
Результаты адаптации первоклассников условиям школьной жизни.
Оценка уровня адаптации ребенка к школе обусловлена необходимостью своевременного предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников.
Термин "адаптация" обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптация первоклассников, по Луговых Т. А., может быть представлена следующими компонентами: физиологическим (подстройка организма), деятельностным (освоение способов и приемов новой деятельности) и эмоциональным (принятие новой социальной ситуации).
Процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:
Компоненты адаптации | Эмпирические характеристики | Методики |
Физиологическая подстройка организма | Отсутствие заболеваний в период адаптации | Анкетирование родителей |
Освоение способов и приемов новой деятельности | Поведение ребенка в школе | Психолологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе |
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации | Тревожность | Методика «Дерево» |
Самооценка | Методика «Лесенка» |
Отношение к учителю | «Школа зверей» Опрос родителей |
Отношение к процессу учения | Опрос родителей «Школа зверей» Методика «Дерево» |
Позиция школьника | Методика «Дерево» |
В таблице указаны пять основных методик, используемых нами для диагностики адаптации первоклассников:
Освоение способов и приемов новой деятельности непосредственно связано с уровнями педагогической и психологической готовности ребенка к школе, которые также оказывают влияние на общий уровень адаптации первоклассника.
Исследование проводилось классе из 11 человек. В ходе диагностики были получены следующие результаты:
Уровень составляющих компонентов адаптации первоклассников в процентном соотношении представлен в таблице 2. В таблице 3 представлен анализ анкет родителей учащихся первого класса.
Высокий коэффициент дезадаптации обучающегося в 1 классе связан с низкой школьной готовностью, инфантилизмом, низкой мотивацией, инертностью нервной системы, нарушение интеллектуальной деятельности, астеническим синдромом и чрезмерной расторможенностью .
Интерпретация результатов методики «Дерево» говорит о кризисном состоянии и установки на преодоление препятствий у двоих учащихся соответственно.
Опасение вызывает позиция отстраненность, замкнутость, тревожность 8% учащихся .Заниженная самооценка наблюдается у 4% учащихся.
Таким образом, результаты диагностики адаптации первоклассников показали, что низкий уровень адаптации у 8% учеников 1 класса. Высокая тревожность наблюдается у 8%учеников.
Первоклассники с повышенным уровнем тревожности и заниженной самооценкой включены в группы для занятий с педагогом-психологом.

Таблица 2 - Уровень составляющих компонентов адаптации первоклассников в процентном соотношении
Классы | Физиологическая подстройка организма | Поведение школьника (коэффициент дезадаптации) | Эмоциональное принятие новой социальной ситуации |
Уровень тревожность | Самооценка | Позиции школьника |
высокая | средняя | низкая | норма | средний | высокий | высокий | средний | низкий | завышенная | адекватная | заниженная | установка на преодоление препятствий | комфортное состояние, нормальная адаптация | комфортное состояние, нормальная адаптация установкой на лидерство | установка на общительность, дружескую поддержку | устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) | отстраненность, замкнутость, тревожность | кризисное состояние, «падение в пропасть» |
1 | 56% | 33% | 11% | 83% | 17% | - | 11% | 56% | 33% | 33% | 61% | 6% | 11% | 28% | 11% | 22% | 11% | 11% | 6% |
Таблица 3 – Анализ анкет родителей учащихся первых классов
Классы | Ребенок в школу идет | Делится ли ребенок школьными впечатлениями | Приспособился ли ребенок к школьному режиму | Изменения в самочувствии и поведении ребенка | Наличие хронических заболеваний | Жалуется ли ребенок | Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой |
на товарищей по классу | на учителя |
неохотно | без особой охоты | охотно, с радостью | иногда | довольно часто | затрудняюсь ответить | пока нет | не совсем | в основном да | затрудняюсь ответить | изменения есть | изменений нет | заболевания есть | заболеваний нет | бывает, но редко | довольно часто | такого практически не бывает | затрудняюсь ответить | бывает, но редко | такого практически не бывает | затрудняюсь ответить | да | скорее да, чем нет | скорее нет, чем да | затрудняюсь ответить |
1 | 11% | 28% | 61% | 22% | 61% | 11% | 6% | 28% | 61% | 6% | 50% | 50% | 28% | 72% | 33% | 6% | 56% | 6% | 17% | 83% | - | 50% | 33% | 6% | 11% |
Рекомендации
Учителям начальных классов:
1.1.Донести информацию до родителей учащихся.
1.2.Обратить внимание родителей на необходимость соблюдения режима дня ребенка.
1.3. Способствовать повышению самооценки учеников путем создания ситуаций успеха.
1.4. Способствовать развитию у детей умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
1.5. Способствовать снижению уровня тревожности у учащихся.
1.5.1. Учитывайте личностные особенности детей и требуйте от них то, что они могут выполнить.
1.5.2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
1.5.3. Чаще используйте упражнения на релаксацию, телесный контакт.
Родителям:
2.1.Помочь детям в организации их дел при помощи картинок-напоминалок, записок или схем.
2.2. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!")
2.3. Быть последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
2.4. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале.
2.5. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.
2.6. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
2.7. Чаще общаться с ребенком, играть, решать головоломки, рисовать.