2. | Актуализация опорных знаний Постановка проблемного вопроса (8минут) | - Ребята, я хочу вам рассказать историю, которую мне рассказал один мальчик – Дима, при этом он был очень возмущен и обижен. Послушайте. Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся. – Как живешь? – Нормально. – А с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел, теперь-то все в порядке? – Нормально? – Хорошо значит? – Ну я же говорю – нормально! – Странно ты говоришь. – Почему? Нормально. – Ты считаешь нормально? – Нормально. – Да, странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком. - Ребята, что вас удивило и развеселило в этой истории? - Важно ли то, какие именно слова мы употребляем в речи? Почему? - Скажите, речь какого человека будут ярче: того, кто употребляет одни и те же слова, или того, чья речь богата множеством разнообразных слов? Верно. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком. – А что такое слово? – Все ли слова одинаковые, или они различаются? – Что могут обозначать слова? – Можно сказать, что это группы слов? – Ну что, вы уже догадались, о чем мы будем с вами говорить на уроке? - Тема нашего урока - Части речи. - А кто-нибудь знает, что такое части речи? - А кто может предположить? - Этот секрет нам предстоит сегодня открыть. - Какие задачи мы можем поставить на урок? - Что бы вы хотели узнать? - Чему научиться? | Слушают рассказ учителя. - То, что мальчик постоянно говорил одно слово - нормально. - Потому что другому человеку становится неприятно слушать такую речь и ему не хочется из-за этого разговаривать с таким человеком. - Чья речь будет богаче, та и будет ярче. - Слова - это то что мы говорим, вся наша речь состоит из слов. - Они различаются - Слова могут обозначать предметы, действия, признаки, количество - Да - Предположения уащихся . - Узнать, что такое части речи - Какие части речи есть в русском языке? - Для чего нужны нам части речи? - Чем они отличаются друг от друга. | Фронтальная форма работы Рассказ Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Предметные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачей Беседа фронтальная форма работы Коммуникативные: составлять устные монологические высказывания Постановка проблемного вопроса |
3 | Изучение нового материала (11мин) | - Каких частей речи бывают слова, как они называются и как их отличать друг от друга вы будете узнавать сами, работая коллективно. Помните, что успех ваших товарищей во многом зависит от вас. - А я хочу напомнить вам схему и план работы. Работать каждый должен в своей карточке. Потом вы должны обменятся информацией друг с другом, в четверках, так, чтобы каждый из вас услышал, о всем что представлено на карточках у вашего соседа. И дальше вы должны будете заполнить каждый общаю карточку. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правило как нужно работать в группе. - Мы с вами разделимся на четверки. (показываю четверки) при выполнении этой работы вы - одна команда. Я раздаю каждой команде по одной общей карточке и индивиуальной карточке. Берем ту карточку, которю я раздала каждому из вас. У вас разные карточки в четверке. - Сейчас вам предстоит заполнить первую карточку. Время работы с карточкой (5 мин) Приступаем к работе. Карточка 1 1) Прочитай слова: Салат, мальчик, коробка, заяц, кошка, снег, береза, трава. 2) Задай вопрос к словам: (______?) салат, (______?) мальчик, (______?) коробка, (_______?)заяц, (______?)кошка, (______?)снег, (______?)береза, (______?)трава 3) Что обозначают данные слова (предмет, признак, действие, количество) ? ________________ 4) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают ________________ и отвечают на вопросы __________ и __________, называются именами существительными. | Карточка 2 1) Прочитай слова: Гулять, сшить, плавать, играть, заработать, вымыть, учить, гладить. 2) Задай вопрос к словам: (___?) гулять, (___?) сшить, (___?) плавать, (___?) играть, (___?) зарабатывать, (___?) вымыть, (___?) учить, (___?) гладить. 3) Что обозначают данные слова? (предмет, признак, действие, количество) ? ______________ 4) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы __________________, _____________________, называются глаголами. | Карточка 3 1) Прочитай слова: Смелый, добрая, яркое, сильные, умный, спелое, красивая, веселые. 