ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности, точности и координированности органов речи. Она является важной составляющей процесса коррекции звукопроизношения у детей и взрослых. В данной статье мы рассмотрим, почему артикуляционная гимнастика необходима для успешного исправления дефектов речи.
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
Перед тем как начать работу над постановкой конкретного звука, необходимо подготовить артикуляционный аппарат. Это достигается с помощью артикуляционной гимнастики, которая способствует развитию амплитуды, силы и точности движений органов речи. Без такой подготовки постановка звуков может оказаться неэффективной или даже невозможной, т.к. основная задача артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат, сформировать необходимые движения для постановки конкретного звука.
У многих детей, имеющих нарушения речи, наблюдаются мышечные напряжения и зажимы в области артикуляционного аппарата. Это может быть связано с различными факторами, в частности, неврологическими. Артикуляционная гимнастика помогает устранить эти зажимы и напряжение, что делает процесс звукопостановки более быстрым. Кроме того, может быть обратная ситуация, когда у детей присутствует пониженный мышечный тонус в органах артикуляции. И тогда артикуляционная гимнастика поможет тонус нормализовать.
Кинестетические ощущения — это ощущения положения и движения органов тела, в том и. В случае нарушений речи кинестетические ощущения в области артикуляционного аппарата могут быть нарушены. Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильных кинестетических ощущений, что является важным условием для успешной коррекции звукопроизношения.
Правильная речь требует силы и выносливости органов речи. Артикуляционная гимнастика развивает эти качества, что способствует более уверенной и выразительной речи.
Артикуляционная гимнастика также способствует формированию навыков самоконтроля за положением и движениями органов речи. Это позволяет ребёнку или взрослому самостоятельно контролировать свою речь и предотвращать возможные ошибки.
Основные принципы проведения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, чтобы обеспечить достижение желаемого результата. Рекомендуется проводить занятия 2–3 раза в день по 5–10 минут.
Начинать занятия следует с простых упражнений, постепенно усложняя их. Это позволит избежать перегрузки и сохранить интерес к занятиям.
Упражнения должны соответствовать возрасту, речевым возможностям и особенностям ребёнка. Индивидуальный подход позволит сделать занятия более эффективными.
Занятия должны быть организованы в игровой форме, чтобы вызвать интерес и положительные эмоции у ребёнка. Это сделает процесс коррекции более приятным и эффективным.
Во время занятий необходимо следить за правильностью выполнения упражнений. Это поможет предотвратить возможные ошибки и достичь желаемого результата. Для этого на первых этапах следует использовать зеркало для контроля.
Таким образом, артикуляционная гимнастика является важным элементом в коррекции звукопроизношения. Она способствует подготовке артикуляционного аппарата, устранению мышечных зажимов, формированию правильных кинестетических ощущений, развитию силы и выносливости органов артикуляции, формированию навыков самоконтроля. Регулярные занятия, организованные в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, помогут достичь желаемого результата и сделают процесс коррекции более приятным и эффективным. Не пренебрегайте выполнением артикуляционной гимнастики, в некоторых случаях без нее будет просто невозможно поставить тот или иной звук!