Синтаксис и орфография | | |
101 | Итоговая контрольная работа №10 - диктант | | |
102 | Итоговый контрольный тест за курс 8 класса | | |
13