2) Задай вопрос к словам: (__?) смелый, (__?) добрая, (___?) яркое, (__?) сильные, (___?) умный, (__?) спелое, (___?) красивая, (__?) веселые. 3) Что обозначают данные слова? (предмет, признак, действие, количество) ? _______________ 4) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы _______________ _________________________ называются именами прилагательными. Карточка 4 1) Открой учебник на странице 138, прочитай, что такое имя числительное и наречие. 2) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопросы _______________ _________________________ называются именами числительными. Слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы _______________ | _________________________ называются наречиями. | - Все закончили, молодцы. Теперь нам нужно организовать коллективную работу, первые номера объясняют то, что узнали, вторым номерам, потом вторые номера первы номерам, потом вторые работают между собой и первые так же, и в конце, первые со вторыми, работают крест накрест. Вам нужно донести всю информацию до слушателя, потому что каждый из вас выступает в роли учителя. Кто понял задание поднимите руку? Время работы 6 минут Приступаем к заданию. (буду следить чтобы каждый рассказал каждому и проверять, как выполняется работа). Работа по карточкам которое находятся выше . - Теперь вы должны вместе заполнить 2 карточку, она есть у каждой команды. Записываем в неё все, что вы узнали при работе в парах. Заполнение общей карточки. Часть речи | обозначает | вопросы | | предмет | Кто? Что? | | Признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? | | Действие предмета | Что делать? Что сделать? | | Количество предметов или порядок предметов при счете | Сколько? Который | | Признак действия | Как? Где? Куда? Откуда? Когда? | - Давайте сверим выводы. – Ребята, а как правильно определить часть речи. Пошагово. Кто может сказать? (Слайд №1) 1. Поставить вопрос к слову. 2. Определить что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета) 3. Назвать части речи | - Отвечают как нужно работать в группе. (говорить тихо, выслушать до конца товарища, не перебивать друг друга, будь вежливым и сдержанным ) Отвечают представители от групп Один зачитывает, остальные должны сигналить, согласны или нет. Если нужно, дополняют, исправляют. Поставить вопрос к слову. Определить что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета) Назвать части речи | Фронтальная форма работы Беседа. Познавательные: умение дополнять деформированный текст; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: умение описывать объект, передавать внешние характеристики. Индивидуальная работа Работа в парах Регулятивные: планировать решение учебной задачи; сравнивать результаты чужой деятельности Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; применять доверие к собеседнику деятельности. Работа в группе Фронтальная форма работы Беседа ТСО – презентация Слайд № 1 |
4 | Первичное усвоение новых знаний (11 минут) | - Ну что же. Выяснили, какие части речи существуют, составили последовательность определения части речи. Пора приступить к закреплению знаний. – Ребята, как вы думаете, слова какой части речи встречаются чаще остальных? – Почему? – Так как вы думаете, важно знать об имени существительном? - Я вам предлагаю сделать следующее задание. Вам нужно придумать словосочетание. Я вам говорю слово, а вы к ниму подбираете существительное. Например: большая – ваза. И так начнем: (Слайд №2) Сильный…, Тяжелая…., Красивая…., Умный…, Белая…, Веселый…, Горький… . - Делаем вывод: Слова какой части речи мы записали? - Докажите. – Ребята, какие слова мы больше всего используем, когда хотим описать предмет? Прочитайте текст. (слайд №3) Этот зверек живет в лесу. У него ______ уши, ________ хвостик. Шубку зверёк меняет летом на ________, а зимой на _______. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него __________, а задние ___________. От волка спасается бегством. Он всего боится. - О каком зверьке идет речь? Как догадались? Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Вставленные слова подчеркните волнистой линией. - Делаем вывод: Ребята, почему мы быстро определили часть речи у подчеркнутых слов? – Ребята, а слова какой части речи вы будете чаще использовать, когда захотите, например, прочитать о жизни кого-то, о его делах, как кто-то живет, чем занимается? – Значит эти слова тоже играют важную роль в речи? Давайте это докажем. Выпишите из текста только глаголы. - Как будете их узнавать? (Слайд №4) Этот зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвостик. Шубку зверёк меняет летом на серую, а зимой на белую. