СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие способности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Учитель МБОУ Николаевская СОШ Бачурина Н.И.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Учитель МБОУ Николаевская СОШ

Бачурина Н.И.

Цель  Демонстрация приёмов и методов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей учащихся.

Цель

Демонстрация приёмов и методов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей учащихся.

Педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения Технология развития критического мышления Технологии эвристического обучения Игровые технологии Информационно-коммуникационные технологии

Педагогические технологии

  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология развития критического мышления
  • Технологии эвристического обучения
  • Игровые технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
Система работы    I. Работа на уроках русского языка  Работа на уроках литературы  II. Обычные уроки с заданиями творческого характера  Уроки по развитию речи III. Традиционные уроки  Нетрадиционные уроки

Система работы

  I. Работа на уроках русского языка

Работа на уроках литературы

II. Обычные уроки с заданиями творческого характера

Уроки по развитию речи

III. Традиционные уроки

Нетрадиционные уроки

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка Эвристические задачи Этимологические экскурсы Составление опорных сигналов Индивидуальная работа над ошибками Толкование языковых терминов Игра

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

  • Эвристические задачи
  • Этимологические экскурсы
  • Составление опорных сигналов
  • Индивидуальная работа над ошибками
  • Толкование языковых терминов
  • Игра
Игра «Выбери три слова» 1-й набор:   рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.   2-й набор :  подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.   1 рыбка вьюга дубки чулок варенье гриб 2 чучело ручьи подъезд чум склад съёмка ворона град подъём ворота клад воробей

Игра «Выбери три слова»

1-й набор:   рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.  

2-й наборподъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.  

1

рыбка

вьюга

дубки

чулок

варенье

гриб

2

чучело

ручьи

подъезд

чум

склад

съёмка

ворона

град

подъём

ворота

клад

воробей

Уроки развития речи  Работа с опорными словами, сочинения-миниатюры, сочинения по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по личным наблюдениям, сочинение-письмо подруге (другу), сочинение по заданному началу.

Уроки развития речи

Работа с опорными словами, сочинения-миниатюры, сочинения по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по личным наблюдениям, сочинение-письмо подруге (другу), сочинение по заданному началу.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми Свободное сочинительство «Мой дневник» «Фантазия-картинка» Экскурсия в картинную галерею (по репродукциям картин) Сценарий мультфильма Музыкальное сочинение Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта Сочинение-ассоциация по мотивам художественного текста.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми

  • Свободное сочинительство
  • «Мой дневник»
  • «Фантазия-картинка»
  • Экскурсия в картинную галерею (по репродукциям картин)
  • Сценарий мультфильма
  • Музыкальное сочинение
  • Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта
  • Сочинение-ассоциация по мотивам художественного текста.
Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала Творческие задания по рисункам  Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование. Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка. Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец. Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.

Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала

Творческие задания по рисункам

  • Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
  • Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
  • Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
  • Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.
Обучение изложению  Для развития творческих способностей к текстам изложений предлагаю развивающие задания (изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить текст собственным рассуждением и т.п.), ввожу проблемные вопросы.

Обучение изложению

Для развития творческих способностей к текстам изложений предлагаю развивающие задания (изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить текст собственным рассуждением и т.п.), ввожу проблемные вопросы.

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы Использование методов и приёмов игровой технологии Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях Создание презентаций по теме урока Метод творческого чтения Использование проблемных вопросов Написание сценария мульфильма, киносценария Составление синквейна Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.

Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы

  • Использование методов и приёмов игровой технологии
  • Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях
  • Создание презентаций по теме урока
  • Метод творческого чтения
  • Использование проблемных вопросов
  • Написание сценария мульфильма, киносценария
  • Составление синквейна
  • Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.
Алгоритм написания синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).

Алгоритм написания синквейна

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
Примеры синквейнов МИР ВОЙНА Гармоничный, светлый Оберегает, радует, бодрит Беспощадная, жестокая Убивают, взрывают, расстреливают Мир надо беречь Жизнь Война – это зло Смерть

Примеры синквейнов

МИР

ВОЙНА

Гармоничный, светлый

Оберегает, радует, бодрит

Беспощадная, жестокая

Убивают, взрывают, расстреливают

Мир надо беречь

Жизнь

Война – это зло

Смерть

Выводы  Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, нравственные выводы.

Выводы

Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как

  • умения сопоставлять явления и факты;
  • умения выделять главное;
  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;
  • умения формулировать общую проблему;
  • умения делать философские, нравственные выводы.
Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!