Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов.
Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной.
II.Артикуляционная гимнастика
Ш Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа:
«Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова как бы родня».
После того как ученики выслушают текст, логопед, выясняет, понятен ли им смысл слов родник, родина, родня, и говорит, что эти слова называются родственными.
Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова.
Как-то много лет назад Вот из сада
Посадили странный сад. Вам рассада.
Не был сад фруктовым — Вот еще посадки рядом.
Был он только словом. А вот садовод,
Это слово, словно корень, С ним садовник идет.
Разрастаться стало вскоре Очень интересно
И плоды нам принесло — Гулять в саду словесном. Стало много новых слов.
И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник.
Логопед спрашивает: «Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки? (Из слова — сад.) Слово сад — это слово-корень».
Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева.
Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень».
Образец записи: сад — рассада, посадки, садовод, посадили.
Аналогично проводится работа с другими словами: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.
IV. Физминутка
V Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитель-вода — и предлагает ученикам найти в них общую часть.
Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть — корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут.
Делается вывод.
Далее логопед предлагает придумать предложение с каждым словом.
VI. Итог занятия.
Логопед: «Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? »
Тренировочные упражнения
Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень.
Гора, горе - Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водит — Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле — Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица.
Рис, рисунок — Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисунка, рисуночек, рисовал.
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Родственные слова.
Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Плакат с изображением чудо-дерева, карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.
Ход занятия
Организационный момент.
.Артикуляционная гимнастика
Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы. Крепыш и Скрепка.
Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.
Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке.
Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.
Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела прошмыгнуть.
Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. «Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят».
Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.
Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили.
а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом укрепления I степени, крепости дал название Крепчайшая и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.
И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
Вопросы: Кого испугался Словарь? Что предпринял Словарь для своей защиты? Почему мыши не смогли подобраться к Словарю? Почему мыши не получили чертежей и планов? Что спасло Словарь? Кто оказался сильнее при защите Словаря?
IV. Пальчиковая гимнастика
V. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с крепкой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)
VI. Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.) Как называются все эти слова? (Родственные.) Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)
VII. Итог занятия
Тренировочные упражнения
Задание 1. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните,
почему оно не подходит.
Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Состав слова.
Цель. Знакомить с разбором слов по составу
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Демонстрационный материал, карточки со словами, тетради, ручки, карандаши, ноутбук
Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Артикуляционная гимнастика
Ш Части слова
а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход;
б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);
в) Догадайтесь, как образовались эти слова. (При помощи приставок.)
IV. Дыхательная гимнастика
V.Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:
Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; побежал, забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал.
VI Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку.
Образец: поход, повар.
а) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет; свез, увез, довез, перевез, отвез, привез; завел, перевел, отвел, увел, привел;
б) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал, подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил, передал, уполз, подлетел, подсадил, вшил.
VII. Пальчиковая гимнастика
VIII Образуйте новые однокорениые слова, используя приставки, данные в таблице.
Логопед вывешивает таблицу «Приставки». — Скажите, все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных.
-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.
IIX. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, отбежал) к лодке. Алеша (поднес,' отнес) ведро домой. Собака (влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влезла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока.
Задание
Прочитайте слова. С выделенными словами придумайте и запишите предложения:
Портфель, воротник, сковорода, аквариум, грязнуля, милиционер, электрик, карандаш, магазин, ученик, телеграмма, перевыполнил, переводчики, алфавит, звонит, позвонит.
IX. Итог занятия
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Состав слова.
Цель. Учить разбирать слова по составу
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие. Уточнение числа и месяца.
Задание 1. Игра «Зажмурься»
Артикуляционная гимнастика
II.Основная часть
Знакомство с темой урока и уточнение цели занятия.
Задание 2.
Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- или за-. Обозначьте приставки и корень.
Вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны.
Дыхательная гимнастика
Задание 3.
Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-. Обозначьте приставки и корень.
-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы.
Задание 4.
Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки.
Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).
Физминутка с элементами кинезиологии
Задание 5.
Прочитайте словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их.
-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь, — резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой, I шел из школы, -нес в комнату.
Задание 6.
Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смысляу приставки. Выделите их.
Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты, -бежал из огорода и -бежал обратно в лес.
Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, -ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.
Задание 9. Послушайте загадки. Отгадайте их.
На бахче у нас растет Из меня посуду тонкую,
Как разрежешь — сок течет, Нежно-белую и звонкую
Свеж и сладок он на вкус, Обжигают с давних пор,
Называется ... (арбуз). Называюсь я... (фарфор).
Это зелье ты не тронь: Чтоб скорей в библиотеке
Жжется больно, как огонь. Отыскать ты книгу смог,
Неприметна, некрасива, В ней бывает картотека,
Называюсь я... (крапива). Специальный... (каталог).
Стелют на матрац меня,
Называюсь...(простыня).
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все ... (алфавит).
