СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока русского языка в 3 классе "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в виде сказки-путешествия, на котором дети обобщают и систематизируют свои знания о частях речи.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока русского языка в 3 классе "Части речи"»

Правососновская начальная малокомплектная школа – филиал МКОУ Корниловская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области











Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Части речи»



Учитель: Танкевич Валентина Ильинична





























д. Правососновка

2014 г.



Тема: Части речи. (слайд №1)



Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о частях речи.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научаться представлять части речи как группы слов, каждая из которых объединяется на основе общности вопросов и значений; различать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги, самостоятельные и служебные части речи, способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

Личностные:

1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свою деятельность

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4.Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачам.

8. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности Воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку.

Оборудование:  

1. Учебник «Русский язык». 3 класс. Ч. 1Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

2.Рабочая тетрадь 3 класс. Ч. 2 Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

3. Коробка со словами.

4. Таблички с вопросами (кто, что, что делать, что сделать, какой, чей, сколько, который по счёту, кто, что).

5. Раздаточные листы для детей.

6. Элекронные приложения к учебнику.

7. Компьютер.

Ход урока:

I.    Организационный момент.

  • Приветствие. ( Слайд 2)

  • Оформление записи даты в тетради.

II. Актулизация знаний


- Установите соответствия (работа по карточкам)

Карточка


Корень часть слова без окончания.

Приставка часть слова, которая является родственной для всех слов.

Суффикс часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.

Окончание часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов.

Основа изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении.


  • Чистописание

В тетради записать красиво:

Приставка, корень, суффикс, окончание, основа – это части слова. (Слайд 3)

III . Самоопределение к деятельности

Беседа

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых? (Ответы детей)

- Представьте себе, что все слова высыпались из одного огромного мешка. Что делать? Конечно же, наводить порядок. А как? Надо их как – то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова «хлеб» и «плакать», на другую – «у» и «плохо»? Будет ли порядок? (Ответы детей)

- Что значит «классифицировать»? (Разделить по группам, разрядам, классам.)

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно распределить слова на группы.

Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в коробочку. Ой! Что же случилось с моими словами. Они все перепутались. Как же мне разделить их опять. Ребята, помогите мне разделить их на группы. (Слайд 4)

Медведь, снег, даль, медвежий, веселье, удаляться, повеселиться, выбегать, беговой, одиннадцать, пятый, снежный, он, она, из, в, через, и, с, не.

- Может разделить их на родственные слова? - Давайте попробуем.

Медведь - медвежий, даль – удаляться, веселье - повеселиться, выбегать - беговой, снег - снежный, пятый-……

- Что-то не получается. Давайте попробуем разделить как-то по другому.

- Разделить на части речи. Правильно! Тема урока « ЧАСТИ РЕЧИ».


IV.    Работа над новым материалом

Запишем тему нашего урока.

Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место.

1) Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили - бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли на поляну. Смотрят, перед ними большой город стоит. На воротах большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, догадаетесь сами. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо- невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

-А на какой вопрос они отвечали? (Кто? Что?) Медведь, снег, даль, веселье.

-Что они обозначают? (Предмет).

-Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика? (Имена существительные).

- Давайте заполним наши листочки. (взаимопроверка)

2) Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают. - Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны. - Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удаляться, повеселиться, выбегать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Что они обозначают. (Действие).

Как зовут жителей этого домика? (Глаголы)

- Продолжим заполнять наши листочки.

Физ. минутка. Давайте немного отдохнём. (Картинки)

Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают)

Рыбы (плавают) Скороход (бежит) Лягушка (скачет)

Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делают разные движения)

Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.

3) И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться. (Беговой, снежный, медвежий).

Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имена прилагательные).

Что они обозначают? (признак).

4) Ну, наши оставшиеся слова пошли дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени. Поэтому мы их и называем ….. (местоимением). Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают. (Кто? Что?)

Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их в этот дом. Он, она, оно. (Указывают на предмет).

5) А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят, а там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».

Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать. (Одиннадцать, пятый).

-А как звали жителей этого домика. (Числительное).

-Что они обозначают? (Счёт).

Задание:

-Придумайте числительное, которое будет отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? (Первый, шестой, двадцатый).

6) Остались за воротами совсем маленькие слова. А на улице ветер уже, дождик начинается. И стало им совсем грустно. Вдруг они видят: совсем рядом маленький домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко - а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели таких же, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

- А вы кто? – спросили наши слова.

- А мы слуги этого города – предлоги, союзы, частицы. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков и к нам нельзя поставить вопросов, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Ну, например:

Задание: Слайд5

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

- Вам легко было понять предложения в тексте?

- Чепуха какая-то! – засмеялись наши слова.

- Вот-вот,- ответили жители домика. Мы же говорим – если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

- Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова. – Но не знаем, получится ли у нас.

- Ребята, давайте поможем нашим друзьям.

Толя возвращался из леса в лагерь. Когда он бежал через мост, появилась старуха с ведром воды. Мальчик помог ей и услышал «спасибо».

Ребята выполняют упражнение (Проверка в паре, а потом Слайд 6)

Ну вот, получился очень здорово. Так и остались наши слова жить в этом маленьком домике вместе со служебными словами.

