СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий на формирование функциональной (естественно-научной) грамотности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий на формирование функциональной (естественно-научной) грамотности»





Практикум 3.

Разработка заданий на формирование функциональной (естественно-научной) грамотности

1. Работа с отрывком из книги «В подводном мире» Ю.В. Астафьева:

«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной стене находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе, и не могли решить какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух одинаковой окраской.
1. Как называются животные и, к какому типу они относятся?

2. О каких особенностях животных подводного мира рассказывает автор в

этом отрывке?

3. Какой образ жизни ведут эти животные?

4. Как вы считаете, в чем проявляются чудеса и загадки?


Ответ:

эти крупные одиночные коралловые полипы – актинии (тип Кишечнополостные), напоминающие фантастические цветы. На многих языках они и называются морскими анемонами. Например, одна из самых красивых актиний – морская гвоздика. Большинство актиний ведет сидячий образ жизни, но при необходимости и могут медленно передвигаться по субстрату.


2. Давно заметили, что некоторые животные чувствуют приближение шторма задолго до начала: киты далеко уходят в море, чайки мечутся в воздухе, а медузы прячутся на глубину. Было установлено, что при наступлении шторма возникают колебания воздуха от трения его о гребни штормовых волн, частота этих колебаний 8-13 раз в секунду. Очевидно, медуза слышит голос моря и прячется. Инженер Б. С. Иванов и врач Г. Новинский заинтересовались, нельзя ли на этой основе построить прибор для предсказания шторма Оказалось, что слуховая полость медузы может то сжиматься, то разжиматься, настраиваясь в резонанс с голосом моря.

Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали вестник шторма. Назовите его. Что можно, используя его, предсказать, узнать?


Ответ: электронный аппарат, который помогает узнавать о приближении шторма за 12 часов, может предсказывать грозы и шквалы, тайфуны и ураганы.


3. Используя отрывок из произведения В.П.Астафьева «Последний поклон. Где- то гремит война», ответьте на вопросы:

  1. Какими органическими веществами богат хлеб?

  2. Благодаря какой функции веществ жизнь снова вернулась к подростку?

Да у меня же в кармане хлеб! Порции! Две пайки. Вечерняя и утренняя! По двести пятьдесят граммов в каждой. Целых полкило! Батюшки светы, пропал бы и хлеб не съел!

Я сдернул рукавицу, засунул руку в карман. Вот она, пайка. Вот он, хлебушко! Уголочек хлебного кирпича. Виктор Иванович попросил отрезать горбушку - всегда кажется, горбушка больше серединки. Мастер знает - путь не близок, знает, что тетке кормить меня нечем. Мастер все знает. Мастер у нас - голова!

Я ем. Рву горбушку зубами. Жую кислый хлеб с вялой, но живой коркой и чувствую, как жизнь, было отдалившаяся от меня, снова ко мне возвращается. От хлеба, пахнущего пашней, родной землей, жестяной формой, смазанной автолом, идет она ко мне, эта жизнь, захлестнутая бурею, снегом и железом.


Ответ: углеводы – источник энергии в клетке.


4. Какая болезнь описана в рассказе И.С.Тургенева « Живые мощи» из «Записок охотника»:

«… Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая- ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать- только зубы белеют и глаза, да из- под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. … руки тоже бронзового цвета»? Каковы причины этой болезни?


Ответ:

бронзовая болезнь или Аддисонова болезнь (по имени описавшего ее английского врача Т. Аддисона) - это заболевание железы внутренней секреции надпочечников, при которой нарушается обмен солей между кровью и тканями тела.







5. Сколько воздуха (м3) расходует на дыхание класс из 20 человек в течение 45 минут урока, если один восьмиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см3 воздуха? 


Ответ: 7 200 000см3= 7,2 м3.


6. Подсчитайте, сколько яиц отложит самка аскариды, если известно, что в сутки она выделяет около 200 тысяч, а живет около года? Какое значение имеет такая плодовитость?


Ответ: 73 млн.




7. Установите соответствие между органоидами клетки (левая колонка) и их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы. 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ

1) хранит наследственную информацию

А) ядро

2) хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Б) эндоплазматическая сеть

3) ядерный сок

В) пластиды

4) синтез и транспорт питательных веществ


5) участвуют в фотосинтезе


6) гладкая и гранулярная (шероховатая)




Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2,5.