IV Итог занятия
Что делали, чему научились, что было сложным
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения
Цель. Учить верно определять ударение в слове
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал
Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Артикуляционная гимнастика
Ш Прослушайте сказку «Ударение».
Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение — просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой.
И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей!
Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. (Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой, сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова:
Замок — замок, белки — белки, атлас — атлас, ирис — ирис.
Задание 3. Придумайте предложения с парами слов. (Дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2).
Кружки — кружки, полки — полки, козлы — козлы, плачу — плачу.
Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, поставьте ударение. (Логопед читает предложения парами.)
Я варю уху. Лена мела пол.
Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мела.
Мы уже выучили уроки. Полки ряды свои сомкнули.
Тропинка уже дороги. В магазине продавали полки.
Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте ударение. Почему изменилось значение этих слов?
Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром — основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.
Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.
Строительные {козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие {козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый {ирис, ирис). {Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один {хлопок, хлопок), и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают {хлопок, хлопок). {Ворона, ворона) меньше {ворона, ворона). Плохая {дорога, дорога) утомила путников. Нам {дорога, дорога) каждая минута.
IV Итог занятия
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Форморазличительная роль ударения
Цель. Учить определять ударение в слове
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Знакомить с разбором слов по составу. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Артикуляционная гимнастика
Ш. Прочитайте предложения парами. Найдите слова с одинаковым написанием. Правильно поставьте ударение в этих словах. Объясните грамматическое значение этих слов.
Мой руки перед едой. Она не подала ему руки.
Постепенно голоса смолкли, Лена охрипла, у нее не было голоса.
У цапли длинные ноги. Когда она стоит, одной ноги не видно.
Горные реки быстрые. У нас на даче нет реки.
Эти горы высоки. На склоне горы паслось стадо.
В Карелии красивые озера. В нашей местности нет озера.
Толпы людей устремились к вагонам поезда. Раздался последний звонок, и толпы не стало.
Задание 2. Спишите текст. Поставьте ударение в выделенных словах.
В этом году было много травы на лугах. Травы стояли густые, сочные. Несколько раз колхозники косили луга. С каждого луга собрали много сена.
Задание 3. Прочитайте стихотворения. Правильно ли поставлено ударение в словах, данных в скобках? Если нет, исправьте. Выпишите предложения с этими словами.
Скорей, сестра, на рыб взгляни. Серая (ворона) черного (ворона)
Попались на крючок они! Утром ругала, присев на сучок.
В ведерко руку (окуни), Новость о том разнесли на все стороны
Не бойся — это (окуни). Сплетницы-кумушки (сорок сорок).
На двери (замка) нет (замка).
Косит) косец, а зайчишка (косит),
(Трусит) трусишка, а ослик (трусит).
Задание 4. Спишите тексты. Поставьте ударение в выделенных словах.
Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны найдешь гриб.
Осенью грачи улетают на юг, но не все. Иногда зимой тоже можно увидеть грачей. Они живут вместе с воронами. Сядет стая ворон на дорогу, а с ними — грач.
Хорошо летом в лесу. Идешь по лесу, шумят высокие сосны. Красуются кудрявые березы. Дуб раскинул свои ветки. Краснеет земляника.
Задание 5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Поставьте в них ударение.
Утка в...дет утят к реке. Папа л...вит рыбу удочкой. Рыбак т...щит сеть. Колхозники к...сят траву на лугу. Костя сел на тр...ву. Алеша см...трит на огонь. В солонку положили с..лай Все.. .кна были раскрыты. На столе остались кр...шки. На журнальном ст...лике стояли цветы.
Задание 6. Прослушайте и отгадайте загадки.
Я — травянистое растение Мы — для пильщика подставка,
С цветком сиреневого цвета, Мы — для кучера сиденье.
Но переставьте ударение, Но попробуй-ка поставь-ка
И превращаюсь я в конфету. Нам другое ударение —
Я — сборник карт; от ударения Осторожней будешь с нами:
Зависят два моих значения: Забодаем мы рогами.
Захочешь— превращусь в название
Блестящий, шелковистой ткани я.
Отгадки: ирис — ирис, козлы — козлы, атлас — атлас.
Задание 8. Правильно прочитайте слова. С каждый словом придумайте предложение:
Скачки — скачки; вычитал — вычитал; кружки — кружки; орган — орган; плачу — плачу; таю — таю).
Итог занятия
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Безударные гласные
Цель. Учить определять безударные гласные
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Учить определять безударные гласные. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Карточки, тетради, ручки, ноутбук, демонстрационный материал
Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Артикуляционная гимнастика
III. Основная часть
После того как ученики научились слышать и выделять ударные гласные, переходим к изучению темы «Безударные гласные». Логопед должен объяснить детям, что в русском языке в слове всегда только один ударный слог, т. е. один ударный гласный звук. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударный гласный всегда звучит четко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечетко, и поэтому можно сделать ошибки.
На данном этапе работы логопед учит детей осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударным гласным, а не механически, как они это часто делают.
