СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родственные слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему  "Родственные слова" для обучающихся 2-Б класса школы 8 типа ( для детей с интеллектуальными нарушениями"

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова»

Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.

Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.

II.Артикуляционная гимнастика

Ш Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:

«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы гляди­те, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».

После того как ученики выслушают текст, логопед, выясня­ет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова.

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада.

Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов.

И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посад­ки, садовод, садовник.

Логопед спрашивает: «Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.

Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произош­ли от одного корня и называются однокоренными, родствен­ными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите ко­рень».

Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, посадили.

Аналогично проводится работа с другими словами: воз, во­зить, перевозка, повозка, возчик.

IV. Физминутка

V Работа с однокоренными словами, не являющимися род­ственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.

Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, бу­дут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.

Делается вывод.

Далее логопед предлагает придумать предложение с каж­дым словом.

VI. Итог занятия.

Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.

Гора, горе - Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.

Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал.



Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. .Артикуляционная гимнастика

  3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы. Крепыш и Скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.

Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спа­стись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.

Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты за­чем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.

Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. «Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там от­крыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».

Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.

а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом ук­репления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вер­нулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.

И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Вопросы: Кого испугался Словарь? Что предпринял Словарь для своей защиты? Почему мыши не смогли подобраться к Словарю? Почему мыши не получили чертежей и планов? Что спасло Словарь? Кто оказался сильнее при защите Словаря?

IV. Пальчиковая гимнастика

V. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с креп­кой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)

VI. Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.) Как называются все эти слова? (Родственные.) Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)

VII. Итог занятия


Тренировочные упражнения

Задание 1. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыс­лу слово. Объясните,

почему оно не подходит.

Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.



Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Состав слова.
Цель. Знакомить с разбором слов по составу
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Демонстрационный материал, карточки со словами, тетради, ручки, карандаши, ноутбук

Ход занятия

I. Организационный момент.

II.Артикуляционная гимнастика

Ш Части слова

а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход;

б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);

в) Догадайтесь, как образовались эти слова. (При помощи приставок.)

IV. Дыхательная гимнастика

V.Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:

Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, при­нес; побежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал.

VI Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.

Образец: поход, повар.

а) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;

б) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, пе­редал, уполз, подлетел, подсадил, вшил.

VII. Пальчиковая гимнастика

VIII Образуйте новые однокорениые слова, используя приставки, данные в таблице.

Логопед вывешивает таблицу «Приставки». — Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.


IIX. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, от­бежал) к лодке. Алеша (поднес,' отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из трол­лейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влез­ла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.

Задание

Прочитайте слова. С выделенными словами придумайте и запишите предложения:

Портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, мили­ционер, электрик, карандаш, магазин, ученик, телеграмма, перевыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит.


IX. Итог занятия





Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Состав слова.
Цель. Учить разбирать слова по составу
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; уп­ражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение числа и месяца.

Задание 1. Игра «Зажмурься»

Артикуляционная гимнастика

II.Основная часть

Знакомство с темой урока и уточнение цели занятия.

Задание 2.

Спишите предложения. Вставьте пропущенную пристав­ку по- или за-. Обозначьте приставки и корень.

Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны.

Дыхательная гимнастика

Задание 3.

Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учи­тельскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.

Задание 4.

Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).

Физминутка с элементами кинезиологии

Задание 5.

Прочитайте словосочетания. Вставьте подходящие по смыс­лу приставки. Обозначьте их.

-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, — резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, I шел из школы, -нес в комнату.

Задание 6.

Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смысляу приставки. Выделите их.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты, -бежал из огорода и -бежал обратно в лес.

Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, -ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их.

На бахче у нас растет Из меня посуду тонкую,

Как разрежешь — сок течет, Нежно-белую и звонкую

Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,

Называется ... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).

Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке

Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог,

Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека,

Называюсь я... (крапива). Специальный... (каталог).

Стелют на матрац меня,

Называюсь...(простыня).

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все ... (алфавит).

IV Итог занятия

Что делали, чему научились, что было сложным


Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения
Цель. Учить верно определять ударение в слове

Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал

Ход занятия

I. Организационный момент.

II.Артикуляционная гимнастика

Ш Прослушайте сказку «Ударение».

Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Уда­рение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на пер­вый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого орга­низма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изме­нять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.

И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударе­ния. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!

Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:

Замок замок, белки белки, атлас атлас, ирис ирис.

Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2).

Кружки — кружки, полки — полки, козлы — козлы, пла­чу — плачу.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударе­ние меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, поставьте ударение. (Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху. Лена мела пол.

Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.

Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.

Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте уда­рение. Почему изменилось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В ма­газине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Бел­ки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забра­лись козлы. Строители принесли козлы.

Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, сто­ящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные {козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие {козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолето­вый {ирис, ирис). {Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фо­кусник сделал один {хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают {хлопок, хлопок). {Ворона, воро­на) меньше {ворона, ворона). Плохая {дорога, дорога) утомила путников. Нам {дорога, дорога) каждая минута.

IV Итог занятия



Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Форморазличительная роль ударения
Цель. Учить определять ударение в слове

Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал Ход занятия

I. Организационный момент.

II.Артикуляционная гимнастика

Ш. Прочитайте предложения парами. Найдите слова с одина­ковым написанием. Правильно поставьте ударение в этих словах. Объяс­ните грамматическое значение этих слов.

Мой руки перед едой. Она не подала ему руки.

Постепенно голоса смолкли, Лена охрипла, у нее не было голоса.

У цапли длинные ноги. Когда она стоит, одной ноги не видно.

Горные реки быстрые. У нас на даче нет реки.

Эти горы высоки. На склоне горы паслось стадо.

В Карелии красивые озера. В нашей местности нет озера.

Толпы людей устремились к вагонам поезда. Раздался последний звонок, и толпы не стало.

Задание 2. Спишите текст. Поставьте ударение в выделенных словах.

В этом году было много травы на лугах. Травы стояли гус­тые, сочные. Несколько раз колхозники косили луга. С каждо­го луга собрали много сена.

Задание 3. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено уда­рение в словах, данных в скобках? Если нет, исправьте. Выпишите пред­ложения с этими словами.

Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) черного (ворона)

Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.

В ведерко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны

Не бойся — это (окуни). Сплетницы-кумушки (сорок сорок).

На двери (замка) нет (замка).

Косит) косец, а зайчишка (косит),

(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).

Задание 4. Спишите тексты. Поставьте ударение в выделенных словах.

Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб.

Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач.

Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые березы. Дуб раскинул свои ветки. Крас­неет земляника.

Задание 5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Поставьте в них ударение.

Утка в...дет утят к реке. Папа л...вит рыбу удочкой. Рыбак т...щит сеть. Колхозники к...сят траву на лугу. Костя сел на тр...ву. Алеша см...трит на огонь. В солонку положили с..лай Все.. .кна были раскрыты. На столе остались кр...шки. На журнальном ст...лике стояли цветы.

Задание 6. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я — травянистое растение Мы — для пильщика подставка,

С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.

Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка

И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение —


Я — сборник карт; от ударения Осторожней будешь с нами:

Зависят два моих значения: Забодаем мы рогами.

Захочешь— превращусь в название

Блестящий, шелковистой ткани я.

Отгадки: ирис ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.

Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумай­те предложение:

Скачки — скачки; вычитал — вычитал; кружки — кружки; орган — орган; плачу — плачу; таю — таю).

Итог занятия

Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Безударные гласные
Цель. Учить определять безударные гласные

Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Учить определять безударные гласные. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал

Ход занятия

I. Организационный момент.

II.Артикуляционная гимнастика

III. Основная часть

После того как ученики научились слышать и выделять удар­ные гласные, переходим к изучению темы «Безударные глас­ные». Логопед должен объяснить детям, что в русском языке в сло­ве всегда только один ударный слог, т. е. один ударный гласный звук. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударный гласный всегда звучит четко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечетко, и поэтому мож­но сделать ошибки.

На данном этапе работы логопед учит детей осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным, а не механически, как они это часто делают.

Задание 1. Прочитайте слова. Запишите их. Поставьте ударение. Обо­значьте точкой безударные гласные в корне слова.

а) Коврики, столики, стульчики, кузнечик, соки, светлый, мрачный, крикнул;

б) светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, 1 весна, зима, носить.

(Логопед выясняет, какие затруднения были у учеников при написании слов пункта б.)

Логопед формулирует вывод: «Вы затруднялись в написа­нии слов с безударными гласными. Безударные гласные легко проверять. Только надо правильно подбирать родственные сло­ва. Этому мы и будем учиться».

