СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с детьми "группы риска"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности выявления и коррекционной работы с детьми группы риска

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми "группы риска"»

Дети "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии.

Дети группы риска представляют собой одну из наименее защищённых групп детей, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества.



Дети "группы риска" есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в "группу риска":

  • Отчуждение детей от семьи, школы и общества;

  • Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;

  • Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка;

  • Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению);

  • Влияние дурной компании, окружения, социума;

  • Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам;

  • Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.

Работа с родителями. Ведется активная работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей, асоциальных семей и т.д  Проводятся беседы как индивидуально, так и на родительских собраниях. Посещение на дому семей группы риска и детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Психологическое сопровождение – одно из звеньев системы работы с детьми из группы риска, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Индивидуально - ориентированное сопровождение детей группы риска

 Задачи:

  • выявление неблагополучных семей, способных принять социально психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;

  • помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

  • предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности;

  • психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;

  • профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Психологическое консультирование детей группы риска

Схема консультирования  строится двумя способами - в зависимости от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог поскольку консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.

В консультировании подростков группы риска используются преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит средством для устранения нарушений психологического здоровья

Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:

  • запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

  • установление контакта с подростком;

  • диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;

  • интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;

  • совместная выработка конструктивных способов решения.

По результатам консультирования могут быть определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.

Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска

Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:

  • развитие обще учебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;

  •  повышение учебной мотивации;

  •  формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

  •  формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;

  •  профилактика употребления психоактивных веществ.

Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того требует динамика проблемы.

К внутренним факторам риска относятся:

·        ощущение ребенком собственной ненужности,

·        низкая самооценка, неуверенность в себе,

·        недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

·        незнание и непринятие социальных норм и ценностей,

·        неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,

·        неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.

Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашего лицея – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.

Социальная работа с детьми «группы риска» должна носить комплексный характер. Она должна разворачиваться во всех формах социальной, педагогической и психологической помощи.

В деятельности социального педагога с детьми «группы риска» можно выделить несколько основных направлений:

  • диагностическая деятельность,

  • аналитическая, коррекционная работа,

  • образовательно-профилактическая деятельность и работа с семьёй ребёнка.

Социальная работа с детьми в группе риска должна строиться с учётом причин дезадаптации и девиации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребёнка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешности работы с детьми группы риска является включение таких детей в систему новых отношений, которые должны строиться на основе коллективной и общественно-полезной деятельности, а также при обязательной поддержке семьи.

Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.

Исходя из этой цели в лицее сложилась система работы с детьми «Группы риска».

Участники системы: зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители, обучающиеся.

Принципы работы с детьми группы риска формулируются следующим образом:

  • Создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - ребенок»;

  • Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

  • Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

  • Взаимодействие с классным руководителем.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

  1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных.   Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся "группы риска". Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В начале каждого учебного года в лицее оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

  2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

3. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних. Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами являются: организация и проведение профилактических бесед, индивидуальных бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, консультирование, и т.д.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящегося в социально опасном положении или семью, составляется личная карта. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа лицея направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.



Значительное место в деятельности педагогического коллектива с детьми «группы риска» занимает образовательно-профилактическая деятельность.

 Формы работы:

  • Индивидуальные профилактические беседы;

  • Индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения ребёнка и выбора дальнейшего пути.

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности:

  • Общественно полезной;

  • Трудовой;

  • Спортивно-оздоровительной;

  • Художественно-эстетической;

  • Игровой и др.

Образовательно-профилактическая деятельность включает в себя и организацию для детей занятий по интересам (через дополнительную систему образования, внешкольные учреждения, кружковую работу и т.д.). Учащиеся вовлекаются в кружки и секции.