СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека" 2 коррекционный класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по учебному предмету « Мир природы и человека» для учащихся 2 класса составлена на основе ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека" 2 коррекционный класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, В КОТОРОЙ КОНКРЕТИЗИРУЮТСЯ ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» для учащихся 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)/ М-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2017;

- Учебный план МБОУ «Любинская СОШ №2».

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой, 2013.

Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

  • выработка умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.

  • формирование эстетических потребностей путем наблюдения за природой родного края.

  • формирование знаний обучающихся о природе своего края.

  • формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.

  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;

  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

При проведении уроков « Мир природы и человека» предполагается использование следующих методов:

- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- методов исследования (наблюдение, анкетирование).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА , С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ


«Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.


Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

- полисенсорности восприятия объектов;

-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов;

- накопления представлений об объектах окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

- закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

- постепенного усложнения содержания предмета.

В процессе изучения материала развиваем наблюдательность, память, воображение, речь и способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Программа по миру природы и человека 2 класс, включает в себя следующие разделы:

1. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе

2. Растения и животные в разное время года

3. Труд человека в разное время года

4. Неживая природа

5. Живая природа


Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Естествознание».

Класс

2

2020-2021 год

Количество часов

1 час в неделю

34 часа


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты :

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;

  • формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;

  • формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  • различать домашних и диких животных, рыб;

  • различать признаки времён года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.


  • правильно называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • различать элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.

Обучающиеся должны усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира, образе жизни и по­вадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека;

  • о гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и жи­вотных.

Критерии оценивания предметных результатов

Оценка обучающихся 2 (со 2 полугодия) класса школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно,

Устный опрос является одним из методов учета зна­ний, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во внимание:

  • - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • - полнота ответа;

  • - умение практически применять свои знания;

  • - последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.

Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.

Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.


Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:


  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

  • формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).

Регулятивные базовые учебные действия:


  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса;

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природный материал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

  • участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия:


  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном, электронном материале.

Коммуникативные базовые учебные действия:


  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности на уроке Мир природы и человека;

  • доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.

Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовать на уроках речевой практики, математики, чтения, ручного труда, изо, а так же найти им применение во внеурочное время.

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времён года в свя­зи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в тече­ние суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пас­мурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, за­мерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, ка­пель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шипов­ник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, лан­дыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Жи­вотные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступ­лении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, не­счастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсут­ствие запаха, текучесть. Первичные представления о тем­пературе, о термометре как приборе для измерения темпе­ратуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные при­знаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необ­ходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и тра­десканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произ­растания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёны­шей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая по­лость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные пред­ставления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


№ п/п

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности


Сезонные изменения в природе


1.

Экскурсия в природу. Влияние солнца на смену времен года.

Экскурсия в природу. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой.

2.

Сутки. Долгота дня летом и зимой

Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки

3.

Времена года. Осень. Растения осенью.

Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе с использованием дидактического материала

4

Входной контроль. Животные осенью.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки

5

Занятия людей осенью.

Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях осенью с использованием картинок

6

Зима. Зимние месяцы

Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях зимой с использованием картинок

7

Растения зимой.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки

8

Животные зимой.

Приводят примеры различных домашних животных, показывают, как изменения погоды влияют на жизнь животных. Называют животных леса.

9

Занятие людей зимой.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

10

Весна. Весенние месяцы.

Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе с использованием дидактического материала

11

Растения весной.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

12

Животные весной.

Приводят примеры различных животных, показывают, как изменения погоды влияют на жизнь животных, используя дидактический материал учебник.

13

Итоговый опрос. Занятие людей весной.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

14

Лето. Летние месяцы.

Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях летом с использованием картинок

15

Растения летом.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения по картинкам

16

Животные летом.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения по заданию

17.

Занятие людей летом.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения


Неживая природа


18

Вода. Свойства воды

Углубить знания о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека. Участвуют в беседе

19.

Температура воды . Вода в природе.

Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой


Живая природа


20

Растения. Части растений.

Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой

21.

Растения. Части растений. Жизнь растений

Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе.

22.

Комнатные растения.

Учиться ухаживать за комнатными растениями

23

Растения. Уход за комнатными растениями.

Ухаживать за комнатными растениями, практическая работа

24

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

Различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой

25

Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

26

Уход за растениями сада и огорода.

Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения

27

Животные и их породы.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

28

Рыбы: внешний вид, среда обитания.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения для устных ответов.

29

Гигиена тела человека.

Выполнять элементарные гигиенические правила.

30

Органы пищеварения. Питание человека.

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

31

Профилактика отравлений

Участвуют в беседе, составляют простые предложения

32.

Повторение. Итоговый опрос

Участвуют в беседе, составляют простые предложения