Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданию оптимальных условий для их развития и воспитания, становления личности.
Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.
Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:
- диагностики;
- педагогическое наблюдение;
-изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);
- наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;
- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;
- анализ портфолио детей;
- беседы с родителя и учащимися;
Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:
-применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом
- использование метода проектов, игровых технологий,
- участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.
-проведение предметных недель
- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.
- дифференцированная домашняя работа.
- проведение дополнительных занятий во внеурочное время «Мир логики», «Занимательная математика с элементами логики»
- проведение интеллектуальных игр.
Какие бы способности не таились в ребёнке, сам он мало что сможет в себе развить и воспитать. Поэтому основными помощниками в этом ребенку должны стать учителя, и конечно же родители.
Эта связка видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.
В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.
Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:
повышение психолого - педагогических знаний родителей;
включение родителей в учебно - воспитательный процесс;
взаимодействие учителя и родителей в развитии способностей ребёнка
Отследить эффективность реализации системы работы по развитию способностей детей можно отследить мониторингом:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Результатом деятельности по развитию и выявлению способностей детей является активное участие в олимпиадах, в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях. И др.
Приложения
Анкета «Интерес учащихся к уроку математики»
Желаю изучать предмет, потому что:
а) Математика везде нужна;
б) Интересно решать задачи;
в) Люблю вычислять;
г) Хочу научиться мыслить логически;
д) Хочу научиться мыслить образно;
е) Хочу иметь пространственное мышление;
ж) Нравятся уроки учителя.
Не желаю изучать математику, потому что:
а) Очень сложно;
б) Не понимаю;
в) Не умею решать задачи;
г) Не умею строить чертежи;
д) Гуманитарию не нужна математика.
Встречая трудности:
а) Стараюсь их преодолеть;
б) Обращаюсь за помощью;
в) Бросаю это занятие.
Испытываю удовлетворение:
а) От понимания трудного материала;
б) От решения сложных задач;
в) От поиска других способов решения;
г) От построения графиков;
д) От решения примеров с большим количеством действий.
Кто больше помогает дома по математике:
а) Родители;
б) Делаю сам;
в) Обращаюсь к другим.
Почему учишь математику:
а) Интересно;
б) Чтобы больше знать;
в) Заставляют родители;
г) Буду поступать в ВУЗ;
д) Нужно для профессии.
Твое отношение к математике:
а) Люблю;
б) Учу, чтобы получить хорошую отметку;
в) Чтобы не ругали дома;
г) Скучаю на уроках;
д) Много непонятного, но хотел бы понять;
е) Не хочу ее учить.
Что необходимо использовать учителю на уроках математики, чтобы вызвать интерес к предмету:
а) ничего
б) интересные творческие задания
в) занимательные игры
г) быть добрым учителем
Виды упражнений «Занимательная математика сэлементами логики» для 5 класса»
Упражнения для тренировки памяти.
1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах
ряда:
-Глобус, бутон, клуб, баул.
- Барбос, краски, снег, полюс.
- Крем, свирель, бездна, свет.
- Крик, миска, лиса, парик.
2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее
определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению
напишите исходное слово.
3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,
Тортилла, Пятачок.
4.Письменно ответить на вопросы:
- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)
- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино,
Пиноккио)
- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)
- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,
Буратино, Тортилла, А.Толстой)
- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)
Упражнения для тренировки внимания.
1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ?4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4
2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?33 18 56 66 74
3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать
следующее цисло.
o 5, 10, 15, 20, ...
o 11, 101, 1001, 10001, ...
o 3, 13, 23, 33, ...
o 9,18, 27, 36, 45 ...?
4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а
в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось
по целому яблоку. Может ли так быть?
Упражнения для проверки способности слушать.
Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:
1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?
2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?
3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В
правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А
теперь определите, верно ли следующее утверждение:
o Вам надо было зайти в комнату 235.
o Вам предложили спуститься на третий этаж.
o Статья находилась в правом ящике, а не в левом.
o Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.
o Это была статья из детского журнала
Упражнения на развитие логического мышления.
1. Как из трех спичек сделать одиннадцать ?
2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не
останется ?
3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять ?
4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь ?
5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего
он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал ?
6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник
с прямым углом.
7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как
это сделали ?
8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50 ?
9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.
10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,
от какого замка каждый ключ ?
11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.
12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко ?
12. Что лишнее?
а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.
б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.
Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.
13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)
14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,
чтобы равенства были верны.
1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4) : 5 = 4)
1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)
1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)
15. По дороге вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
И вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов? (7 петухов.)
16. Вот симпатичные ежи,
Какого как зовут, скажи.
От Пэта слева Физа нет,
От Физасправо нет Чучачу,
Мак рядом с Физом. Пэт
Мне эту предложил задачу.
Еѐ решил я в 5 минут...
А ты? Ежи ответа ждут! (Чучачу, Пэт, Физ, Мак.)
Упражнения для развития интеллекта.
Быстро ответить на вопросы:
1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту
пословицу? (Ластик.)
2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка.)
3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
o Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа.)
oПомни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки".)
oУшел от зайца, волка и медведя. (Колобок.)
oКупили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха.)
o Ключ достал. Скоро буду. (Буратино.)
4. Какого цвета середина у светофора ? (Желтого цвета.)
5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец.)
6. Сколько штук в дюжине ?(12)
7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?
(Кроссворд.)
8.Что украла Клара у Карла ?(Кларнет.)__