СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" ФГОС 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для работы педагогам коррекционных школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" ФГОС 4 класс»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предметной области естествознание по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащихся 4 класса ГБОУ «Болгарской школы – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» разработана на основе примерной

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе стандартов нового поколения ФГОС.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ включены в структуру основной образовательной программы, и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. При составлении рабочей программы учитывались положение и учебный план образовательного учреждения. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с ФГОС рабочая программа содержит:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Я являюсь учителем начальных классов 19 лет, в данном учреждении 10 лет.

Перечень задействованных учебников, по которым будет осуществляться образовательная деятельность по данному курсу: «Знакомство с окружающим миром. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. 2014 г.» Автор – составитель: Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова.

Цель на 2017-2018 учебный год: закрепление и систематизация первоначальных знаний о живой и неживой природе; совершенствование осмысления простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачами реализации программы являются:

  • формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

  • овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

  • развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

- определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

В данном классе обучается 9 детей, из которых одна ученица находится на надомном обучении. Класс по уровню психофизических особенностей и своеобразию учебной деятельности разноуровневый. Есть дети, которые только что учатся говорить по – русски (Хисматуллин К. и Хисматуллин Р.). Им пока еще сложно понять материал урока, ответить на вопросы по содержанию текста, выполнить зарисовку в тетрадь- поэтому от педагога требуются дополнительные формы, методы и приемы работы. Егоров Д. не умеет читать, но очень хорошо работает при устном опросе, легко отгадывает загадки, верно выполняет зарисовки в тетради, отвечает на вопросы после рассказа материала урока учителем и повторения его детьми. У ребят ( Степанова Д., Мамедова О., Фаттахов Э., Гиатуллин И.) оченьмедленный темп работы на уроке, им трудно отвечать на вопросы, даже после многократного повторения материала урока. Они малоактивны, поэтому на уроке постоянно требуются игровые и дидактические приемы, наглядные методы для активизации их работоспособности. Меретяков Д. очень активный школьник. На всех уроках он стремится быть впереди всех, ответить за всех, подсказать всем ребятам и показать им, что он самый лучший и знающий мальчик. Если вдруг кто – то из ребят опередит его с ответом, то Д. начинает капризничать и озоровать.Поэтому для сохранения дисциплины и знаний у школьников на уроке необходимо периодически переключать внимание детей на игровые паузы, физминутки, упражнения для релаксации. Наряду со всеми требованиями к уроку, мною используются воспитательные моменты для укрепления дружбы в коллективе, уважения друг к другу, определенных нравственных качеств. Это необходимо еще и потому, что в новом учебном году, в класс вольются новички и работа в данном направлении будет продолжаться.

Для достижения цели данной программы необходимо применять следующие методы работы: наглядный, практический, устный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично- поисковый. При решении задач рабочей программы целесообразно использовать такие формы работы с детьми, как групповые, работа в парах, коллективная и творческая работа, создание мини – проектов, индивидуальная и дифференцированная работа с ребятами и т.д.

В ходе работы по данной программе в течение учебного года, в зависимости от уровня психофизических особенностей и своеобразию учебной деятельности тех детей, которые придут вновь в 3 класс, можно будет внести изменения сроков изучения тематических разделов с целесообразным обоснованием ее корректировки. На протяжении учебного20-17-2018 учебного года, при необходимости можно будет вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс «Мир природы и человека» с подготовительного класса (1 класса) является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально - волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В учебном плане предметная область естествознание по учебному предмету «Мир природы и человека» занимает третье место. В 4 классе на занятия по этому предмету рассчитан 1 час в неделю, в год 34 часа. Она предусматривает учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, введение учебного курса, обеспечивающего удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена

семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

5.Содержание учебного предмета, курса.

Сезонные изменения 8 часов.

Времена года:

Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (насекомые) в разные сезоны года. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года.

Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Неживая природа 1 час.

Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа 9 часов.

Растения

Растения культурные. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.

Растения дикорастущие. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Животные

Домашние животные. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Охрана природы: уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек 9 часов.

Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение 7 часов

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Раздел

Количество часов

Сезонные изменения - 8 часов

Темы раздела

Количество часов

Планируемые результаты

Форма занятия

Времена года: Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).


2 часа

Л.:положительное отношение к окружающей действительности.

К. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);

Р. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

П. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов

практикум

круглый стол                                                             

Сезонные изменения в неживой природе

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.


1

Л:целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

К. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);

Р. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

П. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов

экскурсия

                                                                

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (насекомые) в разные сезоны года. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года.

3

Л:положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

К. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

П. устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

экскурсия, конференция, заочное путешествие

                                                                                                                                    

Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Н222ежи.


Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

П. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Мини – проект

видео – теле - урок.

                                                                                                                                   

Неживая природа.



1

Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

1

Л. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

К. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

П. устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

заочное путешествие


Живая природа

18 ч.

Растения

Растения культурные. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.

Растения дикорастущие. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.


5

Л. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

К.слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Р.соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

П. устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;





лабораторное занятие,



аукцион


                                           практикум                                                                                         

Животные

Домашние животные. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Охрана природы: уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

5

Л. готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

К. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Р.активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

П. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;






экскурсия,

презентация,

заочное путешествие


телепередача


экскурсия                                                           

Человек.

Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.


