Урок____
Тема. Имя прилагательное как часть речи (§ 38)
Цель: развитие умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль; развитие орфографической зоркости.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного.
Постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, подведение под понятия (П), умение полно и точно выражать мысли (К).
Ход урока:
1.Организационный этап
Вступительное слово учителя создает доброжелательный настрой всех учеников. Учитель приглашает к сотрудничеству, включает учеников в деловой ритм урока.
2.Этап актуализации ранее изученного
Учитель создает проблемную ситуацию, организуя работу со стихотворением З. Гиппиус «Всё кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из одних прилагательных. Работа с текстом сопровождается презентацией.
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко – нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно – довольное, тайно – блудливое,
Плоско - смешное, и тошно – трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно достойное…
Вопросы для проблемного диалога:
Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение?
Врезалось ли в память какое-то прилагательное наиболее остро? Почему?
Только ли такие сильные прилагательные влияют на наше восприятие?
Можно ли назвать все прилагательные в этом стихотворении синонимами?
Каким мог быть человек, написавший подобные строки?
Стихотворение заканчивается следующими строчками:
Но жалоб не надо; что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе…
Учитель организует работу по целеполаганию.
Вопросы для учеников.
Какую роль играют прилагательные в тексте?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя прилагательное как часть речи.)
Тема ясна. Что же дальше? (Надо определить учебные задачи.)
Задачи: определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного; правильно употреблять имена прилагательные в речи; соблюдать орфографический режим.
3.Этап активной и сознательной деятельности по обобщению и систематизации знаний
Учитель создает условия для осознанной систематизации имеющихся и полученных знаний. Ученики составляют «Визитную карточку имени прилагательного».
| теория | примеры |
Что обозначает? | | |
На какие вопросы отвечает? | | |
Как изменяется? | | |
Какими членами предложения является ? | | |
Динамическая пауза
4.Этап применения знаний и способов деятельности
Учитель организует работу по применению знаний и способов деятельности обучающихся, способствует развитию орфографической зоркости
1.Работа с учебником.
Развитие орфографической зоркости.
1.Правописание падежных окончаний прилагательных. Упражнение 281.
2.Правописание не с прилагательными. Упражнение 284, «Советы помощника».
2. Цифровой диктант.
Учащиеся работают в тетрадях. Ученики указывают порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь.
Кустарник колюч(?). Много дач(?). Пустош(?). Напиток шипуч(?). Лес дремуч(?). Возле рощ(?). Золотая брош(?). Много туч(?). Мальчик пригож(?). Голос певуч(?).
3. Употребление имён прилагательных в речи. Работа с текстом. Прочитайте текст. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
(…) утром на (…) небе медленно плывут (…) облака. С высоты льется (…) песня жаворонка. В воздухе пахнет (…) зимой. Над озером поднимается (…) туман. Легко дышится на (…) воздухе. Из-за леса доносятся (…) звуки (…) гудка.
Он зовет вдаль, к (…) морю. Чем отличается первое чтение от второго?
Игра со словами. Запишите к этим словам эпитеты.
Вода
Листья
Тучи
Речка
Беседка
Подводится итог: чьи эпитеты более выразительные.
5.Рефлексия.
6.Этап предъявления домашнего задания
На выбор:
--упражнение 286 (задание 2). (закрепление полученных знаний),
-- написать стихотворение по аналогии со стихотворением З.Гиппиус на тему: «Какой я» (творческое применение знаний),
--нарисовать имя прилагательное.