СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы и методы по развитию читательской грамотности на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках математики»

Развитие читательской грамотности на уроках математики

Как учитель математики я должна создать условия для овладения моими учениками в первую очередь математической грамотностью , но невозможно овладеть математической грамотностью не владея читательской . К сожалению у многих учащихся низкий уровень владения устной речью, невнимательное чтение заданий. Все это не способствует успешному овладению математикой. Таким образом, для учителя математики математическая грамотность – это цель, а читательская грамотность – средство.

По этому на каждом уроке большое внимание уделяю развитию читательской грамотности. В основе чтения – текст. Следовательно, наиболее значимой для учителей-предметников становится проблема организации работы с текстом на уроке. Для учителя математики формирование математической грамотности возможно при условии повышения уровня читательской грамотности при работе с математическими текстами



Работы с текстом осуществляю  в двух основных направлениях:

Работа с объяснительным текстом учебника.

Работа с текстом при решении текстовых задач. 

В основу закладывается развитие умения работать с текстом (печатным, графическим и т.д.) в урочное время, при выполнении домашних заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации: чтение по абзацам, выделение главной мысли абзаца, составление плана, таблиц, схем, диаграмм, вопросов к тексту (вопросы изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться); «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры, составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос-ответ», «текст-формула», прием «объясни другу», «Инсерт» (маркировка текста по мере его чтения), составление опорных таблиц; поиск информации в сети Интернет

Работа с объяснительным текстом учебника.

Школьная практика показывает, что современные ученики испытывают трудности с учебными текстами. Чаще всего большая часть обучающихся обращается к учебнику, если даны конкретные указания учителя с установкой на запоминание той или иной информации.

Перед учителем встаёт задача научить обучающегося активно взаимодействовать с информацией, используя различные работы с учебным текстом.

Выделю несколько приёмов работы с учебным текстом:

1) приём восприятия текста (учу умению выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);

2) приём преобразования текста (учу умению структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);

3) приём самостоятельного конструирования текста (учу умению создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде придуманных задач, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов, рецензий и т.д.)

4) Поиск конкретного термина в тексте выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический приём. Он способствует формированию у обучающихся умения осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только заданной информации.

5) Отлично себя зарекомендовал на моих уроках и прием «Мозговой штурм», состоящий в том, что учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет.

6) Приём «Верные и неверные утверждения».  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока


 Работа с текстом при решении текстовых задач.     

Текстовые задачи всегда относились к заданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку требуют содержательного осмысления, поэтому для ее решения необходимо тщательное прочтение предлагаемого текста задачи. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оно сопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, формулировкой  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся  данные, поэтапным заполнением таблицы или схемы. Данные приёмы развивают в  ученике навык работы с письменным текстом, учат анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.

.

Методика работы с текстом задачи на уроке.

Подготовительная работа к решению задачи.

         Обучающиеся читают условие задачи.

Учитель проводит беседу с учениками по ходу, которой условными обозначениями отмечаются данные и вопрос задачи, а также составляется краткая запись. (Зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти).

Оформление для удобства восприятия преобразуем в виде краткой записи, схемы, модели, таблицы.

 Вопросы для беседы могут быть построены так:

        С какими величинами мы встречаемся в задаче? – учащиеся могут сразу не ответить и не назвать эти величины. В этом случае можно задать вопрос так: «Что в задаче обозначает число 23,75, а число 10,92?»

        Какие единицы измерения используются в задаче?

        Что требуется узнать?

        Какие единицы измерения для площади используют?

 Краткая запись задачи удовлетворяет главному требованию модели: она отражает как количественные отношения, так и структуру связей между данными величинами и искомыми.

Поиск решения и составление плана решения

         На этом этапе обучающийся должен провести цепочку рассуждений (разбор задачи), которые приведут его к составлению плана решения задачи.

         Разбор задачи может быть проведен учеником как самостоятельно, так и с помощью учителя. В последнем случае учитель проводит беседу.

В любом случае поиск решения облегчается, если он опирается на модель задачи.

Проверка решения

     Следующий этап в методической литературе называют проверка решения задачи.

Известны несколько способов такой проверки:

        Составление и решение обратной задачи

При проверке решения задачи этим способом учащиеся, как известно, должны выполнить ряд действий: 1) подставить в текст задачи найденное число; 2) выбрать новое искомое; 3) сформулировать новую задачу; 4) решить составленную задачу; 5) сравнить полученное число с тем данным первой задачи, которое было выбрано в качестве искомого, и на основе этого сравнения составить соответствующее умозаключение о правильности решения задачи.

        Решение другим способом. (этот удобно применять в задачах на встречное движение, на удаление и некоторые другие задачи)

Запись ответа

         Важно, чтобы обучающиеся записывали полный ответ к задаче. Это приучает, перед тем как написать ответ, еще раз прочитать вопрос задачи и спросить: «На все ли вопросы задачи ответил?».

Организация дополнительной работы с решенной задачей

Также для развития читательской грамотности и умения решать текстовые задачи важно организовать дополнительную работу с решенной задачей.

1.     Изменение условия задачи. (Обучающие самостоятельно меняют условия задачи. Работа может быть организованна в группах, парах или по рядам)

        С избыточными данными

        С недостающими данными

«Вычислите  площадь теннисного корта, длина  которого равна 23,75  м. Округлите ответ до единиц»

        Изменение, приводящее к дополнительному действию (усложнение задачи)

2.     Составление из двух задач одной (желательно практико-ориентированной)

3.     Решение задачи «без вопроса»

4.     Составление задачи по чертежу или краткой записи

На что еще надо обращать внимание детей при решении любого задания, тренируя читательскую грамотность?

- На поставленный вопрос.

Таким образом, используя известные приемы, давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность на уроках математики.