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него короткие, а задние длинные. От волка спасается бегством. Он всего боится. – Ну что, посмотрите какую работу мы с вами проделали. – Доказали мы, что все части речи важны? Все ли уверены в своих силах? А мы сейчас проверим. Вернее вы сами проверите друг у друга. Физминутка (1мин) | - Существительные - Потому что много предметов и каждый предмет имеет свое название - Да Пишут самостоятельно, а потом проверяем, кто какое слово подобрал. - Существительные. - Отвечают на вопрос кто что, это предмет. - Прилагательные - Заяц, подходит под описание. Делают упражнение. - Потому что мы знаем что имя прил. Отвечает на вопрос какой, какая, обозначает признак предмета. - Глаголы - С помощью этих слов можно назвать действие предмета - Будем задавать вопросы. Что делать? и Что сделать? И искать действие - Да - Да | Фронтальная форма работы Беседа Личностные: адекватно воспринимать речь учителя; умение считыватся с мнением другого человека Познавательные: воспроизводить по памяти информацию о именах существительных Индивидуальная форма работы ТСО Слайд №2 Упражнение Личностные: оценивать свою самостоятельность. Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи Фронтальная форма работы Упражнение Слайд №3 Регулятивные: оценивать уровень владения этого учебного действия. Познавательные: дополнять подходящие по смыслу слова в текст; сопоставлять характеристики объектов; Коммуникативные: умение передавать внешнии характеристики предмета. Упражнение Слайд №4 Регулятивные: корректировать свою деятельность с учетом возникших ошибок; оценивать результаты своей деятельности; умение анализировать свою работу. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию; умение выделять из множества вариантов, только один. |
5 | Первичное закрепление новых знаний (7минут) | - Перед вами лежат карточки. Работаем в парах. Внимательно проверяем работу своего товарища. 1 вариант Предложи своему соседу записать данные слова под диктовку в три столбика: Сущ. Прил. Гл. Лиса, зовет, хмурый, ветер, думать, смелый. 2вариант Предложи своему соседу записать данные слова под диктовку в три столбика: Сущ. Прил. Гл. Дом, белый, ходит, ловить, рыжий, пень. - Ребята, а теперь поменялись тетрадями и выполняем взаимопроверку. Пятерки, ставим только тем, у кого не сделано ни одной ошибки. У кого ошибки – не ставим ничего. – Поднимите руки, кто получил 5. Молодцы ребята. Вам теперь только надо закреплять свои знания. – Поднимите руки те, у кого допущены ошибки? – Как вы думаете, а что нужно будет сделать вам? - Но вы не расстраивайтесь. Мы только начали изучать эту тему. У вас все впереди. | Ответы учащихся… Выполняю письменно в тетради Еще раз повторить правила о частях речи | Фронтальная форма работы. Объяснение Работа в парах Познавательные: выделять объекты по частям речи; сопоставлять характеристики объектов; классифицировать объекты Регуляивные: удрживаь цельдеятеьности до получения ее реультата; Взаимопроверка Регулятивные: корректировать деятельность вносить изменения с учетом допущенных ошибок Личносные: приенять равила делоого сотудничества: доверие к соеседнку (соучаснику)деятельности |
7 | Итог урока. Рефлексия (5минут) | – Ну что, ребята, вот и подошел к концу наш урок русского языка. – Что нового мы сегодня узнали? – Чему научились? – Что на уроке для вас было трудным? Над чем надо поработать? - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Об этом говорит такое количество пятерок. Поднимите руку те ребята – кто понял весь материал и хорошо справился с заданиями. Опустите. Теперь поднимите те руку – у кого получилось все неплохо, но нужно поработать еще. А теперь поднимают руку те ребята – у кого получилось не так хорошо, как бы хотелось. Скажите, что было трудным для вас? Урок окончен. Спасибо всем за работу. | О частях речи Ответы учащихся Ответы учащихся Проводят рефлексию своей деятельности. Ответы учащихся | Фронтальная работа, Словестный метод Беседа Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Рефлексия Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |