РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка
Ф3-273 “Об образовании в Российской Федерации”,2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования РФ, 2009г.
Образовательная программа НОО школы №111.
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани на 2018/2019 учебный год.
Авторская программа В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». На изучение учебного курса «Русский язык» с 1-го по 4 класс отводится 4 часа в неделю. 3 класс-136ч.
Планируемые результаты освоения предмета
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
Понимать, что предложение – это основная единица речи;
Понимать термины «повествовательные предложения» вопросительные предложения, побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
Различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
Оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
Различать признаки текста и типы текстов (повествовательное. описание, рассуждение);
Называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
Различать словосочетание и предложение;
Называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
Понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
Называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
Понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
Различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
Использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
Давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
Понимать влияние ударения на смысл слова;
Различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
Понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
Производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж, имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
Интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
Вычленять в предложении основу и словосочетания;
Производить элементарный синтаксический разбор предложения;
Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
Определять тип текста;
Писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание программы (136 часов)
Язык и речь
Виды речи. Речь её назначение. Речь – отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России-Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопросов.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак(ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и теста по репродукции картины.
Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениями, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребления в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.
Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей речи.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать е в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласным в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.
Составление объявления.
Части речи
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевленные имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемый падеж. Родительный падеж, Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый,-ой,-ая,-яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го,2-го,3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? И что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а,-о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи.
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорнм словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение.
Формы организации учебной деятельности:
• фронтальная
• индивидуальная
• групповая
• парная
• дифференцированно-групповая
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3Б класса
Шайхутдиновой И.В. 2018-2019 уч.год
(170 часов)
Номер Урока | Содержание (разделы, темы) | Коли-чество часов | Даты проведения |
план | факт |
| Наша речь и наш язык | 2 | | |
1 | Наша речь и наш язык | 1 | | |
2 | Речь и ее значение в жизни. | 1 | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | | |
3 | Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. | 1 | | |
4 | Заголовок. Части текста. Типы текстов | 1 | | |
5 | Предложение. | 1 | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 | | |
8 | Обращение (общее представление). Предложения с обращением. | 1 | | |
9 | Р. р. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли | 1 | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения Распространенные и нераспространенные предложения.. | 1 | | |
11 | Разбор предложения по членам предложения. | 1 | | |
12 | Простое и сложное предложения (общее представление). | 1 | | |
13 | .Простое и сложное предложения. Союзы в сложном предложении. | 1 | | |
14 | Словосочетание. | 1 | | |
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Предложение и словосочетания» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (55-56) | 1 | | |
16 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении. Р.р. Сочинение по картине. | 1 | | |
| Слово в языке и речи | 19 | | |
| Слово и его лексическое значение. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы. | 6 | | |
17 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | 1 | | |
18 | Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). | 1 | | |
19 | Слово и словосочетание | 1 | | |
20 | Фразеологизмы | 1 | | |
21 | Обучающее изложение Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (69-70) | 1 | | |
22 | Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи. | 1 | | |
| Части речи | 5 | | |
23 | Части речи (повторение): имя существительное. | 1 | | |
24 | Части речи (повторение): имя прилагательное. | 1 | | |
25 | Части речи (повторение): местоимение, глагол. | 1 | | |
26 | Имя числительное как часть речи (общее представление). | 1 | | |
27 | Р.р. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста. | 1 | | |
28 | Однокоренные слова | 1 | | |
| Слово и слог. Звуки и буквы | 7 | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | | |
30 | Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. | 1 | | |
31 | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | | |
32 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Разделительный мягкий (ь) знак | 1 | | |
33 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Перенос слов. | 1 | | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме «Слово в языке и речи» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (104-105) | 1 | | |
35 | Обобщение по теме. Проект «Рассказ о слове» | 1 | | |
| Состав слова | 16 | | |
36 | Что такое корень слова? Однокоренные слова. | 1 | | |
37 | Как найти в слове корень? | 1 | | |
38 | Сложные слова.. | 1 | | |
39 | Формы слова. Окончание. | 1 | | |
40 | Как найти в слове окончание? | 1 | | |
41 | Роль окончания в слове. | 1 | | |
42 | Что такое приставка.? Как найти в слове приставку? | 1 | | |
43 | Наблюдение над значениями приставок в слове. | 1 | | |
44 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Формирование умений находить значимые части слова в простых словах. | 1 | | |
45 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | | |
46 | Р.р. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом пространстве» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (130-131) | 1 | | |
47 | Основа слова. Разбор слов по составу. | 1 | | |
48 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | |
49 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (134-135) | 1 | | |
50 | Анализ контрольного диктанта и изложения. Проект «Семья слов» | 1 | | |
51 | Р.р. Обучающее изложение. Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (136-137) | 1 | | |
| Правописание частей слова | 29 | | |
52 | Общее представление о правописании частей слова. | 1 | | |
53 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 1 | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне слова. | 1 | | |
56 | Слова с буквосочетаниями оро//ра (ворота — врата), ере//ре (берег — брег), оло//ла (золото — злато). | 1 | | |
57 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. | 1 | | |
58 | Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. | 1 | | |
59 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце и в середине слова. | 1 | | |
60 | Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце и в середине слова. | 1 | | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными . | 1 | | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными . | 1 | | |
