Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________ 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по учебному предмету «Мир природы и человека» для 4 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Срок реализации: 1 год.
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса составлена на основе:
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебного плана МБОУ Топчихинская СОШ №2 на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на 16 часов, в том числе на экскурсии.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения, что позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять новыми сведениями.
Мир природы и человека в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Мир природы и человека как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас. На уроках учащиеся должны составлять простые предложения, сложные предложения с союзами, и описывать под руководством учителя предметы и явления природы.
Для реализации рабочей программы используется учебник «Мир природы и человека» под редакцией Н.Б. Матвеевой, И.А. Ярочкиной, М.А. Поповой, Т.О. Куртовой. Просвещение 2018 год. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Цель программы обучения:
углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Распределение программного материала в учебных часах
Разделы и темы программного материала | Всего часов | Теория | Практика |
Сезонные изменения | 3 | 2 | 1 |
Неживая природа | 3 | 2 | 1 |
Животные | 3 | 3 | |
Растения | 3 | 2 | 1 |
Человек | 3 | 3 | |
Повторение | 1 | 1 | |
ИТОГО | 16 | 16 | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Учащиеся должны знать:
о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о насекомых, их роли в жизни природы;
о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
правила ухода за растениями сада, как использует человек;
о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.
Календарно тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Дата План | Дата Факт |
Сезонные изменения - 4 ч. |
1 | Сезонные изменения в природе. Осень (экскурсия).Растения и животные осенью. Труд людей осенью. | 1 | 04.09 | |
2 | Сезонные изменения в природе. Зима. Растения и животные зимой. Труд людей зимой. | 1 | 18.09 | |
3 | Сезонные изменения в природе. Весна. Растения и животные весной. Труд людей весной. | 1 | 02.10 | |
4 | Сезонные изменения в природе. Лето. Растения и животные летом. Труд людей летом. | 1 | 16.10 | |
Неживая природа – 2 ч. |
5 | Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). | 1 | 13.11 | |
6 | Рельеф: равнины, овраги и холмы, горы. | 1 | 27.11 | |
Живая природа – 6 ч. Растения – 3 ч. |
7 | Растения: огородные, лесные, садовые. Растения культурные и дикорастущие. | 1 | 11.12 | |
8 | Лекарственные растения. Красная книга. Охрана редких растений и исчезающих животных. | 1 | 25.12 | |
9 | Растения поля. Части растений. | 1 | 22.01 | |
Животные – 3ч. |
10 | Разнообразие животных в природе. Домашние животные. | 1 | 05.02 | |
11 | Птицы. Домашние птицы. Дикие птицы. Сходство и различие диких и домашних птиц: гусь, утка. | 1 | 19.02 | |
12 | Насекомые. | 1 | 04.03 | |
Человек – 4 ч. |
13 | Человек – часть природы. Мозг человека. | 1 | 18.03 | |
14 | Режим дня школьника. Отдых и труд. | 1 | 15.04 | |
15 | Охрана природы. | 1 | 29.04 | |
16 | Безопасное поведение дома, в школе. Правила дорожного движения. | 1 | 13.05 | |
Повторение – 1 |
17 | Все мы - звенья одной цепи. | 1 | 27.05 | |
Методическое обеспечение
Сюжетные картинки.
Предметные картинки.
Дидактические игры.
Схемы.
Карточки с заданиями.
Таблицы.
DVD фильмы по предмету.
Природный материал (шишки, семена растений)
Муляжи.
Материально-техническое обеспечение.
Матвеевой Н.Б., Ярочкиной И.А., Поповой М.А., Куртовой Т.О. «Мир природы и человека» Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: «Просвещение», 2018 г.
Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013г.
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по развитию устной речи
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Тест
Оценка "5" - 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" - 75% правильно выполненных заданий
Оценка "3" - 65% правильно выполненных заданий
Оценка "2" - правильно выполнено менее 50% заданий
Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание
8