Задание 1. Прочитайте слова. Запишите их. Поставьте ударение. Обозначьте точкой безударные гласные в корне слова.
а) Коврики, столики, стульчики, кузнечик, соки, светлый, мрачный, крикнул;
б) светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, 1 весна, зима, носить.
(Логопед выясняет, какие затруднения были у учеников при написании слов пункта б.)
Логопед формулирует вывод: «Вы затруднялись в написании слов с безударными гласными. Безударные гласные легко проверять. Только надо правильно подбирать родственные слова. Этому мы и будем учиться».
Задание 2. Запишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный гласный, прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Образец: столы, сто, столик.
Столы, земля, лиса, поля, весло, ребро, тяну, легла, пляшу.
Задание 3. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте начало слов, закончите эти слова. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными:
Вода, во..., во...; зима, зи..., зйи..; строка, стро..., стро...; река, ре.., ре..., ре...; трава, тра..., тра..., тра...; плита, пли..., пли..., пли... .
Задание 4. Спишите слова. Правильно поставьте ударение, обозначьте безударный гласный. Поставьте ударение в проверочных словах. Перенесите ударение на безударный гласный. Подберите проверочные слова.
страна — ... село — ... кольцо — ...
пасу — ... носить — ... ряды — ...
гнездо — ... окно — ... цвета — ...
косить — ... плечо — ... весло — ...
пятно — ... плела — ... варю — ...
лиса — ... лицо — ... сверло — ...
мела — ... держу — ... коса — ...
ребро — ... стекло — ... текла — ... Образец: страна, стра, страны.
Пальчиковая гимнастика
Задание 5. Найдите ударный и безударный гласные, обозначьте их. Перенесите ударение на безударный слог, к этому слогу подберите родственные слова.
Образец: кормушка — корм, кормит, подкормка.
ночлег — ... кормушка — ... топить — ... глазной —...
боец —... силач — …белье —... тряпье — . хитрец — старик — . конина —
тишина — снеговик -долина — старик — , часовой — скрипач — тягач —...
скрипеть —-глотать —.. шагать —.. блестеть —, вредить —. клевать —.. свистеть —.
Морской- лесной — степной -мясной -ночной — грибной -больной -
Задание 6. Прочитайте слова на карточках. Поставьте ударение. Вставьте пропущенную букву.
Родина — р...дной; страны — стр... на; воды — в...да; реки — р...ка; росы — р...са; белый – б...лить; сильный — -с.льнее; тяжесть — т...желый; счастье — сч...стливый; крик — кр...кливый.
IV Итог занятия
Задание дополнительно. Прочитайте ребусы, запишите получившиеся слова, подберите к ним проверочные.
«дро» в «а» — дрова, «сло» в «а» — слова, «со» в «а» — сова, в «о» «да» — вода
Дата_______________ № ________ Класс___ Группа ____
Тема. Дифференциация гласных первого и второго ряда
Цель. Учить детей различать гласные ы — и устно и на письме.
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Учить детей различать гласные ы — и устно и на письме. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловско-го «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласными первого и второго ряда, тетради, ручки, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.
Повторение ранее пройденного материала.
Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовываются гласные второго ряда. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.
Предлагает сравнить пары гласных: а — я, о — ё, у — ю, э — е, ы — и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию.
«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед
II.Артикуляционная гимнастика
III. Основная часть.
Работа со стихотворением. Логопед читает стихотворение.
Что глядишь, корова, строго и сурово?
Мишка-лодырь через «а» написал корова,
Напишите вы мишку через «ы»,
Проучите Мишку, превратите в мышку.
Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.
Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка и мышка по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашивает, какими буквами отличается написание этих слов.
IV. Дифференциация ы — и в слогах.
1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.
а) Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы; б) пи, ти, ми, си.ри, ди, би, ки.
«Как произносятся согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо, мягко.)
Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спрашивает логопед.
2. Повторите слоги за логопедом.
Пы — пи — пи, ти — ты — ти, сы — сы — еи, ри —ры —ры, ды — ди — ды.
3. Запишите слоги в две строчки: сы — в первую, си — во вторую.
Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.
4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скобках. Гри...(бы), ли...(пы), бо...(бы), ры...(бы), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти).
V. Итог занятия.
Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать? »
Тренировочные упражнения
Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.
Р...с, м...с, м...р, с…р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с…ро, с…ла, м...л..., в…л..., в...л...
Задание 2. Закончите слова, дописав букву ы или и.
Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., бус..., кур..., сол..., сор....
Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся словах последний слог, затем последнюю букву. Образец: сад — сады, ды, ы.
Коза — ..., сова — ..., муха — ..., игра — ..., оса — ..., роза — ..., лимон — ..., сапог — ..., собака — ..., стакан — ..., куст — ..., рысь — ..., корабль — ..., стол — ..., куча — ... .
Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.
Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, сухари, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.