63 | Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный). | 1 | | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (176-178) | 1 | | |
67 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №3 по теме «Правописание корневых орфограмм». Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (178-179) | 1 | | |
68 | Правописание приставок и суффиксов в слове. | 1 | | |
69 | Правописание приставок и суффиксов в слове. | 1 | | |
70 | Правописание приставок и суффиксов в слове. | 1 | | |
71 | Правописание приставок и суффиксов в слове. | 1 | | |
72 | Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. | 1 | | |
73 | Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. | 1 | | |
74 | Разделительный твердый знак (ъ). | 1 | | |
75 | Разделительный твердый знак (ъ). | 1 | | |
76 | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками | 1 | | |
77 | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками | 1 | | |
78 | Р.р. Обучающее изложение Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (200-201) | 1 | | |
79 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Правописание частей слова» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (201-202) | 1 | | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | | |
| Части речи | 76ч | | |
81 | Общее представление о частях речи. | 1 | | |
| Имя существительное | 30 | | |
82-83 | Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. | 1 | | |
84-85 | Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. | 2 | | |
86 | Р. р. Изложение текста повествовательного характера. Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (216-217) | 1 | | |
87 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
88 | Проект «Тайна имени». | 1 | | |
89-90 | Число имён существительных. | 2 | | |
91-92 | Род имён существительных. | 2 | | |
93-94 | Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих . | 2 | | |
95 | Р.р. Обучающее изложение Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (236-237) | 1 | | |
96 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Имя существительное» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (237) | 1 | | |
97 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. | 1 | | |
98 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). | 1 | | |
99-100 | Изменение имён существительных по падежам. | 2 | | |
101 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (244-245) | 1 | | |
102 | Именительный падеж. | 1 | | |
103 | Родительный падеж. | 1 | | |
104 | Дательный падеж. | 1 | | |
105 | Винительный падеж. | 1 | | |
106 | Творительный падеж. | 1 | | |
107 | Предложный падеж. | 1 | | |
108 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |
109 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (265-267) | 1 | | |
110 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 по теме «Имя существительное» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (267-268) | 1 | | |
111 | Работа над ошибками. | 1 | | |
112 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | | |
| Имя прилагательное | 18 ч | | |
113 | Понятие об имени прилагательном как части речи .Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | | |
114 | Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном) | 1 | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных | 1 | | |
116 | Текст –описание. | 1 | | |
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (278-279) | 1 | | |
118 | Род имён прилагательных. | 1 | | |
119-120 | Изменение имен прилагательных по родам | 2 | | |
121-122 | Число имён прилагательных. | 2 | | |
123-124 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | | |
125 | Упражнения в определении рода, числа, падежа имен прилагательных. | 1 | | |
126 | Обобщение знаний | 1 | | |
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (299-300) | | | |
128 | Обобщение знаний. | 1 | | |
129 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Имя прилагательное» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (302) | 1 | | |
130 | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | |
Местоимение | 5 ч | | |
131 | Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. | 1 | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | | |
133 | Лицо и число личных местоимений. | 1 | | |
134 | Обучающее изложение. Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (312-313) | 1 | | |
135 | Работа над ошибками. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. | 1 | | |
| Глагол | 21 ч | | |
136 | Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). | 1 | | |
137-138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 2 | | |
139-140 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | 2 | | |
141 | Число глаголов (единственное, множественное) | 1 | | |
142 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
143 | Времена глагола . Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | 1 | | |
145-146 | Изменение глаголов по временам. | 2 | | |
147 | Годовая промежуточная аттестация | 1 | | |
148-149 | Род глаголов в прошедшем времени | 2 | | |
150-151 | Частица не. Правописание глаголов с частицей не.. | 2 | | |
152-154 | Обобщение знаний. | 2 | | |
155 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 по теме «Глагол» Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (355-356) | 1 | | |
156 | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | 1 | | |
| Повторение изученного за год | 14 | | |
157-158 | Повторение. Части речи. | 2 | | |
159 | Обучающее изложение. Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (360-361) | 1 | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | |
162 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
163 | Правописание безударных гласных | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слов | 1 | | |
165 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №9 Поурочные разработки Дмитриева О.И., М.: ВАКО-2018 (371) | 1 | | |
166 | Анализ диктанта. Однокоренные слова. | 1 | | |
167 | Повторение.Состав слова. | 1 | | |
168 | Повторение. Текст. | 1 | | |
169 | Повторение.Текст. Сочинение | 1 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | |
| Итого: | 170 | | |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствие с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижений более высоких уровней, формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. в этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем класс: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, комммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
-повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
-две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
-если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
-ошибка на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы»с» вместо «з» в слове «повозка»);
-при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
-повторение одной той же буквы в слове (например, «каартофель»);
-перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
-дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
-отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
-единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
-отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
-нарушение орфографических правил при написании слов;
-неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
-отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
-дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4морфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматические задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушено последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух- трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
5-логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
4-незначительно нарушено последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
3-имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за контрольные изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Примерное количество слов:
-для словарных диктантов: 10-12;
-для контрольных диктантов: первое полугодие-40-45, конец года-55-65;
-для изложений: первое полугодие –примерно 50-60 слов, конец года -60-75 слов.
15