МБОУ г. Астрахани «СОШ №64»
__________Юровских Л. И.
__________Целовальникова Н.В.
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Степановна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. | Дети приветствуют учителя | Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение работать с классом; проявлять уважение к своим одноклассникам. |
Актуализация знаний | Минутка чистописания. - Откройте ваши тетради, отступите и запишите число: сегодня 18 октября классная работа. (Число пишем цифрами) - Послушайте загадку и отгадайте её. Если букву потерять, Гусь не сможет гоготать, Гавкать пёс цепной не сможет. Что за буква? Кто поможет? - Ребята, кто догадался что это за буква? - Теперь посмотрите на строчку – ггг ГГГ ггг ГГГ - Какую мы можем выделить закономерность? - Хорошо, ребята. Запишите данную закономерность до конца строки. Стараемся писать буквы красиво под наклоном. - Посмотрите на поговорку. Ум да разум надоумят сразу. - Как вы понимаете смысл поговорки? - Запишите данную пословицу себе в тетрадь. Пишем красиво, под наклоном. В конце предложения ставим точку. Словарная работа. - Переходим к словарной работе. На следующей строчке запишите слово «Словарь» и поставьте двоеточие. - Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы мне должны назвать, кто изображен и записать в тетрадь. Показываю на слайдах картинки - В каждом слове поставим ударение и подчеркнем орфограмму. - Ребята, давайте устно составим с вами предложение со словом «Пальто». | - Г. - Сначала пишем три строчных буквы г, а затем три заглавных. Учащиеся записывают в тетрадь - Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием. Учащиеся записывают в тетрадь - Петух, корова, собака, пальто, пенал. - Мама купила себе новое пальто. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи Регулятивные: планирование –определение последовательности промежуточной цели. |
Подведение к теме урока | - Ребята, посмотрите внимательно на слайд и прочитайте слова, которые здесь записаны. Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь. - На какую тему все эти слова? - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. - А теперь внимание, задание: надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. - Но сначала вспомним, какие слова являются родственными? - А теперь, давайте определим, какие слова будут родственными. Докажите. (общая часть в словах на слайде выделяется жирным и подчеркивается) - Верно, а теперь спишите эти слова себе в тетрадь. Пишем с заглавной, через запятую. - Посмотрите внимательно, что связывает эти слова? - Какая? - А как называется это часть? - Сегодня мы с вами об этом и поговорим. - Тема нашего урока однокоренные слова. - Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? | - На тему зимы. - Это слова близкие по смыслу и имеют общую одинаковую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. - Зима, зимушка, зимовать, зимний. - У всех слов общая часть зим и все связаны с зимой. - Общая часть. -Зим. Дети затрудняются в ответе - Узнать о однокоренных словах и научиться их находить. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Работа по теме урока | На доске появляется задание из учебника. - Прочитайте первое слово - Что это? - Ребята, от этого слова образовалось еще три слова. Прочитайте их. - Как они называются? - А почему родственные? - Докажите. - Назовите общую часть. - Такую общую часть мы назовем корнем и будем выделять дугой. - Верно, прочитайте второе слово. - Кто это? - Ребята, от этого слова образовалось еще три слова. Прочитайте их. - Как они называются? - А почему родственные? - Докажите. - Назовите общую часть. - А как мы называем эту общую часть? - А выделяем корень как? - Слова, в которых общий корень называют однокоренными. - Давайте откроим учебник на странице 61 один и прочитаем правило. - Как вы думаете, на сколько частей мы сможем поделить правило? - Первая часть будет где? - А вторая? - Верно, давайте прочитаем первый абзац. О чём в нём говорится? - Давайте перескажем первую часть. - Хорошо, давайте прочитаем вторую часть правила. О чём она? - Давайте перескажем первую часть. - Перескажите полностью правило. - Как вы думаете, правильно ли мы сделали вывод выполнив задание 84? | - Дом. - Место, где мы живём. - Домик, домище, домишко. - Родственные. - У них общее лексическое значение и общая часть. Домик – это маленький дом, домище – большой дом, домишко – крохотный дом, т.е. все имеют отношение к дому. - Дом. - Слон. - Животное с длинным хоботом и большими ушами. - Слониха, слонёнок, слонята. - Родственные. - У них общее лексическое значение и общая часть. Слониха – это самка слона, слонёнок – это маленький слон, слонята – это много маленьких слонов, т.е. имеют отношение к слону. - Слон. - Корнем. - Дугой. Учащийся читает правило - На две. - Первый абзац. - Второй абзац. - О корне и однокоренных словах. Учащиеся вслух пересказывают первую часть правила - О том, что корень — это главная часть слова. Учащиеся вслух пересказывают вторую часть правила - Верно. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Физкультминутка | А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | | |
Работа по теме урока | - Давайте откроим страницу 62, номер 87. - Нам нужно прочитать стихотворение. Кто хочет его прочитать? - О чём это стихотворение? - Какие звери напугались медвежонка? - Верно, а теперь, давайте найдем в этом стихотворение однокоренные слова. - Назовите корни в первой группе слов. - Назовите корни во второй группе слов. - Назовите корни в третьей группе слов. - Теперь, давайте выпишем все однокоренные слова и выделим в них корень. - Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (На слайде появляется правильно выполненное задание) Работа в парах - У вас на партах лежат листочки. Прочитайте задание. (На слайде появляются ответы) - Верно, а теперь прочитайте задание 88. - Что нужно сделать? - Это задание выполняем самостоятельно, а потом проверяем. (На слайде появляется правильно выполненное задание) | Учащийся читают стихотворение - О том, что все испугались медвежонка. - Ёж, чиж и стриж. - Ёж, ежиха, ежонок. Чиж, чижика, чижонок. Стриж, стрижиха, стрижонок. - Ёж. - Чиж. - Стриж. - Найдите пару однокоренных слов, выпишите их, выделите корень. Ответы: Лес – лесной, водичка – вода, дом – домашняя, мороз – заморозки. - Списать и выделить корень. | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Итог урока Рефлексия | - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - У вас на столах лежат смайлик. Нарисуйте им улыбку, если всё было понятно, а если нет, то нарисуйте грустный смайлик. | - Самая главная часть слова. - В нём заключается лексическое значение слова. - Дугой. - Родственные слова, у которых один корень. | Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке |