СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Расскажи мне, и я забуду.

—

Покажи мне, и я запомню.

—

Дай мне сделать самому, и я пойму»

Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игровых технологий»

 Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение специальная коррекционная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида 4     Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игровых технологий Составила: учитель начальных классов Ирина Жоржевна Кожурина Хабаровск 2012

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение специальная коррекционная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида 4

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игровых технологий

Составила: учитель начальных классов

Ирина Жоржевна Кожурина

Хабаровск 2012

                  Игра — один из способов познания мира для ребенка!   «Расскажи мне, и я забуду.  Покажи мне, и я запомню.  Дай мне сделать самому, и я пойму».  Борис Никитин

Игра — один из способов познания мира для ребенка!

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму».

Борис Никитин

 Особенности мышления детей с отклонениями в развитии  Особенности мышления младших школьников с отклонениями в развитии были широко изучены Ж.И. Шиф, И.М. Соловьевым, П.Я. Гальпериным, Г.М. Дульневым и др.

Особенности мышления детей с отклонениями в развитии

Особенности мышления младших школьников с отклонениями в развитии были широко изучены Ж.И. Шиф, И.М. Соловьевым, П.Я. Гальпериным, Г.М. Дульневым и др.

Определение уровня мышления учащихся 2 класса  Методика:  «Формирование понятий»  Цель методики: Выявить уровень общего интеллектуального развития, способность классифицировать, сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать свойства предметов и их отношение  Методика: «Умение считать в уме»  Цель методики: Определить уровень развития математических способностей, определить способность производить умственные арифметические действия с числами  Методика:  «Кубик Рубика»  Цель методики: Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления

Определение уровня мышления учащихся 2 класса

Методика: «Формирование понятий»

Цель методики: Выявить уровень общего интеллектуального развития, способность классифицировать, сравнивать, анализировать, абстрагировать, обобщать свойства предметов и их отношение

Методика: «Умение считать в уме»

Цель методики: Определить уровень развития математических способностей, определить способность производить умственные арифметические действия с числами

Методика: «Кубик Рубика»

Цель методики: Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления

               Анализ тестирования показал, что: - Более сложной является обобщение наблюдений, объединение предметов на основе выявления общей, существенной для этого ряда объектов черты. Так они объединяют картинки с изображением треугольника, круга и квадрата в одну группу потому, что эти предметы одного цвета, но отказываются присоединить их к группе предметов по форме и величине. Таким образом, обобщения умственно отсталых школьников оказываются слишком широкими, недостаточно дифференцированными;

Анализ тестирования показал, что:

- Более сложной является обобщение наблюдений, объединение предметов на основе выявления общей, существенной для этого ряда объектов черты. Так они объединяют картинки с изображением треугольника, круга и квадрата в одну группу потому, что эти предметы одного цвета, но отказываются присоединить их к группе предметов по форме и величине. Таким образом, обобщения умственно отсталых школьников оказываются слишком широкими, недостаточно дифференцированными;

 - Результаты анализа методики «Умение считать в уме» показали, что у большей части школьников математические способности развиты слабо, но эти знания можно корректировать;

- Результаты анализа методики «Умение считать в уме» показали, что у большей части школьников математические способности развиты слабо, но эти знания можно корректировать;

 - По результатам анализа методики «Кубик Рубика» для детей с особенностями развития характерно своеобразное узнавание объектов. Так, учащиеся младших классов недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твердо ориентированных в пространстве, т.е. обладающих четко выраженным верхом и низом, предъявляются детям перевернутыми на 180 градусов, то они воспринимаются с трудом

- По результатам анализа методики «Кубик Рубика» для детей с особенностями развития характерно своеобразное узнавание объектов. Так, учащиеся младших классов недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твердо ориентированных в пространстве, т.е. обладающих четко выраженным верхом и низом, предъявляются детям перевернутыми на 180 градусов, то они воспринимаются с трудом

Игровые технологии  Одним из эффективных средств побуждения интереса к обучению, наряду с другими методами и приемами, использованием разнообразия дидактического материала, являются дидактические игры, словесные игры, игры на развитие мелкой моторики

Игровые технологии

Одним из эффективных средств побуждения интереса к обучению, наряду с другими методами и приемами, использованием разнообразия дидактического материала, являются дидактические игры, словесные игры, игры на развитие мелкой моторики

Игровые технологии  В игре удается приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей

Игровые технологии

В игре удается приковать внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях не интересуют их и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей

Игровые технологии  Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключается на учебные занятия. Все это позволяет добиться необходимого эффекта при проведении коррекционной работы по развитию мышления у детей с нарушением интеллекта

Игровые технологии

Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленной цели постепенно переключается на учебные занятия. Все это позволяет добиться необходимого эффекта при проведении коррекционной работы по развитию мышления у детей с нарушением интеллекта

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Живые примеры»  Материал игры: карточки с числами и математическими знаками или цифровые кассы.  Содержание игры  К доске выходят три ученика. Каждому вручается карточка или с цифрами, или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся класса решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и становится с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Живые примеры»

Материал игры: карточки с числами и математическими знаками или цифровые кассы.

Содержание игры

К доске выходят три ученика. Каждому вручается карточка или с цифрами, или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример. Учащиеся класса решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и становится с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Задай пример соседу»  Содержание игры:  Учащиеся соревнуются в счете. Встают два ученика и задают по одному примеру друг другу на сложение или вычитание. Если оба составили и решили примеры правильно, им вручается по звездочке. Затем следующая пара продолжает составление примеров и решение их. Пары могут меняться. Выигрывает тот, кто заработал большее количество звездочек.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Задай пример соседу»

Содержание игры:

Учащиеся соревнуются в счете. Встают два ученика и задают по одному примеру друг другу на сложение или вычитание. Если оба составили и решили примеры правильно, им вручается по звездочке. Затем следующая пара продолжает составление примеров и решение их. Пары могут меняться. Выигрывает тот, кто заработал большее количество звездочек.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Положи такую же фигуру»  Материал игры: набор геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов) у каждого ученика; геометрические фигуры разных цветов и размеров  Содержание игры:  Играет группа учащихся от двух до пяти человек. Каждый раскладывает перед собой геометрические фигуры. Учитель на середину стола кладет, например, круг и говорит: «Положи такую же фигуру». Ученики должны положить все круги, независимо от их цвета и размера. Кто ошибся или положил не все фигуры, получает синий кружок, остальные получают красные круги. Игра продолжается до тех пор пока не будут использованы все геометрические фигуры.  Выигравшими считаются ученики, получившие наибольшее число красных кругов.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Положи такую же фигуру»

Материал игры: набор геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников, кругов) у каждого ученика; геометрические фигуры разных цветов и размеров

Содержание игры:

Играет группа учащихся от двух до пяти человек. Каждый раскладывает перед собой геометрические фигуры. Учитель на середину стола кладет, например, круг и говорит: «Положи такую же фигуру». Ученики должны положить все круги, независимо от их цвета и размера. Кто ошибся или положил не все фигуры, получает синий кружок, остальные получают красные круги. Игра продолжается до тех пор пока не будут использованы все геометрические фигуры.

Выигравшими считаются ученики, получившие наибольшее число красных кругов.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Пропавшие гласные»  Содержание игры:  Сначала учитель, а после и дети, пишут на доске слова, состоящие только из согласных, учащиеся должны догадаться, что это за слово, мысленно восполнив его недостающими гласными звуками, например: «МЛК» (молоко), «ДРВ» (дерево, дрова – оба варианта верны), загадывать можно только существительные, не имена собственные. Но можно договориться , что допускается загадывать героев мультфильмов или сказок, или героев прочитанных произведений по чтению.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Пропавшие гласные»

Содержание игры:

Сначала учитель, а после и дети, пишут на доске слова, состоящие только из согласных, учащиеся должны догадаться, что это за слово, мысленно восполнив его недостающими гласными звуками, например: «МЛК» (молоко), «ДРВ» (дерево, дрова – оба варианта верны), загадывать можно только существительные, не имена собственные. Но можно договориться , что допускается загадывать героев мультфильмов или сказок, или героев прочитанных произведений по чтению.

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Профессии»  Содержание игры:  Среди учащихся выбирается ведущий, который задумывает какую-либо профессию и, начиная игру, приговаривает: Вот профессия моя – Я о ней всю жизнь мечтал! Поглядите на меня – Угадайте, кем я стал!  После этих слов, ведущий «разыгрывает» задуманную профессию. Тот, кто угадал, становится следующим ведущим. (Похожие игры: «Зоопарк», «Помощник»).

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Профессии»

Содержание игры:

Среди учащихся выбирается ведущий, который задумывает какую-либо профессию и, начиная игру, приговаривает:

Вот профессия моя –

Я о ней всю жизнь мечтал!

Поглядите на меня –

Угадайте, кем я стал!

После этих слов, ведущий «разыгрывает» задуманную профессию. Тот, кто угадал, становится следующим ведущим. (Похожие игры: «Зоопарк», «Помощник»).

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии  «Зрительный диктант»   Материал игры: наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур у каждого ученика.  Содержание игры:  1.Учитель вставляет в наборное полотно слева направо несколько геометрических фигур. Учащиеся по образцу расставляют свои фигуры на партах в том же порядке.  2.На наборном полотне учитель расставляет фигуры в виде орнамента. Учащиеся воспроизводят этот орнамент на партах.  3.Фигуры выставляются на наборном полотне на 20-30 секунд, учащиеся должны запомнить их расположение и по памяти воспроизвести тот же орнамент на парте. (Количество фигур следует постепенно увеличивать с двух-трех до пяти-шести).

Игры, способствующие развитию мышления младших школьников с отклонениями в развитии

«Зрительный диктант»

Материал игры: наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур у каждого ученика.

Содержание игры:

1.Учитель вставляет в наборное полотно слева направо несколько геометрических фигур. Учащиеся по образцу расставляют свои фигуры на партах в том же порядке.

2.На наборном полотне учитель расставляет фигуры в виде орнамента. Учащиеся воспроизводят этот орнамент на партах.

3.Фигуры выставляются на наборном полотне на 20-30 секунд, учащиеся должны запомнить их расположение и по памяти воспроизвести тот же орнамент на парте. (Количество фигур следует постепенно увеличивать с двух-трех до пяти-шести).

Примерные образцы орнаментов для игры «Зрительный диктант»:

Примерные образцы орнаментов для игры «Зрительный диктант»:

Проверка выдвинутой гипотезы  В конце учебного года мы планируем провести тестирование по методикам Р.С. Немова ещё раз, определить уровень мышления учащихся второго класса после проведения коррекционных мероприятий с помощью игровых технологий и убедиться в том, что данная работа способствует развитию мышления учащихся с отклонениями в развитии

Проверка выдвинутой гипотезы

В конце учебного года мы планируем провести тестирование по методикам Р.С. Немова ещё раз, определить уровень мышления учащихся второго класса после проведения коррекционных мероприятий с помощью игровых технологий и убедиться в том, что данная работа способствует развитию мышления учащихся с отклонениями в развитии

 Рассматривая игру, как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “ педагогического поля”.  Как важно это осознавать!

Рассматривая игру, как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя

такого мощного

педагогического поля”.

Как важно это осознавать!

 Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!