«Федеральные Государственные образовательные стандарты третьего поколения. Реализация программы воспитания»
Зам. директора по ВР Хисматуллина Ф.Б.
Дата:12.05.2022
(Слайд 2)
1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках реализации данного закона на основе примерных программ воспитания и методических рекомендаций была разработана и внедрена новая модернизированная программа воспитания гимназии.
С сентября 2021 года мы включили в ООП начального и среднего общего образования рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Усиление воспитательной работы- одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.
У программы воспитания есть триединая цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации. Ну и, конечно, самое главное – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Основной целью работы любой современной школы является: развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Для того чтобы личность учащегося развивалась, должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития. Сейчас мотивация сплошь и рядом, но в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги-энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам –разрабатывать специальные программы воспитания
В настоящее время государство упорно пытается бороться с культурно-нравственным кризисом в стране. Но чем объяснить, что при высокой степени доступности информации упало качество разговоров и мыслей, литературы, поэзии, музыки, творчества, качество науки и медицины?
Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы и новая программа воспитания поможет нам выровнять ситуацию, чтобы процесс обучения был един с процессом воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.
(Слайд 3)
Новые рабочие программы воспитания включают в себя четыре основных раздела:
- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания. Здесь размещена информация: о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания.
- Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом осуществляется достижение поставленных целей и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями программе являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, походы».
Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Классные руководители в этом учебном году внесли изменения в планы воспитательных работ на основании общего плана воспитательной работы гимназии.
Что касается анализа воспитательной работы в 2021-2022 учебном году хочется сказать, что вся культурно-массовая работа гимназии проводилась по общему плану воспитательной работы и персональным планам классных руководителей.
Внеурочная жизнь классных коллективов была достаточно содержательной и насыщенной.
Стабильность в воспитательной работе обеспечивают традиционные ключевые дела и, безусловно, деятельность классных руководителей, которые представляют опытный и профессионально коллектив.
Слайд 4,5,6,7,8
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Слайд 9,10,11,12,13
Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.
«Как отразить в рабочей программе предмета деятельность учителя с учетом программы воспитания?» Об этом расскажет Волчек Марина Геннадьевна (к.п.н.; доцент кафедры управления образованием Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; директор АНО ДПО «Образование Сибири») по теме «Как отразить в рабочей программе предмета деятельность учителя с учетом программы воспитания?»
Слайд 14,15,16,18
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Цель организации внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 3 » в соответствии с ФГОС ООО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Два года в гимназии учителями и классными руководителями активно внедряются программы курсов внеурочная деятельность по 5 направлениям. Некоторые курсы проводились в онлайн формате.
Слайд 19,20,21,22
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и гимназии в данном вопросе.
Слайд 23,24,25
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в гимназии помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а гимназистам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Слайд 26,27,28
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Слайд 30-37
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в гимназии, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для гимназистов, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Слайд 38-43
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают гимназистам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Слайд 44-46
В 2021 – 2022 учебном году социально-психологической службой проводилась активная работа по профилактике правонарушений, аутоагрессивного и деструктивного поведения.
Актуальность данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становится подростков «группы риска», которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
К сожалению, за 2021 -2022 учебный год в нашей гимназии были выявлены факты деструктивных проявлений у детей и подростков - это попытка аутоагрессивного поведения, уход из дома, курение вейпов.
Социально-психологической службой проводится работа с родителями и учащимися. Специалистами МБОУ ДО ЦППМСП «Семья» города Уфы проводились родительские собрания и семинары для педагогов по профилактике аутоагрессивного поведения, для детей проводились психологические занятия «Тренинг позитивного мышления», Телефон Доверия. С учащимися проводят беседы инспекторы ЦОБ по профилактике правонарушений, инструктажи по технике безопасности в общественных местах, профилактике курения вейпов. Проведены лекции Республиканским наркологическим центром по проганде здорового образа жизни, вредности курения.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
В гимназии активно развита система дополнительного образования. Работают спортивные секции, танцевальные кружки, в которые можно привлечь детей с отклонениями в поведении. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Особую благодарность хотелось бы выразить классным руководителям за проведение тематических суббот, которые проводились 1 раз в месяц и обеспечивают переход познавательной деятельности в творческую. В гимназии без протокола проводится конкурс «Самый классный классный» и из 70 классных руководителей по итогам этого учебного года можно выделить около 30 классных руководителей, которые активно работали с детьми, принимали участие во всех мероприятиях, акциях, конкурсах и флешмобах, представляли гимназию на районных и городских мероприятиях и конкурсах.
Подводя итоги воспитательной работы гимназии за 2021-2022 учебный год, можно отметить, что педагогическим коллективом гимназии была проведена и проводится большая работа по различным направлениям и модулям программы воспитания гимназии.