СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание, уметь определить основную и второстепенную информацию, формулировать проблемы и главную идею текста.

Просмотр содержимого документа
««Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка»»

работу выполнила:

учитель английского языка

Татарстанского кадетского корпуса

СитдиковаАйгульРайхатовна,

I квалификационная категория

«Развитие навыков смыслового чтения на уроках английского языка»

Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

     Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.Результативность чтения – это возможность к тому, готовы ли школьники воспринимать информацию из текста и умеют ли размышлять о прочтенном. Помимо акцента в представлении и запоминании разных элементов текста, необходимо принимать во внимание, способность подростков предоставлять прочтенному своюсобственную оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наши дни информационного «взрыва» во многом гарантирует эффективную социализацию человека.В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание, уметь определить основную и второстепенную информацию, формулировать проблемы и главную идею текста.

Методы и приемы применяемые на уроках английского языка в кадетском корпусе

Стоит отметить, что вся работа с текстом делится на три этапа: предтекстовый этап (ориентировочный), текстовый этап (чтение) и послетекстовый этап (рефлексия, подведение итогов чтения)

  1. Предтекстовый этап :

Целью данного этапа является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. Используемые приемы:

«Первичное понятие содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после)

«Мозговой штурм» (Ассоциации по поводу заявленной темы)

«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)

«Предваряющие вопросы» (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)

«Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

  1. Текстовый этап (чтение)

На данном этапе чтения основной целью чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное, частичный перевод основных моментов текста

«Чтение в кружок» (попеременное чтение)

«Чтение в парах»

«Чтение с пометками»

«Чтение с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Частичный перевод прочитанных фраз и предложений» 

  1. Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

Целью данного этапа является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

 «Отношение между вопросом и ответом»

«Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.)

«Ромашка Блума»-(шесть лепестков-шесть типов вопросов)

«Синквейн.» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)

«Задание на соотнесения»(между вопросом и утверждением; части текста с картинкой….)

«Верно, неверно, нет информации»

«Проверочный лист».

«Люкентекст»(текст с пропусками)

«Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)

Как итог проделанной работы, на домашнюю самостоятельную работу, ученикам задается различные типы заданий, в зависимости от уровня знаний ученика иностранного языка и его способностям воспринимать новую информацию:

  • сделать проект по прочитанному тексту (в паре, в группе) и защитить проект,

  • пересказать прочитанный текст

  • продумать продолжение текста «Что было бы дальше…?» и записать его или рассказать

  • составить презентацию по прочитанному тексту

 Подводя итоги, хочется отметить, что использование на уроках английского языка подобных методов и приемов очень эффективно и дает неплохие результаты, а также способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче, что должно привести к развитию познавательных навыков.