СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык :Части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект Части речи

Просмотр содержимого документа
«Русский язык :Части речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шварихинская школа»








Проект урока по теме: « Части речи »






Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «Шварихинская школа» Богородского района

ФИО Клюева Юлия Владимировна

Квалификационная категория первая

Стаж работы учителем начальных классов 2 года














д.Швариха

2021 год


Учебный предмет

Русский язык 2 класс


УМК

Школа России


Тема урока

«Части речи»


Тип урока

Изучение нового материала


Цель

Ознакомление учащихся с частями речи



Задачи

Образовательные:

  1. Сформировать систему знаний о частях речи, ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в группы по частям речи

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес через организацию взаимообучения.

  2. Развивать логическое мышление в процессе анализа признаков частей речи при работе по карточке №1.

  3. Развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы в процессе обобщения признаков частей речи при работе по карточке №2.

  4. Развивать умение слушать через фронтальную работу с учителем, при взаимообучении.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи при работе в парах.



Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)

Предметные

а) формирование умений распознавать различные части речи;

б) формирование умения выполнять работу по карточкам при использованее раннее изученного материала;

в) формирование умения находить нужный материал, для получения результата деятельности;

в) совершенствовать умения вставлять в предложения слова по смыслу.


Метапредметные

Позновательные

а) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачей;

б) умение дополнять деформированный текст;

в) устанавливать причинно-следственные связи;

г) воспроизводить по памяти информацию о именах существительных.

Коммуникативные

а) формирование умения слушать и слышать

б) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

в) контроль, коррекция, оценка действий партнера

г) совершенствовать устную связную речь

д) умело использовать коллективный способ работы

Регулятивные

а) нацеливание на успешную деятельность.

б) определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

в) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

г) коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Личностные

а) выражение положительного отношения к процессу познания.

б) положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

в) желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

г) осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;


Оборудование:

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Для учащихся: учебник, тетрадь, ручка


Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения «Частей речи»

  1. Знать об имени существительном; прилагательном; глаголе; местоимении; числительном.

  2. Уметь работате по технологии коллективного способа обучения;

  3. Уметь вставлять по смыслу слова в текст;

  4. Уметь работать с текстом, выделять главное;

  5. Уметь полно отвечать на вопросы учителя;

  6. Уметь работать в группе, паре.



Этапы урока и хронометраж

Этап урока

Хронометраж

1

Орг.момент . Определение к деятельности.

(1минута)

2

Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса. Актуализировать знания учащихся к определению темы урока «Части речи», через рассказ о мальчике и постановкой проблемного вопроса.

(8минут)

3

Изучние нового материала. Организовать усвоение учениками нового знания о частях речи. С помощью карточек №1, через форму работы коллективного способа обучения.

(11минут)

4

Первичное усвоение новых знаний. Усвоение полученных знаний о частях речи. С помощью фронтальной. Индивидуальной, самостоятельной формой работы над разным учебным материалом, приготовленным учителем.

(11минут)

5

Первичное закрепление новых знаний. Закрепление полученных знаний с помощью работы по карточкам. Распределение слов по частям речи со взаимопроверкой учащихся.

(7 минут)


6

Информирование о Д.З.

(2минуты)

7

Итог урока. Рефлексия. Учить детей делать выводы по уроку, проводить оценку своей деятельности.

(5 минут)




Содержание урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД, средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

1

Орг.момент (1 минута)

- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.

- На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

- Давайте посмотрим, всё ли вы приготовили к уроку.

- На столе у вас должны быть: тетрадь, ручка, учебник русского языка.

- Поднимите руку те, у кого все готово.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку





Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Фронтальная форма работы.

2.

Актуализация опорных знаний

Постановка проблемного вопроса (8минут)

- Ребята, я хочу вам рассказать историю, которую мне рассказал один мальчик – Дима, при этом он был очень возмущен и обижен. Послушайте.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся.

– Как живешь?

– Нормально.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел, теперь-то все в порядке?

– Нормально?

– Хорошо значит?

– Ну я же говорю – нормально!

– Странно ты говоришь.

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь нормально?

– Нормально.

– Да, странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком.

- Ребята, что вас удивило и развеселило в этой истории?





- Важно ли то, какие именно слова мы употребляем в речи? Почему?




- Скажите, речь какого человека будут ярче: того, кто употребляет одни и те же слова, или того, чья речь богата множеством разнообразных слов?

Верно. Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком.


– А что такое слово?




– Все ли слова одинаковые, или они различаются?

– Что могут обозначать слова?




– Можно сказать, что это группы слов?


– Ну что, вы уже догадались, о чем мы будем с вами говорить на уроке?


- Тема нашего урока - Части речи.

- А кто-нибудь знает, что такое части речи?

- А кто может предположить?

- Этот секрет нам предстоит сегодня открыть.


- Какие задачи мы можем поставить на урок?



- Что бы вы хотели узнать?


- Чему научиться?




Слушают рассказ учителя.

















- То, что мальчик постоянно говорил одно слово - нормально.


- Потому что другому человеку становится неприятно слушать такую речь и ему не хочется из-за этого разговаривать с таким человеком.


- Чья речь будет богаче, та и будет ярче.

- Слова - это то что мы говорим, вся наша речь состоит из слов.