-Кто же из них кто, давайте разберёмся. Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (ИЗ, В, ЧЕРЕЗ, С).

-Какой союз нам встретился? (И).

-Посмотрите, кого мы забыли назвать? Кто ещё жил в доме? Вы знакомы с одной частицей, которая поссорилась с глаголом. Это частица НЕ.

-А почему поссорилась? (Потому что пишется всегда отдельно).

- Ребята, как вы думаете, как можно назвать эти слова по-другому, если мы знаем, что они служат для связи слов в предложении?

- Служебными словами.

-А тогда как же назовём эти слова, которые живут в этих домах? Какими словами можно их назвать?

-Самостоятельными словами. - Ну вот, наши дома заполнены, мы славно поработали.

-Кто догадался, как называется этот город? ЧАСТИ РЕЧИ. Слайд 7

Вывод: Слайд Обобщение с.122 –« Узелки на память»,

Физ. минутка. А сейчас ребята отдохнём и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное, вы встаёте, поднимаете руки наверх, если имя прилагательное, показываете волну руками, если называю глагол, вы приседаете.

Слова для игры: нарядить, ёлка, красивая, белоснежный, пила, печь

- Кто из вас был внимательным и запомнил, сколько слов я назвала? (6) – А сколько среди них было глаголов? - Какие слова вызвали у вас сомнения?

Проблемная ситуация

Даны слова: печь, пила.

- Какими частями речи являются данные слова? Докажите.

- Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи? Аргументируйте.

V.     Закрепление пройденного материала

  • Упр. 219 стр. 123работа в группе

1) Образуйте одну группу, распределите роли и прочитайте предложения.

2) Спишите по вариантам(1 и 2) и подпишите только свои части речи.

Розовые шапочки - имена существительные

Зелёные шапочки - имена прилагательные

Коричневые шапочки - глаголы

Голубые шапочки – предлоги

  • ИКТ Эл. Приложение.

  1. (Сова и 4 дерева) – работа в паре

переход к Д/з (Я ел вкусное яблоко)

Домашнее задание. Слайд 8) В рабочей тетради С. 4 №1, Кроссворд.

  1. Словарная работа (Новое слово – яблоко) Эл. Приложение.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

VI. Подведение итогов урока. (Слайд 9)

- Ребята! Что вы сегодня узнали нового на уроке? (писали, вспоминали состав слова, узнали, какие части речи есть в русском языке, для чего они нужны в нашей речи, делали физкультурную минутку)

- Как вы думаете, в жизни вам все это пригодится? Как?

Выставление оценок.

- Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой! Слайд 10

Рефлексия.

- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют к доске знаки:

? – если не всё понятно, требуется помощь учителя;

. - если всё понятно;

! - если всё понял, было интересно!





































ФОТО С УРОКА





5. Заселение жильцов (частей речи) в свои домики.









9. Работа с электронным приложением (по частям речи)









РАСПЕЧАТКА

медведь снег не

даль медвежий

веселье пятый и

удаляться из в

повеселиться он выбегать беговой

одиннадцать она снежный

через с

Кто? Что?





Кто? Какие?







Какой? Что?

Какая? Сколько?

Какое? Который?

Что делать?



Что сделать?





Глагол

Имя Имя существительное

прилагательное

Числительное

Местоимение

Служебные части речи

Самостоятельные части речи













Части речи

Самостоятельные части речи Служебные части речи

Что делать ? Что сделать?







Сколько?

Который?

Какой?Какое?Какая?Какие?



Что? Кто?

Ч

ЧЧЧто







Что? Кто?







?

Имя существи -тельное

Предлог союз частица



Местоиме -ние



Числитель -ное

Глагол

Имя прилага -тельное





Пр

предмет признак предмета действие предмета счёт указывает на предмет не имеет значения

















































Карточка Установите соответствия:



Корень часть слова без окончания.

Приставка часть слова, которая является родственной для всех слов.

Суффикс часть слова, которая стоит перед корнем и служит для

образования новых слов.

Окончание часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов.

Основа изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении.

Задание: Вставить нужные предлоги:

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старуха … ведром воды. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».



Кроссворд.

1.Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.

2.Часть речи, обозначающая действие предмета.

3.Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

4.Часть речи, обозначающая предмет

5.Часть речи, обозначающая признак действия.

6.Служебная часть речи, служит для связи слов.

7.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.

8.Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.

9.Часть речи, обозначающая признак предмета.

Самостоятельные части речи Служебные части речи

Что делать ? Что сделать?



Какой?Какое?Какая?Какие?





Сколько?

Который?







Что? Кто?



Что? Кто?

Ч

ЧЧЧто











?

Местоиме -ние



Числитель -ное

Глагол

Имя прилага -тельное

Имя существи -тельное

Предлог союз частица



Предлоги

частицы

союзы

предмет признак предмета действие предмета счёт указывает на предмет не имеет значения



медведь

медвежий

удаляться

одиннадцать

он

из




из

снег

беговой

повеселиться

пятый

она

в

в

даль

снежный

выбегать



с

через

веселье





через

с







союз и







частица не






































































Медведь



снег



даль



медвежий



веселье



удаляться



повеселиться



выбегать



беговой



одиннадцать



пять он



она из и



снежный

через в