Приложение
к Основной образовательной программе начального общего образования (принята на педагогическом совете МОУ Софьинской СОШ, Протокол № 1 от 31.08.2015г.)
МОУ Софьинская средняя общеобразовательная школа
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Н.Н.Корунская
Приказ №60-ОД от 1.09.2018г.
Рабочая программа по технологии
(Базовый уровень)
2 класс
Составитель: Борунова Олеся Леонидовна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2018 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 29.12.2014г №1643,от 18.05.2015г №507),, на основе примерной программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы»М.: «Просвещение, 2011 г. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МОУ Софьинской СОШ ( Приказ № 68 от 1.09.2015г) и учебным планом МОУ Софьинской СОШ на 2018-2019 уч.год.
Данная рабочая программа была выбрана, так как программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
3. Содержание учебного предмета.
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником(1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки по разным основаниям.
Материалы и инструменты.
Рубрика «Вопросы юного технолога»
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделия навигационную систему (условные обозначения) и критерии оценки изготовления изделия.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для орг.проектной деятельности.
Человек и земля(23 часа)
Земледелие(1 час)
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений. Понятие: земледелие.
Профессии: садовод, овощевод.
Практическая работа: выращивание лука.
Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении. Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода. Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях. Проводить наблюдения, оформлять их результаты.
Посуда(4 часа)
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление ее при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь
Изделие: «корзина с цветами»
Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, ее видах, материалах. Составлять по иллюстрациям учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приемы ее изгибания. Использовать приемы плетения корзины при изготовлении изделия. Организовать рабочее место. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Осваивать приемы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изгибания изделия. Соблюдать правила работы ножницами.
Закрепление приемов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием природных материалов. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практическая работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый план. Определять и использовать необходимые инструменты и приемы работы с пластилином. Организовать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Составлять рассказ о грибах, правилах поведения в лесу.
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и с пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера, инструментами. Национальные блюда, изготовленные из теста.
Профессия: пекарь, кондитер.
Понятия тестопластика.
Изделие: «Игрушка из теста».
Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстрированного материала, собств.опыта и наблюдений. Осмысливать значение этих профессий. Составлять рассказ о национальных блюдах по иллюстрациям учебника. Осваивать способ приготовления соленого теста и приемы работы с ним. Организовать рабочее место для работы с соленым тестом. Выполнять изделие и оформлять его с помощью красок. Сравнивать приемы работы с соленым тестом и пластилином.
Проект «Праздничный стол».Изготовление изделий из пластичных материалов(по выбору учителя). Сравнение свойств соленого теста, глины, пластилина(внешне, состав, приемы работы, применение). Анализ формы и вида изделия, определение последовательности выполнения работы.
Осваивать технику изготовления изделия из пластичных мат-лов. Сравнивать свойства пластичных мат-лов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления изделия по иллюстрации в учебнике. Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приемы изготовления изделия. Использовать рубрику: «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности.
Народные промыслы(5 часов)
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие.
Техника: папье-маше, грунтовка.
Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Золотая хохлома».
Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, выделять этапы работы. Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома. Использовать приемы работы с бумагой и ножницами. Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно- прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Особенности народного промысла городецкая роспись. Особенности создания городецкой росписи. Понятия: имитация, роспись. Подмалевок. Изделие: «Городецкая роспись»
Осмысливать на практическом уровне понятие «имитация». Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция. Элементы(фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Орг-ть рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону. Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению изделий.
Изделие «Дымковская игрушка»
Наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки(лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись). Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приёмы работы с пластилином. Анализировать образец, определять материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов
История матрешки. Работа резника по дереву и игрушечника(выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись. Лакировка). Разные способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская (сергиево-посадская) порлхово-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия по заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея
Профессия: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: «Матрешка».
Использовать приемы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения из разных материалов(ткани из бумаги) при помощи клея. Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрешки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия, контролировать и корректировать работу по слайдовому плану. Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога».
Выполнения деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематическую композицию. Прием получения новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Изделие :пейзаж «Деревня».
Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике и на его основе создавать собственный эскиз. Организовывать рабочее место. Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции, соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии с тематикой. Использовать умение работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путем смешивания пластилина.
Домашние животные и птицы(3 часа)
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадью. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Профессии: животновод, коневод, конюх.
