Приложение к ООП ООО МБОУ «ООШ №17» приказ № ___ от ___________г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа №17» Рассмотрено: на ШМО предметов естественного цикла протокол №1 от 28.08.2018г. Руководитель ШМО: Гуренович Г.В._______ Согласовано на МС протокол № 1 от 29.08.2018г. Председатель МС: Степанова Л.В.________ | Утверждаю: директор МБОУ «ООШ №17» Н.В. Ермолаева___________ Приказ № от _______2018г. Протокол педсовета № __ от _____________2018г. | Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» 5-9 классы (новая редакция) г. Анжеро-Судженск 2018 | |
Составители: Степанова Лилия Владимировна, учитель истории,
Никонорова Марина Вячеславовна, учитель истории
Всеобщая история. Рабочая программа для учащихся 5-9 классов, Анжеро – Судженск, 2018г., 21 с.
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……..……………..4
2. Содержание учебного предмета ………………………………………….....15
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………..…………………... 21
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
|
Результаты, заданные ФГОС | У выпускника сформируются | Выпускник получит возможность формирования |
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | В рамках когнитивного компонента: - историко-географический образ России, включающий представление о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории края, его достижений и культурных традиций; - знание об общекультурном наследии России и общемировом культурном наследии; В рамках ценностного и эмоционального компонента: - уважение к истории страны, её культурным и историческим памятникам; - эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, понимание вклада каждого народа в мировую историю; Деятельностный компонент: - стремление к развитию и познанию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности | Способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость. Осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения. Осознанное отношение обучающегося к долгу, обязанностям, общественным ценностям, традициям, будущему, его нравственная надежность, заключающаяся в умении даже в сложных противоречивых ситуациях не изменять своим нравственным принципам, эффективно и устойчиво исполнять социальные функции, не вступая в противоречие с моральными нормами. Восприятие российской культуры как сочетание национальных культур, как единство в многообразии. |
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде | - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, обязанностей ученика; - готовность к выбору профильного образования; - потребность в самопознании, владение навыками самопознания; - сформированность навыков самоорганизации: целеустремленность, активность, обоснованность мотивации, самостоятельность, принятие решений и ответственность за них, критичность оценки результатов своих действий; - адекватность самооценки; - ориентированность в социально-экономической ситуации и прогнозировании престижности выбираемого труда; | Овладение функцией смыслообразования, заключающейся в установление связи мотива и цели деятельности Осуществление индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий. |
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | - сформированность качеств личности, составляющих основу для формирования целостного научного мировоззрения; | Научное представление о мире, как единой системе, о его культурном, духовном, языковом многообразии. |
4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | - знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; - уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; - умение устанавливать толерантные взаимоотношения, положительные установки на общение с другими народами; понимание их вклада в мировую историю. - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, традициям, обычаям, языку, культуре | Идентификация себя как полноправного субъекта общения. Механизмы достижения взаимопонимания с другими людьми в диалоге и в деятельности. |
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей | - сформированность понимания многообразия социальных ролей, выполняемых человеком в обществе; | Умение организовывать свою общественную жизнь в соответствии с региональными, этнокультурными, социальными и экономическими особенностями. Восприятие и реализация в жизни ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера. |
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; | Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; | - сформированность умения применять способы взаимовыгодного сотрудничества; - готовность и способность к ведению переговоров | Коммуникативная компетентность, позволяющая эффективно строить общение со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. |
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; | - способность к осознанному выбору поступков, поведения, в целом, образа жизни, позволяющим сохранять и укреплять здоровье; | Устойчивая установка на здоровый образ жизни и ее реализация в поведении и поступках. |
9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | - признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях - система знаний учащихся истории и культуре края, тесно связанных с охраняемым природным наследием сведений; - активная гражданская позиция на окружающий социум, стремление жить в более благополучных жизненных условиях | Система экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты; готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности. |
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | - сформированность норм и правил, социальной жизни в семье, продиктованных социальной ролью: уважение к старшим, забота о младших членах семьи, чувство долга и ответственности перед членами семьи, добросовестное выполнение семейных обязанностей, поддержка членов семьи. | Готовность к принятию и качественному выполнению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | - посещение культурных мероприятий в музеях, – уважение к художественному наследию народов России и мира, уважение к истории культуры своего Отечества | Сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. - способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры |
Метапредметные УУД
Группы УУД, в соответствии с ФГОС ООО | Критерии и показатели |
| У выпускника сформируются | Выпускник получит возможность формирования |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | - умение принимать учебные цели и задачи, сформулированные учителем; - умение ставить собственные учебные цели и задачи, определять пути их достижения; - умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - умение формулировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - умение самостоятельно определять цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; – умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели; – способность обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. | - умение определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной учащимся траектории; – способность к поиску источников восполнения этих дефицитов; – умение строить жизненные планы во временной перспективе; – умение определять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ |
2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | - умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; – умение обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; – умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; – умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; – умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования), планировать пути решения проблемы; | – умение при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; – умение определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; – способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; |
3)Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | - умение определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; – умение систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии оценки планируемых результатов и оценки своей деятельности; – способность отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; – оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; – умение находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; | - умение устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; |
