ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Русский родной язык" для обучающихся 8 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
2. учебника:Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков Л.Ю., Максимов и др. - М.; Просвещение, 2019.
3. Примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Планируемые результаты
Личностные
▪ понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
▪ осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
▪ достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
▪ владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
▪ применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
▪ коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
▪ представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
▪ понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
▪ усвоение основ научных знаний о родном языке;
▪ освоение базовых понятий лингвистики.
Предметные
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознанной взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а так же многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширения объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных, письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческая ценность.
2. Содержание учебного курса
Стилистические возможности слов и выражений родного языка. Законы словесности. Стилистическая окраска слов. Толковые словари.
Общеупотребительные, диалектные слова. Сведения о происхождении слов, правила их употребления.
Специальные слова (профессионализмы). Сферы употребления и правила употребления профессионализмов. Причины возникновения неологизмов. Роль заимствованных слов в худ.произведении.
Исконно русские слова и заимствованные слова. Сферы употребления и правила употребления заимствованных слов. Причины возникновения неологизмов. Роль заимствованных слов в худ.произведении.
Неологизмы. Сферы употребления и правила употребления заимствованных слов. Причины возникновения неологизмов. Роль заимствованных слов в худ.произведении.
Устаревшие слова. Сферы употребления устаревших слов. Роль устаревших слов в худ.произведении.
Употребление имени существительного. Роль имён существительных в речи. Олицетворение. Существительные с суффиксами оценки.
Употребление имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. Эпитеты в художественном тексте.
Употребление глагола. Способность грамматической формы глагола создавать стилистическую и эмоциональную окраску речи. Употребление глаголов в переносном значении.
Роль фразеологизмов в родном языке. Значение фразеологизмов в речи. Умение находить их в тексте
3. Тематическое планирование
Обязательное изучение русского родного языка на этапе основного общего образования предусматривает в 8 классе — 18 часов (0,5 часа в неделю).
№ | Тема урока | ДАТА | Примечание |
План | Факт |
1 | Стилистические возможности слов и выражений родного языка | | | |
2 | Общеупотребительные, диалектные слова | | | |
3 | Специальные слова (профессионализмы) | | | |
4 | Исконно русские слова и заимствованные слова | | | |
5 | Неологизмы | | | |
6 | Устаревшие слова | | | |
7 | Употребление имени существительного | | | |
8 | Употребление имени существительного. Практика | | | |
9 | Употребление имени существительного. Практика | | | |
10 | Употребление имени прилагательного | | | |
11 | Употребление имени прилагательного | | | |
12 | Употребление имени прилагательного | | | |
13 | Употребление имени прилагательного | | | |
14 | Употребление глагола | | | |
15 | Употребление глагола | | | |
16 | Роль фразеологизмов в родном языке | | | |
17 | Роль фразеологизмов в родном языке | | | |
18 | Обобщение изученного | | | |