Задание 2. Запишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный глас­ный, прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Образец: столы, сто, столик.

Столы, земля, лиса, поля, весло, ребро, тяну, легла, пляшу.

Задание 3. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте начало слов, закончите эти слова. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными:

Вода, во..., во...; зима, зи..., зйи..; строка, стро..., стро...; река, ре.., ре..., ре...; трава, тра..., тра..., тра...; плита, пли..., пли..., пли... .

Задание 4. Спишите слова. Правильно поставьте ударение, обозначьте безударный гласный. Поставьте ударение в проверочных словах. Перене­сите ударение на безударный гласный. Подберите проверочные слова.

страна — ... село — ... кольцо — ...

пасу — ... носить — ... ряды — ...

гнездо — ... окно — ... цвета — ...

косить — ... плечо — ... весло — ...

пятно — ... плела — ... варю — ...

лиса — ... лицо — ... сверло — ...

мела — ... держу — ... коса — ...

ребро — ... стекло — ... текла — ... Образец: страна, стра, страны.

Пальчиковая гимнастика

Задание 5. Найдите ударный и безударный гласные, обозначьте их. Перенесите ударение на безударный слог, к этому слогу подберите род­ственные слова.

Образец: кормушка корм, кормит, подкормка.

ночлег — ... кормушка — ... топить — ... глазной —...

боец —... силач — …белье —... тряпье — . хитрец — старик — . конина —

тишина — снеговик -долина — старик — , часовой — скрипач — тягач —...

скрипеть —-глотать —.. шагать —.. блестеть —, вредить —. клевать —.. свистеть —.

Морской- лесной — степной -мясной -ночной — грибной -больной -

Задание 6. Прочитайте слова на карточках. Поставьте ударение. Вставьте пропущен­ную букву.

Родина — р...дной; страны — стр... на; воды — в...да; реки — р...ка; росы — р...са; белый – б...лить; сильный — -с.льнее; тяжесть — т...желый; счастье — сч...стливый; крик — кр...кливый.

IV Итог занятия

Задание дополнительно. Прочитайте ребусы, запишите получившиеся слова, под­берите к ним проверочные.

«дро» в «а» — дрова, «сло» в «а» — слова, «со» в «а» — сова, в «о» «да» — вода

Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда
Цель. Учить детей различать гласные ы — и устно и на пись­ме.

Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Учить детей различать гласные ы — и устно и на пись­ме. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль

Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловско-го «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласны­ми первого и второго ряда, тетради, ручки, ноутбук.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

Повторение ранее пройденного материала.

Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовыва­ются гласные второго ряда. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.

Предлагает сравнить пары гласных: а я, о ё, у ю, э е, ы — и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и раз­личие по написанию.

«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед

II.Артикуляционная гимнастика

III. Основная часть.

Работа со стихотворением. Логопед читает стихотворение.

Что глядишь, корова, строго и сурово?

Мишка-лодырь через «а» написал корова,

Напишите вы мишку через «ы»,

Проучите Мишку, превратите в мышку.

Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка и мышка по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашива­ет, какими буквами отличается написание этих слов.

IV. Дифференциация ы — и в слогах.

1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.

а) Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы; б) пи, ти, ми, си.ри, ди, би, ки.

«Как произносятся согласные, которые вы слышали снача­ла и потом? (Твердо, мягко.)

Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спра­шивает логопед.

2. Повторите слоги за логопедом.

Пы пи пи, ти ты ти, сы сы еи, ри ры ры, ды ди ды.

3. Запишите слоги в две строчки: сы — в первую, си — во вторую.

Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.

4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скоб­ках. Гри...(бы), ли...(пы), бо...(бы), ры...(бы), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти).

V. Итог занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? »

Тренировочные упражнения

Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

Р...с, м...с, м...р, с…р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с…ро, с…ла, м...л..., в…л..., в...л...

Задание 2. Закончите слова, дописав букву ы или и.

Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., бус..., кур..., сол..., сор....

Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся сло­вах последний слог, затем последнюю букву. Образец: сад сады, ды, ы.

Коза — ..., сова — ..., муха — ..., игра — ..., оса — ..., ро­за — ..., лимон — ..., сапог — ..., собака — ..., стакан — ..., куст — ..., рысь — ..., корабль — ..., стол — ..., куча — ... .

Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.

Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, суха­ри, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.