ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, В КОТОРОЙ КОНКРЕТИЗИРУЮТСЯ ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» для учащихся 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)/ М-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2017;
- Учебный план МБОУ «Любинская СОШ №2».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой, 2013.
Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
выработка умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
формирование эстетических потребностей путем наблюдения за природой родного края.
формирование знаний обучающихся о природе своего края.
формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.
формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
При проведении уроков « Мир природы и человека» предполагается использование следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА , С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
«Мир природы и человека» в специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
- полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов;
- накопления представлений об объектах окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
- закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета.
В процессе изучения материала развиваем наблюдательность, память, воображение, речь и способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Программа по миру природы и человека 2 класс, включает в себя следующие разделы:
1. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в неживой природе
2. Растения и животные в разное время года
3. Труд человека в разное время года
4. Неживая природа
5. Живая природа
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1- 4 кл.) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких учебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Естествознание».
Класс | 2 | 2020-2021 год |
Количество часов | 1 час в неделю | 34 часа |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты :
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;
формирование первоначальных представлений о базовых ценностях: «добро», «терпение», «природа», «родной край», «семья»;
формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка).
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
называть изученные объекты и явления природы; различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними; различать наиболее распространённые овощи и фрукты; различать домашних и диких животных, рыб; различать признаки времён года; выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. | правильно называть изученные объекты и явления природы; различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями; различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком; различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни; различать элементарные гигиенические правила; различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы. |
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;
о растениях сада и огорода, их отличии;
о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
о роли питания в жизни человека;
о гигиенических правилах;
о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Критерии оценивания предметных результатов
Оценка обучающихся 2 (со 2 полугодия) класса школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно,
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью. При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия: | активно включаться в общеполезную социальную деятельность; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни, элементарных гигиенически навыков (охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка). |
Регулятивные базовые учебные действия: | входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природный материал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя. |
Познавательные базовые учебные действия: | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном, электронном материале. |
Коммуникативные базовые учебные действия: | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности на уроке Мир природы и человека; доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы.
Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.
Знания по программе «Мир природы и человека» необходимо реализовать на уроках речевой практики, математики, чтения, ручного труда, изо, а так же найти им применение во внеурочное время.
Сезонные изменения в природе
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности |
| Сезонные изменения в природе | |
1. | Экскурсия в природу. Влияние солнца на смену времен года. | Экскурсия в природу. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. |
2. | Сутки. Долгота дня летом и зимой | Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки |
3. | Времена года. Осень. Растения осенью. | Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе с использованием дидактического материала |
4 | Входной контроль. Животные осенью. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки |
5 | Занятия людей осенью. | Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях осенью с использованием картинок |
6 | Зима. Зимние месяцы | Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях зимой с использованием картинок |
7 | Растения зимой. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения. Использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки |
8 | Животные зимой. | Приводят примеры различных домашних животных, показывают, как изменения погоды влияют на жизнь животных. Называют животных леса. |
9 | Занятие людей зимой. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
10 | Весна. Весенние месяцы. | Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе с использованием дидактического материала |
11 | Растения весной. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
12 | Животные весной. | Приводят примеры различных животных, показывают, как изменения погоды влияют на жизнь животных, используя дидактический материал учебник. |
13 | Итоговый опрос. Занятие людей весной. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
14 | Лето. Летние месяцы. | Познакомить с названиями месяцев. Формировать представления о явлениях и состояниях неживой природы, о смене времен года, о сезонных изменениях летом с использованием картинок |
15 | Растения летом. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения по картинкам |
16 | Животные летом. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения по заданию |
17. | Занятие людей летом. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
| Неживая природа | |
18 | Вода. Свойства воды | Углубить знания о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека. Участвуют в беседе |
19. | Температура воды . Вода в природе. | Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой |
| Живая природа | |
20 | Растения. Части растений. | Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой |
21. | Растения. Части растений. Жизнь растений | Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе. |
22. | Комнатные растения. | Учиться ухаживать за комнатными растениями |
23 | Растения. Уход за комнатными растениями. | Ухаживать за комнатными растениями, практическая работа |
24 | Огород. Овощи. Овощи в питании человека. | Различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут. Участвуют в беседе, составляют простые предложения, наблюдают за природой |
25 | Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
26 | Уход за растениями сада и огорода. | Развивать творческие способности детей. Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
27 | Животные и их породы. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
28 | Рыбы: внешний вид, среда обитания. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения для устных ответов. |
29 | Гигиена тела человека. | Выполнять элементарные гигиенические правила. |
30 | Органы пищеварения. Питание человека. | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
31 | Профилактика отравлений | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |
32. | Повторение. Итоговый опрос | Участвуют в беседе, составляют простые предложения |