СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для учителей по работе с одарёнными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей по работе с одарёнными учащимися с 1- 11 класс

 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей по работе с одарёнными учащимися»

Рекомендации для учителей

по работе с одарёнными детьми

Начальные классы (I-IV классы):

·         Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности,  к которой стремится учитель.

·         Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

·         Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.

·         Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень (V – VIII классы).  Старшая ступень (IX – XI классы)

·         Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.

·         Разрешение и поощрение множества вопросов.

·         Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для  последующей деятельности.

·         Стимулирование ответственности и независимости.

·         Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

·         Формировать более разнообразный взгляд на мир.

·         Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.

·         Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их   выработать.

·         Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.

·         Научить прослеживать межпредметные связи.

·         Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

·         Оказывать поддержку в ситуации успеха.

·         Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.

·         При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.

·         Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.

·         Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию     определенных способностей ребенка.

Рекомендации психолога:  как развивать творческие способности у детей

·         Подхватывай мысли учащихся и оценивай их тут же, подчеркивая оригинальность, важность и т.п.

·         Усиливай впечатлительность детей на новое в его области интересов (животные, искусство, техника).

·         Поощряй оперирование предметами, материалом, идеями. Ребенок пытается практически решать исследовательские задачи.

·         Учи детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицай, не отбрасывай ее.

·         Вырабатывай у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям.

·         Не настаивай на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.

·         Культивируй творческую атмосферу.  Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли, класс встречает с признанием, принимает их, использует.

·         Учи детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, в тетради.

·         Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному ученику, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.

·         Подбрасывай интересные факты, случаи, технические и научные идеи.

·         Рассеивай страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства. Рассказывай об истории, творческой лаборатории художника, ученого и др.

·         Стимулируй и поддерживай инициативу и самостоятельность учащихся, подбрасывай им проекты, которые могут увлечь.

·         Привязывай талантливых учеников к какой-либо действительной проблеме, что они носились с ней.

·         Создавай проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования,    воображения.

·         Создавай поочередно периоды творческой активности. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.

·         Развивай критическое отношение.

·         Побуждай доводить начинания до логического завершения.

·         Воздействуй собственным примером.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

·         составить план занятий с ребенком, учитывая  его склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка;

·         определить темы консультаций по наиболее сложным  вопросам;

·         выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Ребенку предоставить:

·         название темы;

·         план изучения темы;

·         основные вопросы;

·         понятия и термины, которые он должен усвоить;

·         практические работы;

·         список необходимой литературы;

·         формы контроля;

·         задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

·         предмет

·         дата и время консультаций

·         главные рассматриваемые вопросы

·         время работы с темой по программе

·         фактически затраченное время (причины отклонений от сроков);

·         дополнительные вопросы, не предусмотренные программой.

Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.