Разработка логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах»
Цели: закрепление произношения звука [р] в словах, развитие фонематического анализа и синтеза, систематизация лексики по темам «Цветы», «Деревья»; коррекция памяти, логического мышления.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, лото.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дыхательная гимнастика.
Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
«Толстушки», «худышки».
Артикуляционная гимнастика.
«Часики», «Лошадка», «Иголочка», «Качели», «Трубочка».
Характеристика звука: согласный (язычок создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.
Уточнение артикуляции звука [р].
Проводится перед зеркалом:
- губы свободны;
- зубы сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует;
- посередине язычка идет теплая воздушная струя;
- горлышко «работает».
V. Автоматизация звука [р] в словах.
1. Отгадывание загадки.
Выросли в лугах сестрички,
желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки)
- В слове ромашки слышится звук [р]. Где стоит звук [р] в этом слове? (В начале слова.)
2. Уточнение лексики по теме «Цветы».
- Назови картинки: роза, ромашка, астра, мак, гвоздика.
- Как назвать эти картинки одним словом? (Цветы)
- Какие еще ты знаешь цветы?
- В названии каких цветов есть звук [р]? (Роза, ромашка, астра).
- Отбери картинки, в названии которых звук [р] слышится в начале слова? (Роза, ромашка).
3. Уточнение лексики по теме «Деревья».
Игра «Что лишнее?»
На доске картинки: береза, рябина, груша, ромашка.
- Назови картинки.
- Какая картинка лишняя? Почему?
Картинка ромашка убирается.
- Как назвать одним словом эти картинки? (Деревья).
- Какие еще деревья ты знаешь?
- Отбери картинки, в названии которых звук [р] слышится в середине слова. (Береза, груша).
4. Игра в лото.
У ребенка карточка лото с картинками, в названии которых есть звук [р]. Логопед берет отдельные картинки, называет их. Если у ребенка есть эта картинка, он произносит слово. Логопед даёт картинку ребенку, которой он закрывает картинку на карточке.
Итог занятия.
Рефлексия.