8. Соотнесите ткани (левая колонка) с их характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы. 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТКАНИ

1) нейрон

А) соединительная

2) кровь и лимфа

Б) эпителиальная

3) клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мала

В) нервная

4) клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество


5) обеспечивает согласованную деятельность разных систем органов


6) способна возбуждаться и передавать возбуждение




Ответ: А – 2, 4; Б – 3; В – 1, 5, 6.

9. Соотнесите оболочки глаза (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке, зашифруйте ответы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА

1) состоит из соединительной ткани

А) белочная

2) колбочки и палочки

Б) сосудистая

3) непрозрачная ткань белого цвета (толстая -1мм, прочная)

В) сетчатка

4) средняя оболочка глаза


5) желтое пятно


6) богата кровеносными сосудами




Ответ: А – 1, 3; Б – 4, 6; В – 2,5.

10. Описание, каких птиц приведено ниже? К какому отряду птиц они относятся?

а). В одной из морских сражений во время Второй мировой войны на английском субмарине была повреждена система подъема лодки на поверхность и прервана радиосвязь. Однако моряки не растерялись и с помощью торпедного аппарата выпустили на волю птицу, которая и доставила сообщение об аварии. Экипаж был спасен, а птицу наградили орденом. Что это за птица?


Ответ: голубь; отряд Голубеобразные.


б). В 1850г в Америку завезли птичку, которая вскоре хорошо там акклиматизировалась. Случилось так, что в пригороде Бостона появилось много насекомых, гусеницы которых наносили вред посевам. На помощь пришла эта птичка, которая уничтожила насекомых – вредителей. В знак благодарности жители Бостона поставили ей памятник в центральном парке.

Что это за птица?


Ответ: воробей; отряд Воробьинообразные.


в). Это произошло в XVI в. В средневековой Германии. В течение долгого времени город Монстер был в осаде. Там уже давно закончилось продовольствие, и люди умирали от голода. Тогда один из жителей взял птицу и поставил её на крепостной стене. Когда командующий вражеской армией увидел это, то решил, что его план взять город измором провалился. И враги отступили. На самом же деле в городе не осталось никаких продуктов и эта птица была последней. Благодарные жители поставили ей памятник. Что это за птица?


Ответ: петух; отряд Куринные.



11. Выберите верные утверждения:

1. Корень - орган почвенного питания.

2. Под корневым чехликом находится зона роста.

3. Боковые корни отрастают от главного и придаточных.

4. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

5. Корневые системы: мочковатая, стержневая, придаточная.

6. Придаточные корни встречаются только на боковых корнях.

7. Кончик корня защищает корневой чехлик.

8. В корне за зоной всасывания идет зона проведения.

9. Корневые волоски - это выросты клеток покровной ткани.

10. Главный корень одуванчика похож на стержень.

11. У пшеницы, овса, фасоли – стержневая корневая система.


Ответы: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10.

12. Верные утверждения отмечайте “+”, а неверные “ - ”.

  1. Цветок без цветоножки называется сидячим.

  2. Чашечка состоит из лепестков.

  3. Цветок – орган семенного размножения.

  4. Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка.

  5. Соцветие щиток – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки.

  6. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с целью привлечения опылителей.

  7. Перед оплодотворением происходит опыление.

  8. Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым.

  9. Роль венчика - привлечение опылителей.

  10. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок.


Ответ:

верные: 1, 3, 4, 6, 7, 9;

неверные: 2, 5, 8, 10.


13. Найдите и исправьте ошибки в предложенном тексте:

Клетки коры делятся, но неравномерно распределяются по стеблю. К древесине отходит в 3-4 раза меньше клеток, чем к лубу. Из клеток камбия весной и летом образуются сосуды с узкими просветами и толстыми оболочками (ранняя древесина). К осени просветы сужаются, и стенки их сильнее одревесневают (поздняя древесина). Клетки камбия, отходящие к лубу, превращаются в сосуды и волокна. Осенью прекращается деления клеток, поэтому становится четко видна граница – годичное кольцо.



Ответ:

ошибки: коры, меньше, узкими, толстыми, сосуды;

верные: камбий, больше, широкими, тонкими, ситовидные трубки.



14. Существует легенда:

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на нем распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

1.Как вы считаете, права ли легенда?

2.Зачем растение цветет?


Ответ:

Нет, легенда не права, так как папоротники не цветут.

При цветении образуется пыльца и происходит опыление.