4)Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | - умение определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; – способность анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; – умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; – умение обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; | - умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - способность осознать самого себя как движущую силу своего научения. |
5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | – умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки; – способность соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; | - умение принимать решение в учебной ситуации и, в целом, в познавательной деятельности, и нести за него ответственность; - |
1)Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Общеучебные действия: - умение подбирать слова, подчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; - умение выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и подчиненных ему слов; – умение выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; – способность делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Проектно-исследовательские действия: - умение видеть проблему и ставить вопросы; - умение делать выводы и умозаключения; - навыки работы с разными источниками информации; - умение обсуждать и оценивать полученные результаты и применение их к новым ситуациям; Логические действия: – строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; | - умение определять понятия; – способность устанавливать причинно-следственные связи; – умение обобщать понятия – умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - способность к расширенному поиску информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
2)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | – строить доказательство: прямое, косвенное, от противного. | - умение анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата |
3) Смысловое чтение | Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: - умение определять главную тему, общие цели или назначение текста; - умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; - способность сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); – способность ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; – умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; - умение сопоставлять разные точки зрения и разные источникиинформации по теме; - умение выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; Нахождение информации: – умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; – умение резюмировать главную идею текста Интерпретация текста: - обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов Рефлексия содержания текста: - умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - способность оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; - умение найти доводы в защиту своей точки зрения; | - навыки ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; – способность структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; –умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; - умение критически оценивать не только содержание текста, но и его форму, мастерство его исполнения; – навыки рефлексивного чтения. |
4)Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | - способность определять свое отношение к природной среде; – умение анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; – способность прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; – умение распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды | - умение проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; - умение отражать свои экологические знания и выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы и др. |
1)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | - умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - умение выделять общую точку зрения в дискуссии; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и корректно отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. | - способность учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; – способность вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию – умение устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; |
2)Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | - умение определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); | - готовность использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира, для планирования и регуляции своей деятельности; |
3)Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами | - умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; | - умение создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий |
Предметные результаты
Предметные результаты заданные ФГОС ООО | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; | - давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. | - высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. - давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; |
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; | - определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); - описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; | - сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; |
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; | - проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; - объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; - составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; | - давать характеристику общественного строя древних государств; - сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; |
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; | - объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; - локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; - сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; | - видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; |
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; | - использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; - раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; - использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; - проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; - локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); | - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. | - составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; | - составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. - применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д |
Содержание учебного предмета
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ | Наименование разделов и тем | Класс, количество часов |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Всего часов |
1. | Что изучает история | 1 | 1 | 1 | 1 | | |
2. | История Древнего мира | | | | | | |
2.1. | Первобытность | 7 | | | | | |
2.2. | Древний Восток | 20 | | | | | |
2.3. | Античный мир. Древняя Греция | 20 | | | | | |
2.4. | Древний Рим. | 22 | | | | | |
3. | История Средних веков VI-XVвв. | | | | | | |
3.1. | Раннее Средневековье | | 18 | | | | |
3.2. | Зрелое Средневековье | | 12 | | | | |
3.3. | Страны Востока в Средние века | | 2 | | | | |
3.4. | Государства доколумбовой Америки | | 2 | | | | |
4. | История Нового времени XIV-XVII в | | | | | | |
4.1. | Европа в конце ХV — начале XVII в. | | | 17 | | | |
4.2. | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | | | 15 | | | |
4.3. | Страны Востока в XVI—XVIII вв. | | | 2 | | | |
5. | История Нового времени XVIII в. | | | | | | |
5.1. | Эпоха Просвещения. | | | | 10 | | |
5.2. | Эпоха промышленного переворота | | | | 12 | | |
5.3. | Великая французская революция | | | | 12 | | |
6. | История Нового времени XIX в. | | | | | | |
6.1. | Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. | | | | | 2 | |
6.2. | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. | | | | | 6 | |
6.3. | Страны Азии в ХIХ в. | | | | | 3 | |
6.4. | Война за независимость в Латинской Америке | | | | | 3 | |
6.5. | Народы Африки в Новое время | | | | | 3 | |
6.6. | Развитие культуры в XIX в. | | | | | 7 | |
6.7. | Международные отношения в XIX в. | | | | | 7 | |
6.8. | Мир в 1900—1914 гг. | | | | | 3 | |
| Итого | 70 | 35 | 35 | 35 | 34 | |