Урок русского языка во 2-м классе на тему "Моя семья".
Учитель: Колобкова Е.А.
(посвященный дню семьи – 15 мая)
Тип урока: урок обобщения полученных знаний
Форма проведения: групповая работа. Урок смешанного типа
Цели урока:
1.Совершенствовать все виды речевой деятельности.
2. Учить соотносить заголовок с основной мыслью текста.
3. Развивать речь, обогащать словарный запас слов учащихся.
4.Развивать творческие способности учащихся, воображение, мышление.
5. Продолжить сотрудничество в малых группах под девизом: “Помогая другим, учимся сами!”
6. Привитие любви к самым дорогим и близким (семье).
Предметные результаты:- учащиеся должны знать все части слова и их значение
- подбирать однокоренные слова
- составлять нераспространенные и распространенные предложения
-находить основу предложения
- списывать тексты, правильно оформлять предложения на письме
-уметь применять правила правописания
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя орфографический и толковые словари.
Коммуникативные УУД:донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать друг друга.
Личностные УУД: в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит групповая работа
Ход урока
Организационный момент.
-Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам упражнение «Поздороваемся ладошками!». -Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй ( всей ладонью)
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, чтобы вы решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. И так, устремимся по ступенькам знаний к новому открытию.
2.Самоопределение к деятельности.
- Можно сказать , что на доске записано слово? Почему?
Е я с ь я м
-прочитайте правильно буквы;
- на какие группы можно разделить буквы;
– составить из букв слово;
- выполним звукобуквенный анализ ;
– запишем слово для переноса;
- придумать предложение;
- Кто объяснит значение этого слова?
Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят.
- Придумать предложение сначала нераспространенное, а потом распространенное и запишите в тетрадь. Подчеркните основу предложения
(Семья – лучшая школа дисциплины.)
3.Сообщение темы урока и постановка учебных задач
-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?
-Какие учебные задачи на уроке мы поставим перед собой?
- Правильно! Мы сегодня будем говорить о семье. Почему?
4. Словарная работа
-А сейчас я хотела бы, что бы вы отгадали о ком пойдет речь. Так описывают своих членов семьи маленькие дети. И так кто это?
- Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь… Она заботливая, никогда не ругает. У неё есть любимый человек – дедушка. Кто она? (бабушка)
-Она бывает доброй, а бывает строгой. Но не покупает, что хочешь… Она тоже заботлива, никогда не сидит без дела, иногда ругает нас, что мы безобразничаем, но любя. (мама)
-Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собак. Он хороший, добрый, заботливый. Обещал всю жизнь маму на руках носить (папа)
-Это бывает и не бывает. Когда мама покупает что-нибудь вкусненькое, то оно сразу появляется. Я начинаю прыгать, бегать, веселиться… Это бывает, когда танцуешь, когда приходят гости. Это бывает, когда не пускают гулять, когда уроки надо делать. Оно бывает весёлое и грустное, хорошее и плохое. Что это? (настроение)
-Как связаны между собой понятия «семья» и «настроение»?
(высказывания детей)
5. Списывание
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
-Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
- Создать семью нелегко, а сохранить – ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить конфликты удаётся далеко не всем: недостаёт житейской мудрости. Именно этому, то есть житейским мудрости, учат нас пословицы и поговорки.
6. Работа в группах
– “Рассыпанные пословицы” (составление пословиц из слов в 6 группах)
Народная мудрость.
1. В семье и каша гуще.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Согласную семью и горе не берет.
4. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
5. Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
6. Вместе тесно, да врозь скучно.
7. В гостях хорошо, а дома лучше.
8. Дома и стены помогают.
9. Зачем клад, если в семье лад?
Задание: списать любую понравившуюся пословицу (можно ту, которая подходит к вашей семье); объяснить смысл своей пословицы;
7.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.
8.Подбор однокоренных слов
Семья – семейство, семейка, семьянин, семейный.
8.Образование однокоренных слов
- Назвать ласково: маму – мамочка,
Папа – папочка, брат – братик, дочь – дочка.
9. Развитие речи
-А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей). Большое сердце — это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить:
10. Чтение стихов
-Много стихов написано о родителях, о семье. Давайте послушаем стихи, которые выучили наши ребята
Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвратиться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,-
Это твой дом.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, сто с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
11.Творческое задание
-Как вы можете выразить любовь к своим родителям на уроке русского языка? (Дети предлагают: написать больше признаков, которые охарактеризовывают наших милых родных; признаться им в любви). Задание: записать как можно больше слов, называющих признаки предметов, с пропуском орфограмм слабых позиций;
МАМА…(какая?)………………………………………………………………….
СЕМЬЯ...(какая?) …………………………………………………………………
– проверка записанных словосочетаний
12.Синквейн
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Семья.
Крепкая, дружная.
Воспитывает, развивает, формирует.
Дорожить ею нужно каждому.
Родители.
13. Итог урока. Рефлексивная деятельность детей по таблице (над доской):
На уроке:
Я приобрёл…………………….
Я научился……………………….
Я понял, что………………………
Было трудно………………………..
Было интересно……………………
Хочу сказать “спасибо”…………..
Спасибо вам, ребята, за ваши тёплые слова и стихи.
-Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Помните слова Марины Цветаевой:
«Не слишком сердитесь на родителей,
помните, что они были вами,
а вы будете ими».
Рисунки