Понятия: лицевая сторона, изнаночная сторона.
Изделие: «Лошадка».
Практическая работа: «Домашние животные»
Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей, занимающихся разведением и содержанием домашних животных(на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений). Понимать значимость этих профессий. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу.
Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей. Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчет о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога»
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Прием нанесения разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделия, «курочка из крупы», «цыпленок», «петушок» (по выбору учителя)
Осваивать способы и приемы работы с новыми материалам, выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особ-ти материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности. Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы. Находить в словаре и объяснять значение новых слов. Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.
Проект «Деревенский двор»
Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составлении е плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Изготовление объемных изделий на основе развертки.
Понятие: развертка.
Осуществлять с помощью учителя и при работе рубрики все этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать готовое изделие. Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на основе иллюстрационного материалами. Конструировать объемные геометрические фигуры животных их разверток. Использовать приемы работы с бумагой и клеем, правила работы ножницами. Размечать и вырезать детали и развертки по шаблонам. Оформлять изделия по собственному замыслу. Создавать и оформлять тематическую композицию. Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и иллюстрации.
Новый год(1 час).
История возникновения елочных игрушек и традиции празднования нового года.
Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художественный .труд.
Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц»
Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей маски. Выбирать приемы оформления изделия в соотв. С видом карнавального костюма. Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски. Осваивать при изготовлении елочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и технику работы с целой яичной скорлупой. Самостоятельно оформлять готовое изделие. Использовать элементы художественного творчества, оформлять готовое изделие при помощи красок. создавать разные изделия на основе одной технологии. Составлять рассказ об истории возникновения елочных игрушек и традициях празднования нового года.
Строительство(1 час)
Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слова «родина, родной». Конструкция русской избы(венец, наличник, причелина).Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы.
Выполнение работы в технике полуобъемная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объема, скручивание деталей с помощью карандаша. Или работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней. Профессии: плотник. Понятия: кракле, венец, наличник, причелина. Изделия: «Изба»,или «Крепость».
Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанных со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебнике и др.источниках информации. Составлять рассказ о конструкции избы на основе иллюстрации учебника и собств. Наблюдений. Сравнивать ее с домами, которые строятся в местности проживания. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше. Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать качество выполняемой работы. Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым материалом – яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собств.замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.
В доме(4 часа)
Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новыми инструментами – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие циркуль. Изделие: «Домовой»
Практическая работа: «Наш дом»
Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приема гостей у разных народов. Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы с циркулем. Вырезать круги при помощи ножниц. Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками(наматывать, завязывать, разрезать). Оформлять изделия по собственному замыслу. Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.
Проект: «Убранство избы»
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы ее использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Сам-е составление плана изготовления изделия по иллюстрации.
Профессии: печник, истопник.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.
Изделие: «Русская печь»
Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по спец.схеме. анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища. Составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи. Анализировать конструкцию изделия по иллюстрациям учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимых для выполнения работы. Составлять самостоятельно план выполнения работы. Использовать умения работать с пластилином, организовать свое рабочее место. Оформлять изделие по собств. замыслу
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями(половики, ковры).Структура ткани, переплетение нитей. Изготовление модели ковра способом переплетения полосок бумаги.
Понятия: переплетение, основа, уток.
Изделие: «коврик»
Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу, определять виды переплетений. Осваивать переплетение полосок бумаги. Выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей, соблюдать правила безопасной работы. Создавать узор по своему замыслу.
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкция стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы». Создание и оформление композиции «Убранство избы».
Изделие: «Стол и скамья».
Осуществлять поиск информации о мебели и сравнивать ее с традиционным. Анализировать конструкции стола и скамейки. Определять детали, необходимые для их приготовления. Соблюдать последовательность операций при конструировании. Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлять композицию и презентовать ее. Самостоятельно организовать свою деятельность. Овладевать способами экономного расходования мат-лов. Соблюдать технологию изготовления изделий.
Народный костюм(4 часа).
Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и региона проживания. Соотнесение материалов с природными особ-ми региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон.
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России. Сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона и соотносить их с природными условиями региона(материалы, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натурального волокон.
Внешние признаки тканей из натурального волокон. работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в 3 нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие «Русская красавица».
Анализировать летали праздничного женского головного убора и прически. Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в 3 нити. Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать детали для создания модели национального женского головного убора, определив мат-л для его изготовления.
