СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс»

ГАПОУ АО Астраханский социально-педагогический колледж


Специальность 44.02.05 коррекционная педагогика в начальном образовании


Конспект пробного урока по русскому языку

Тема: «Однокоренные слова.»

проведённого в 2 классе «Б»

МБОУ г. Астрахани «СОШ №64»

студенткой 4 курса группы «В»

Иванова Валерия Степановна



Проверили:

учитель начальных классов «СОШ №64»

__________Юровских Л. И.

Методист по практике:

__________Целовальникова Н.В.



Астрахань,2022



Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Однокоренные слова.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала

Цель: формирование понятия корень слова, умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Предметные

 - формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Оборудование: конспект урока; презентация; учебник «Русский язык» 2 класс Канакина, Горецкий часть 1.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Степановна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Дети приветствуют учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение работать с классом; проявлять уважение к своим одноклассникам.

Актуализация знаний








Минутка чистописания.

- Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 18 октября классная работа. (Число пишем цифрами)

- Послушайте загадку и отгадайте её.

Если букву потерять,

Гусь не сможет гоготать,

Гавкать пёс цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет?

- Ребята, кто догадался что это за буква?

- Теперь посмотрите на строчку – ггг ГГГ ггг ГГГ

- Какую мы можем выделить закономерность?

- Хорошо, ребята. Запишите данную закономерность до конца строки. Стараемся писать буквы красиво под наклоном.

- Посмотрите на поговорку.

Ум да разум надоумят сразу.

- Как вы понимаете смысл поговорки?



- Запишите данную пословицу себе в тетрадь. Пишем красиво, под наклоном. В конце предложения ставим точку.

Словарная работа.

- Переходим к словарной работе. На следующей строчке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

- Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы мне должны назвать, кто изображен и записать в тетрадь.

Показываю на слайдах картинки

- В каждом слове поставим ударение и подчеркнем орфограмму.


- Ребята, давайте устно составим с вами предложение со словом «Пальто».











- Г.



- Сначала пишем три строчных буквы г, а затем три заглавных.

Учащиеся записывают в тетрадь





- Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.


Учащиеся записывают в тетрадь







- Петух, корова, собака, пальто, пенал.






- Мама купила себе новое пальто.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Регулятивные:

планирование –определение

последовательности

промежуточной цели.

Подведение к теме урока

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.

- А теперь внимание, задание: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Но сначала вспомним, какие слова являются родственными?





- А теперь, давайте определим, какие слова будут родственными. Докажите.

(общая часть в словах на слайде выделяется жирным и подчеркивается)

- Верно, а теперь спишите эти слова себе в тетрадь. Пишем с заглавной, через запятую.

- Посмотрите внимательно, что связывает эти слова?

- Какая?

- А как называется это часть?

- Сегодня мы с вами об этом и поговорим.

- Тема нашего урока однокоренные слова.

- Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?






- На тему зимы.






- Это слова близкие по смыслу и имеют общую одинаковую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.


- Зима, зимушка, зимовать, зимний.

- У всех слов общая часть зим и все связаны с зимой.




- Общая часть.


-Зим.

Дети затрудняются в ответе



- Узнать о однокоренных словах и научиться их находить.

Регулятивные:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Работа по теме урока

На доске появляется задание из учебника.

- Прочитайте первое слово

- Что это?

- Ребята, от этого слова образовалось еще три слова. Прочитайте их.

- Как они называются?

- А почему родственные?


- Докажите.




- Назовите общую часть.

- Такую общую часть мы назовем корнем и будем выделять дугой.

- Верно, прочитайте второе слово.

- Кто это?


- Ребята, от этого слова образовалось еще три слова. Прочитайте их.

- Как они называются?

- А почему родственные?

- Докажите.






- Назовите общую часть.

- А как мы называем эту общую часть?

- А выделяем корень как?

- Слова, в которых общий корень называют однокоренными.

- Давайте откроим учебник на странице 61 один и прочитаем правило.

- Как вы думаете, на сколько частей мы сможем поделить правило?

- Первая часть будет где?

- А вторая?

- Верно, давайте прочитаем первый абзац. О чём в нём говорится?

- Давайте перескажем первую часть.


- Хорошо, давайте прочитаем вторую часть правила. О чём она?

- Давайте перескажем первую часть.


- Перескажите полностью правило.

- Как вы думаете, правильно ли мы сделали вывод выполнив задание 84?


- Дом.

- Место, где мы живём.


- Домик, домище, домишко.

- Родственные.

- У них общее лексическое значение и общая часть.

Домик – это маленький дом, домище – большой дом, домишко – крохотный дом, т.е. все имеют отношение к дому.

- Дом.



- Слон.

- Животное с длинным хоботом и большими ушами.


- Слониха, слонёнок, слонята.

- Родственные.

- У них общее лексическое значение и общая часть.

Слониха – это самка слона, слонёнок – это маленький слон, слонята – это много маленьких слонов, т.е. имеют отношение к слону.

- Слон.

- Корнем.

- Дугой.



Учащийся читает правило


- На две.


- Первый абзац.

- Второй абзац.

- О корне и однокоренных словах.


Учащиеся вслух пересказывают первую часть правила

- О том, что корень — это главная часть слова.

Учащиеся вслух пересказывают вторую часть правила


- Верно.

Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.


Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.



Работа по теме урока

- Давайте откроим страницу 62, номер 87.

- Нам нужно прочитать стихотворение. Кто хочет его прочитать?

- О чём это стихотворение?


- Какие звери напугались медвежонка?

- Верно, а теперь, давайте найдем в этом стихотворение однокоренные слова.


- Назовите корни в первой группе слов.

- Назовите корни во второй группе слов.

- Назовите корни в третьей группе слов.

- Теперь, давайте выпишем все однокоренные слова и выделим в них корень.

- Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

(На слайде появляется правильно выполненное задание)

Работа в парах

- У вас на партах лежат листочки. Прочитайте задание.

(На слайде появляются ответы)



- Верно, а теперь прочитайте задание 88.

- Что нужно сделать?

- Это задание выполняем самостоятельно, а потом проверяем.

(На слайде появляется правильно выполненное задание)


Учащийся читают стихотворение


- О том, что все испугались медвежонка.

- Ёж, чиж и стриж.

- Ёж, ежиха, ежонок. Чиж, чижика, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок.

- Ёж.

- Чиж.

- Стриж.









- Найдите пару однокоренных слов,

выпишите их, выделите корень.


Ответы: Лес – лесной, водичка – вода, дом – домашняя, мороз – заморозки.











- Списать и выделить корень.




Коммуникативные:

участвуют в учебном диалоге.


Регулятивные:

Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Итог урока




Рефлексия

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?


- У вас на столах лежат смайлик. Нарисуйте им улыбку, если всё было понятно, а если нет, то нарисуйте грустный смайлик.

- Самая главная часть слова.

- В нём заключается лексическое значение слова.

- Дугой.

- Родственные слова, у которых один корень.

Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке