СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных способностей дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через совместную деятельность"

Педагог: Карлышева Ольга Васильевна.МКДОУ №28

Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», - отмечал Л. С. Выготский. Умение человека строить свои взаимоотношения с окружающими переоценить трудно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следствие этого – эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Причиной этого, по мнению психологов, является неумение детей устанавливать контакты среди сверстников. Было также установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в коллективе. Эмоциональное состояние ребёнка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка, а также фактором развития личности в целом. 
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Именно в этот период он получает первый опыт общения, который во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. 
Вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников много внимания уделяли такие учёные как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А.В.Запорожец и другие. Изучив их исследования, а также книги Н. М. Стёпина «В мире детских эмоций», В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» и проведя диагностику по характеристике коммуникативных умений дошкольников, мы пришли к следующим выводам: 
Большая часть детей (65%), приходя в детский сад, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Однако они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог. 
Итак, подводя итог изложенному выше, следует говорить о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников. 
Коммуникативные навыки включают в себя: 
- желание вступать в контакт; 
- умение организовать общение; 
- знание норм и правил при общении. 
Эти навыки у детей формируются в процессе совместной деятельности: игровой и творческой. 
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Именно игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки: 
- активно вступать в диалог; 
- задавать вопросы; 
- слушать и понимать речь; 
- строить общение с учётом ситуации; 
- легко входить в контакт; 
- ясно и последовательно выражать свои мысли; 
- пользоваться формами речевого этикета; 
- регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. 
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Используемые игры можно разделить на две группы: 
1. сюжетно – ролевые; 
2. игры с правилами. 
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений предполагает следующие формы: игры – разминки, игры – импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры – хороводы. В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают ещё и эмоциональную сферу ребёнка. Благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия создают игры – драматизации. Здесь дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения. 
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. 
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников: 
- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки; 
- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности; 
- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание; 
-воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество. 
Развитию коммуникативных навыков способствует также и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом взрослый для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми. 
Таким образом, мы пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно в процессе совместной деятельности. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни,

что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации. 











Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Сиамские близнецы Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садят­ся за стол очень близко друг кдругу, затем связыва­ют правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование —5  Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавя­зать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли полу­чить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необ­ходимости договора в паре для достижениялучшего ре­зультата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях,возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.



Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на палец нитку, бро­сает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь­ся). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затрудняет­ся с ответом, он возвращаетклубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она бу­дет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрос­лый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.



Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие долж­ны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.



Поварята Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!