5

Л. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена

семьи, одноклассника, друга;

К. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Р. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

П. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;



практикум,



видео – теле - уроки.

экскурсия,


конференция,


экскурсия


 заочное путешествие,



                                                           

Безопасное поведение


7 часов

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.


1

Л. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

К. обращаться за помощью и принимать помощь;

Р. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

П. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


практикум,

                                                                                                                              

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.


3

Л.

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

П. устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

практикум,

видео – теле - уроки.

                                     телемост                                                                                        

Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).


1

Л. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

К. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Р. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

П.пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

экскурсия,

                                                                                                                                       

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).


2

Л. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

К. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Р. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


П. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

практикум,

                                                                                                                                  

Итого

34 часа



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Учебно – методическое обеспечение:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.

  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.

  3. Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.

  4. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

  5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.

  6. Ахмалишева А.Х. «Естествознание (в таблицах и схемах)» Москва «Лист» 1998 г.

  7. Соловейчик М.В. «Я иду на урок. Начальная школа: естествознание» Москва «Первое сентября» 2002 г.

  8. Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание. Жизнь на Земле». Изд-во «Учитель» 2003 г.

  9. Сухаревская Е.Ю. «Занимательное естествознание. Природа Земли». Изд-во «Учитель» 2003 г.

  10. Товпинец И.П. Дмитриева Н.Я. «Естествознание. Учебник для 3 кл.ф трехлетней начальной школы» Москва «Просвещение» 1997 г.

Тесты.

Класс

Тема

Кол-во

4

Тема: «Осень наступила, высохли цветы»

2 варианта


Тема: «Раз, два –начинается игра!»

2 варианта


Тема: «Будем делать хорошо и не будем плохо»

2 варианта


Тема: «Зимние узоры»

2 варианта


Тема: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»

2 варианта


Тема: «В окно повеяло весною»

2 варианта


Тема: «На пользу и славу Отечеству»

2 варианта


Тема: «Видно, люди не напрасно называют лето красным»

2 варианта

4кл.

Тема: “Времена года: Осень”.

2 варианта


Тема: “Зима в природе”

2 варианта


Тема: “Птицы и насекомые весной”.

2 варианта


Тема: “Вода и ее свойства”.

2 варианта


Тема: “Воздух и его свойства”

2 варианта


Тема: “Тела и вещества”.

2 варианта


Тема: «Я могу сам».

4 варианта


Повторение за год (4 класс)

1 вариант

1 - 4

Сборник тестов для коррекционных школ VIII вида 2 – 9 классов

1 сборник

Таблицы.

Класс

Название

Кол-во

1

1-4

Сиди правильно

1экз.

4

1-4

Календарь природы

1экз.


1-4

Календарь рыб

1 экз.

Аудиоматериалы и видеоматериалы.

№ п\п

Класс

Тема

Название

Кол-во экземпляров

1 – 4


Гимн России

1

1 – 4


Гимн Татарстана

1

1 – 4

Песни – караоке

Все профессии важны

1

1 – 4

Наедине с природой

Озеро. Ручей. Лес.

1

Сайты

№ п\п

Название

Педсовет_su - сайт

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/

Фестиваль «Открытый урок» [email protected]

TATSEL - Детские песни - Фильмы.files

Прошколу. ru

Методсовет. ru

ns. портал

Edu.tatar.ru












Содержание памятки – инструкции по технике безопасности.

№ 1


По электробезопасности



Инструкция по действию педагогического состава учащихся в случае угрозы совершения террористического акта

№ 2


О мерах пожарной безопасности



Инструкция по действиям педагогического состава и учащихся на случай совершения террористического акта и ликвидации последствий.

№ 3

По оказанию первой помощи пострадавшему

№ 25

Должностные обязанности по охране труда заведующего учебным кабинетом

№ 17

Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с руководителями, работниками, обучающимися и воспитанниками

№ 28

При проведении занятий в начальных классах, математического и гуманитарного циклов.

№ 27

Должностная инструкция по охране труда для учителя

№ 56

Методические рекомендации по проведению инструктажей по охране труда для учащихся, воспитанников при проведении внеклассных внешкольных мероприятий


Должностные обязанности по охране труда классного руководителя

№ 11

По охране труда обучающихся (вводный инструктаж)

№ 8

По пожарной безопасности для обучающихся, воспитанников

№ 9

По электробезопасности

№ 12

По правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

№ 4

По профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах

№ 5

По правилам безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов

№ 6

По правилам безопасного поведения на водоёмах в летний, осенне – зимний и весенний периоды

№ 10

По технике безопасности при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий

№ 13

По безопасному поведению детей на объектах железнодорожного транспорта

№ 7

По безопасному поведению в общественном транспорте

№ 57

Правила поведения для учащихся

№ 3

По оказанию первой помощи пострадавшему


Программа вводного инструктажа для вновь поступивших в школу детей





































ТСО

№ п.п.

Наименование

Количество

1

телевизор

1

2

ноутбук

1

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения курса Мир природы и человека.

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

В текущей оценочной деятельности соотнесение результатов, продемонстрированных учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

будет иметь положительный результат.

Для оценки сформированности каждого действия каждым школьником необходимо использовать следующую систему оценки:

  1. баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

  6. баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

В процессе обучения предмету будет осуществляться мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Балльная система оценки позволит объективно оценить промежу­точные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ включены в структуру основной образовательной программы, и обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.