Создание национального костюма(ж.и м.). Элементы их костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Костюм для Ани и Вани»
Искать и отбирать информацию о национальных костюмах России. Сравнивать и находить общее и различное в женском и мужском национальных костюмах. исследовать особенности национального костюма своего края т определять его особенности, форму, способы украшения. Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда, оформлять костюм в соответствии с образцом, использовать различные виды материалов. Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при работе с иглой. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелек»
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Использование правила работы с иглой, организовывать рабочее место. выполнять разметку ткани по шаблону, изготовлять выкройку. Выполнять строчку косых стежков. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу.
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурного стежка.
Понятия: пяльцы.
Профессии: пряха, вышивальщица.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетки».
Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок при помощи копировальной бумаги. Использовать тамбурные стежки для украшения салфетки. Применять и соблюдать правила с иглой, организовать рабочее место. Осваивать работу с технологической картой. Составлять последовательность изготовления изделий по планам, сравнивать последовательность изготовления изделий и находить общие закономерности в их изготовлении. Анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия. Использовать мат-л учебника для составления рассказа и презентации изделия.
Человек и вода(3 часа)
Вода и ее роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособление для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение мат-лов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Изделие композиция «Золотая рыбка».
Искать и отбирать нужную информацию из учебника. Составлять рассказ о рыболовстве и объяснять назначение инструментов и приспособлений для рыбной ловли. Объяснять значение воды для жизни. Осваивать технику «изонить». Создавать изделие, анализировать образец изделия, определять необз.материалы и инструменты для его выполнения, переносить рис.орнамента с помощью копировальной бумаги, подбирать цвета ниток для орнамента, применять правила работы с иглой. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнять графы в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека.
Проект «Аквариум».
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природы. Материалов с реальными объектами.
Понятие: аквариум
Изделие «аквариум»
Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Распределяться на группы, ставить цель, обсуждать план изготовления изд. Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликационных рыбок по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять технологические операции: подготовка, разметка, сборка, отделка. Контролировать и корректировать свою деятельность. Предъявлять и оценивать изделие, презентовать изделие.
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми мат-ми. Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена
Изделие: «Русалка»
Осваивать технику создания полуобъемной аппликации, использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объема. Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъемной аппликации. Заполнять с помощью учителя технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять контроль и корректировку своей деятельности. По заданным критериям оценивать работу одноклассника.
Человек и воздух(3 часа)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой -сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.
Изделие: «птица счастья»
Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Объяснять значение понятия «оберег», искать традиционные для данного региона фольклорные произведения. Осваивать способы работы с бумагой – сгибание, складывание. Осваивать приемы складывания изделий техникой оригами. Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на план , контролировать и корректировать свою работу . Оценивать свою работу и работу других по заданным критериям.
Использование ветра(1 час) Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Сам-е составление плана изготовления изделия.
Понятие: мельница
Профессия: мельник.
Изделие: «ветряная мельница»
Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком. Составлять рассказ о способах использования ветра человеком. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для ее изготовления материалы и инструменты, определять приемы и способы изготовления. Организовать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами. Составлять план работы заполнять технологическую карту, осваивать подвижное соединение деталей, конструировать объемное изделие на основе развертки, выполнять практическую работу, по плану в учебнике.
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Новый вид материала – фольга. Свойства фольги. Использование фольги.
Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер
Изделие: «флюгер»
Сост. рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и материалах, использовать материалы учебника и собств.знания. Исследовать свойства фольги, возможности ее применения, сравнивать ее свойства со свойствами других видов бумаги. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты . Составлять план работы по изготовлению изделия, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия. Делать выводы о значении использования силы ветра человеком.
Человек и информация(3 часа)
Книгопечатание(1 час)
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Изделие: «Книжка-ширма»
Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике И.Федорове. Делать выводы о значении книг. Анализировать различные виды книг и определять особенности их оформления. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы и сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому плану. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать ее как папку своих достижений. Отбирать для ее наполнения собств.работы по заданным критериям.
Поиск информации в Интернете(2 часа)
Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск информации об УМК «Школа России».
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста
Практическая работа : «Ищем информацию в Интернете»
Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах поиска ее в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста. Исследовать возможности Интернета для поиска информации, Формулировать запрос для поиска информации. По разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете сведений об издательстве «Просвещение», УМК «Перспектива» и материалов для презентации своих изделий.
