Развитие чувства ритма с помощью занятий художественной гимнастикой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ на занятиях художественной гимнастикой
1.1. Понятие о чувстве ритма и музыкально-ритмических
способностях
1.2. Историко-педагогические аспекты становления музыкально-
ритмического развития ребенка
1.3. Особенности общего и гимнастического развития
1.4. Характеристика педагогической технологии развития
музыкально-ритмических способностей на занятиях художественной гимнастикой
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1. Условия, организация, диагностический аппарат опытно-
поисковой работы
2.2. Реализация педагогической технологии развития музыкально-
ритмических способностей на занятиях художественной гимнастикой
2.3. Динамика развития музыкально-ритмических способностей
Введение
Мы часто слышим: «движение - это жизнь». Нет, жизнь - это движение. А основа жизни - это ритм. Без ритма не билось бы сердце (сердечный ритм), не светило бы солнце (суточный ритм), не пели бы птицы. Ритм везде и во всем. Окружающий нас мир полон ритмов. Ритм – это повторение подобного. Природа живет по законам ритма. Оглядитесь вокруг: ритмично звучат шаги, стук колес поезда, ритм дождя по подоконнику, ритм двигателя в машине. В природе это всеобщее свойство, закономерность (ритмичное движение планет, смена дня и ночи, смена времен года, биологические часы жизнедеятельности человека).
Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в переводе с греческого - это мерное движение, течение.
Ритм - закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц или равномерное чередование элементов.
Главным элементом первобытной музыки тоже был ритм. Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, камни. Они и стали первыми музыкальными инструментами.
Каждая эпоха вносит свои ритмы, связанные с деятельностью человека. Именно ритмы становятся посланцами культур. Ритмы коренных народов Америки и Африки обогатили ритмы современной и классической музыки.
Чувство ритма относится к врождённым свойствам человека и является одним из основных свойств любого живого существа.
Чувство ритма закладывается внутриутробно, даже через мамино сердцебиение и разговоры. Ходьба или то, что мы делаем ежедневно, это тоже ритм.
То есть ребёнок будто изначально пронизан ритмами. Ребёнок живёт в своих разнообразных чувствованиях, через которые проходят разные ритмы. Ритм можно чувствовать телом, слышать, видеть. То есть чувство ритма есть у каждого, только оно может быть не достаточно развито.
Есть исследования, что музыкальные ритмы способны наладить равновесие в деятельности нервной системы: растормошить медлительных детей и уравновесить успокоить возбуждённых, быстрых детей.
Ритм – это не только упражнение, но и хорошая музыка и настроение!
Занятия художественной гимнастикой укрепляют ритмическую способность человека, а вместе с ней и взаимосвязь с высшей психической деятельностью и поведением, это приносит не только удовольствие, но и пользу.
Красоту движений, оздоровительный эффект для тела и организма в целом развивает художественная гимнастика. Простые комплексы упражнений с предметами и без (махи, повороты, наклоны), выполняемые под мотивы современных песен, оказывают оздоровительный эффект на все органы и системы, развивают силу, ловкость, способствуют снижению веса, исправляют осанку, предупреждают развитие остеохондроза, повышают настроение.
В настоящее время люди очень мало уделяют вниманию своему физическому телу, ее красоте. Хорошее, крепкое здоровье возможно только при развитии всех систем и органов, при всестороннем равномерном развитии организма.
Ритмические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается современный человек.
Таким образом:
Чувство ритма - это не только важный навык для развития двигательной, речевой, познавательной и эмоциональной сфер ребёнка, но и для успеха в художественной гимнастике и вообще в жизни.
Аппарат исследования:
Проблема исследования: поиск эффективных теоретических и методических оснований для развития чувства ритма с помощью занятий художественной гимнастикой.
Объект исследования: процесс развития чувства ритма в условиях занятий художественной гимнастикой.
Цель: создать кейс для развития чувства ритма с помощью занятий художественной гимнастикой.
Предмет исследования: художественная гимнастика
Гипотеза: развитие чувства ритма будет эффективным и результативным, если на занятиях художественной гимнастикой будут выполнены несколько условий:
1. комплексно: слышать, видеть, чувствовать
2. систематично т.е. на каждом занятии
3. целостно: выразительная гимнастика
4. разнообразие ритмических рисунков
Задачи исследования:
Определить понятия «ритм», «чувство ритма» «музыкально-ритмическое чувство», «музыкально-ритмические способности» и пути его развития.
Изучить, отобрать и систематизировать комплекс упражнений для развития «чувства ритма» с помощью художественной гимнастики.
Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития ритмических способностей.
Выявить результативность применения условий для развития чувства ритма с помощью занятий художественной гимнастикой.
Методы исследования:
Теоретические - теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований: анализ, сопоставление, сравнение, структурирование, проектирование.
Эмпирические - педагогическое наблюдение, опытно-поисковая работа, диагностические исследования по теме, качественный и количественный анализ результатов.