| КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ряжский дорожный техникум имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины Налоги и налогообложение разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 18 г. № 69.
Организация – разработчик: ОГБПОУ «РДТ»
Разработчик: О.И. Калужина, преподаватель
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 8
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Налоги и налогообложение является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Учебная дисциплина Налоги и налогообложение обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии профессиональных и общих компетенций:
Код | Наименование профессиональных компетенций |
ПК 3.1 | ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие |
ОК 4 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК.01-05 ОК.09-10 ПК 3.1 | - Распознавать задачу и/или проблему; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия и реализовывать его; определить необходимые ресурсы. - Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. - Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. - Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. - Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. - Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение. -Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. - Определять виды и порядок налогообложения; ориентироваться в системе налогов Российской Федерации; - Выделять элементы налогообложения; определять источники уплаты налогов, сборов, пошлин; оформлять бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов; -Организовывать аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"; | Актуальный профессиональный и социальный контекст, основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте; особенности денежного обращения (формы расчетов), понятие и сущность финансов, особенности взаимодействия и функционирования хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов – структура и состав. Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации. Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования. Значимость коллективных решений, работать в группе для решения ситуационных заданий. Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. Нормативно-правовые акты международные и РФ в области денежного обращения и финансов. виды и порядок налогообложения; систему налогов Российской Федерации; элементы налогообложения; источники уплаты налогов, сборов, пошлин; оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов; аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 58 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 28 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 20 |
курсовая работа (проект) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная работа | 10 |
Промежуточная аттестация | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Налоги и налогообложение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Основы налогообложения | Содержание учебного материала Особенности построения системы налогов и сборов России. Современные принципы налогообложения. Понятие налога, его признаки и внутренняя структура. Функции налогов. Сбор, его отличие от налога. Классификация налогов. | 4 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Возникновение и развитие системы налогообложения в России. | 2 |
Тема 2. Государственное регулирование налоговых правоотношений | Содержание учебного материала Налоговые правоотношения. Налоговая деятельность государства. Современная налоговая политика государства. Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений. Правовое регулирование изменения сроков уплаты налогов и сборов в бюджет. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. | 2 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Тема 3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства | Содержание учебного материала Возникновение и прекращение налогового обязательства плательщика перед государством. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства. Зачет и возврат излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет. | 6 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Практическое занятие № 1 «Расчет платежей при предоставлении отсрочки по уплате налога» |
2 |
Практическое занятие № 2 «Расчет платежей при предоставлении рассрочки по уплате налога» | 2 |
Тема 4. Налоговый контроль | Содержание учебного материала Сущность налогового контроля. Учет налогоплательщиков в налоговых органах Камеральные проверки Выездные проверки | 4 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок. Мероприятия, предшествующие проведению выездной налоговой проверке. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок | 2 |
Тема 5. Порядок принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов | Содержание учебного материала Налоговая ответственность. Налоговое правонарушение Порядок применения мер государственно-принудительного воздействия к налогоплательщикам, нарушившим нормы законодательного права | 4 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Практическое занятие № 3 «Расчет штрафных санкций за налоговые правонарушения» | 2 |
Тема 6. Экономическая сущность налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации | Содержание учебного материала Экономическая сущность и основные элементы налогообложения федеральных налогов. Экономическая сущность и основные элементы налогообложения региональных налогов. Экономическая сущность и основные элементы налогообложения местных налогов. Экономическая сущность и основные элементы специальных налоговых режимов. | 8 | ОК 1-5; ОК 9-10; ПК 3.1 |
Практическое занятие № 4 «Расчет основных федеральных налогов и сборов» | 6 |
Практическое занятие № 5 «Расчет основных региональных налогов» | 4 |
Практическое занятие № 6 «Расчет местных налогов» | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение литературных источников по вопросам: Особенности налогообложения кредитных организаций. Особенности налогообложения страховых организаций. Особенности налогообложения некоммерческих организаций. Особенности налогообложения иностранных организаций. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей. | 6 |
Промежуточная аттестация | |
Всего: | 58 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебная аудитория (лаборатория), оснащенная оборудованием:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (бланки документов, образцы оформления документов и т.п.);
- комплект учебно-методической документации.
- техническими средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением: MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс, ГАРАНТ аэро, 1C Предприятие 8, 7-Zip, Bizagi, Bloodshed Dev-C++, CaseTransmitter, C-Free 5, IBM Software, Java, K-Lite Codec Pack;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска или экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Елицур М.Ю., Носова О.М., Фролова М.В. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 200 с;
Малис Н. И., Грундел Л.П., Зинягина А.С., Налоговый учет и отчетность: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 341 с.;
Маршавина Л.Я., Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение: учебник для СПО; под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 503 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vuzlib.net.
3.2.3. Дополнительные источники
Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция);
Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция);
Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
Таможенный кодекс Таможенного союза (действующая редакция);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция);
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция);
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (действующая редакция) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция);
Постановление Правительства РФ в 3 частях от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (действующая редакция);
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (действующая редакция);
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Умения | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Умение ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; |
Умение формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней. |
Знания | Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами и вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач; оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач; оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. | Оценка деятельности обучающихся при выполнении и защите результатов практических занятий, выполнении домашних работ, опроса, результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ и других видов текущего контроля, промежуточная аттестация. |
Знание сущности и порядка расчетов налогов и сборов |
Знание нормативных правовых актов, регулирующих отношения экономического субъекта и государства в области налогообложения |
Знание экономической сущности налогов и сборов |
Знание видов налогов, сборов в Российской Федерации, а также порядок их расчета |
Знание порядка формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней и оформления платежных документов для перечисления налогов и сборов в бюджет |