Заключительный урок(1 час)
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.
Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как работать с учебником | 1 час |
2 | Человек и земля | 23 час |
3 | Человек и вода | 3 часа |
4 | Человек и воздух | 3 часа |
5 | Человек и информация | 3 часа |
6 | Заключение | 1 час |
| Итого | 34 часа |
4. Календарно-тематическое планирование.
Учебник. 2 класс. Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. Технология .М.: «Просвещение», 2018. – 143 с. : ил.
Класс 2
Количество часов всего 34 , в неделю 1
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (коррекция) |
Как работать с учебником (1ч) |
1. | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Изделие «Папка достижений» | 03.09.2018-07.09.2018 | |
Человек и земля (23ч.) |
2. | Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука» | 10.09.2018-14.09.2018 | |
3. | Посуда. Изделие «Корзина с цветами» | 17.09.2018-21.09.2018 | |
4. | Работа с пластилином. Изделие «Семейка грибов на полянке» (композиция из пластилина) | 24.09.2018-28.09.2018 | |
5. | Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие «Игрушка-магнит» | 01.10.2018-05.10.2018 | |
6. | Работа с пластичными материалами (глина и пластилин). Проект «Праздничный стол» | 08.10.2018-12.10.2018 | |
7. | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше. Изделие «Золотая Хохлома» (миска в технике папье-маше) | 15.10.2018-19.10.2018 | |
8. | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация. Изделие «Городецкая роспись» (разделочная доска) | 22.10.2018-26.10.2018 | |
9. | Народные промыслы. Дымково. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка» | 12.11.2018-16.11.2018 | |
10. | Народные промыслы. Работа с текстильными материалами. Изделие «Матрёшка» | 19.11.2018-23.11.2018 | |
11. | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы. Изделие «Деревня» (пейзаж) | 25.11.2018-30.11.2018 | |
12. | Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Лошадка» | 03.12.2018-07.12.2018 | |
13. | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие «Курочка из крупы» или «Петушок» | 10.12.2018-14.12.2018 | |
14. | Работа с бумагой. Конструирование. Изделие «Деревенский двор» (проект) | 17.12.2018-21.12.2018 | |
15. | Новый год. Работа с различными материалами. Изделие «Ёлочные игрушки из яиц» | 24.12.2018-28.12.2018 | |
16. | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика. Изделие «Изба» или «Крепость» (композиция) | 09.01.2019-11.01.2019 | |
17. | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой» | 14.01.2019-18.01.2019 | |
18. | Проект «Убранство избы». Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Изделие «Русская печь» | 21.01.2019-25.01.2019 | |
19. | Проект «Убранство избы». Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик» | 28.01.2019-01.02.2019 | |
20. | Проект «Убранство избы». Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Стол и скамья» | 04.02.2019-08.02.2019 | |
21. | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» | 11.02.2019-15.02.2019 | |
22. | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие «Костюмы Ани и Вани» | 18.02.2019-22.02.2019 | |
23. | Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие «Кошелёк» | 25.02.2019-01.03.2019 | |
24. | Работа с ткаными материалами. Вышивание. Изделие «Салфетка» | 04.03.2019-07.03.2019 | |
Человек и вода (3ч.) |
25. | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» | 11.03.2019-15.03. 2019 | |
26. | Рыболовство. Работа с природными материалами. Конструирование. Проект «Аквариум». | 18.03.2019-22.03.2019 | |
27. | Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие «Русалка» | 01.04.2019-05.04.2019 | |
Человек и воздух (3ч.) |
28. | Птица счастья. Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птица счастья» | 08.04.2019-12.04.2019 | |
29. | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница» | 15.04.2019-19.04.2019 | |
30. | Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер» | 22.04.2019-26.04.2019 | |
Человек и информация (3ч.) |
31. | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма» | 13.05.2019-17.05.2019 | |
32-33. | Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете» | 20.05.2019-24.05.2019 | |
Заключение (1 час) |
34. | Подведение итогов за год «Что я узнал во 2 классе?». Выставка работ. | 27.05.2019-30.05.2019 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
_______________________________________
от «____»___________ 2018 года №________
__________________/____________________./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/ Савина Л.И./
«___»_____________2018 года
14