- Они различаются

- Слова могут обозначать предметы, действия, признаки, количество

- Да





- Предположения уащихся .




- Узнать, что такое части речи

- Какие части речи есть в русском языке?


- Для чего нужны нам части речи?

- Чем они отличаются друг от друга.


Фронтальная форма работы




Рассказ

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Предметные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачей








Беседа фронтальная форма работы

Коммуникативные: составлять устные монологические высказывания































Постановка проблемного вопроса

3

Изучение нового материала (11мин)

- Каких частей речи бывают слова, как они называются и как их отличать друг от друга вы будете узнавать сами, работая коллективно. Помните, что успех ваших товарищей во многом зависит от вас.

- А я хочу напомнить вам схему и план работы.

Работать каждый должен в своей карточке. Потом вы должны обменятся информацией друг с другом, в четверках, так, чтобы каждый из вас услышал, о всем что представлено на карточках у вашего соседа. И дальше вы должны будете заполнить каждый общаю карточку. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правило как нужно работать в группе.


- Мы с вами разделимся на четверки. (показываю четверки) при выполнении этой работы вы - одна команда. Я раздаю каждой команде по одной общей карточке и индивиуальной карточке. Берем ту карточку, которю я раздала каждому из вас. У вас разные карточки в четверке.

- Сейчас вам предстоит заполнить первую карточку. Время работы с карточкой (5 мин)

Приступаем к работе.

Карточка 1

1) Прочитай слова: Салат, мальчик, коробка, заяц, кошка, снег, береза, трава.

2) Задай вопрос к словам: (______?) салат, (______?) мальчик, (______?) коробка, (_______?)заяц, (______?)кошка, (______?)снег, (______?)береза, (______?)трава

3) Что обозначают данные слова (предмет, признак, действие, количество) ? ________________

4) Дополни правило и расскажи его товарищам:

Слова, которые обозначают ________________ и отвечают на вопросы __________ и __________, называются именами существительными.

Карточка 2

1) Прочитай слова: Гулять, сшить, плавать, играть, заработать, вымыть, учить, гладить.

2) Задай вопрос к словам: (___?) гулять, (___?) сшить, (___?) плавать, (___?) играть, (___?) зарабатывать, (___?) вымыть, (___?) учить, (___?) гладить.

3) Что обозначают данные слова? (предмет, признак, действие, количество) ? ______________

4) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы __________________, _____________________, называются глаголами.

Карточка 3

1) Прочитай слова: Смелый, добрая, яркое, сильные, умный, спелое, красивая, веселые.

2) Задай вопрос к словам: (__?) смелый, (__?) добрая, (___?) яркое, (__?) сильные, (___?) умный, (__?) спелое, (___?) красивая, (__?) веселые.

3) Что обозначают данные слова? (предмет, признак, действие, количество) ? _______________

4) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы _______________ _________________________ называются именами прилагательными.



Карточка 4

1) Открой учебник на странице 138, прочитай, что такое имя числительное и наречие.

2) Дополни правило и расскажи его товарищам: Слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопросы _______________ _________________________ называются именами числительными.


Слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы _______________

_________________________ называются наречиями.


- Все закончили, молодцы.

Теперь нам нужно организовать коллективную работу, первые номера объясняют то, что узнали, вторым номерам, потом вторые номера первы номерам, потом вторые работают между собой и первые так же, и в конце, первые со вторыми, работают крест накрест. Вам нужно донести всю информацию до слушателя, потому что каждый из вас выступает в роли учителя. Кто понял задание поднимите руку? Время работы 6 минут Приступаем к заданию. (буду следить чтобы каждый рассказал каждому и проверять, как выполняется работа). Работа по карточкам которое находятся выше .


- Теперь вы должны вместе заполнить 2 карточку, она есть у каждой команды. Записываем в неё все, что вы узнали при работе в парах.

Заполнение общей карточки.


Часть речи

обозначает

вопросы



предмет

Кто? Что?



Признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?



Действие предмета

Что делать? Что сделать?


Количество предметов или порядок предметов при счете

Сколько?

Который


Признак действия

Как? Где? Куда? Откуда? Когда?


- Давайте сверим выводы.




– Ребята, а как правильно определить часть речи. Пошагово. Кто может сказать?

(Слайд №1)

1. Поставить вопрос к слову.

2. Определить что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета)

3. Назвать части речи















- Отвечают как нужно работать в группе. (говорить тихо, выслушать до конца товарища, не перебивать друг друга, будь вежливым и сдержанным )


































































































Отвечают представители от групп Один зачитывает, остальные должны сигналить, согласны или нет. Если нужно, дополняют, исправляют.

  1. Поставить вопрос к слову.

  2. Определить что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета)

  3. Назвать части речи

Фронтальная форма работы

Беседа.

Познавательные: умение дополнять деформированный текст; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: умение описывать объект, передавать внешние характеристики.













Индивидуальная работа






























































Работа в парах

Регулятивные: планировать решение учебной задачи; сравнивать результаты чужой деятельности

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; применять доверие к собеседнику деятельности.







Работа в группе




















Фронтальная форма работы

Беседа





ТСО – презентация

Слайд № 1

4

Первичное усвоение новых знаний (11 минут)

- Ну что же. Выяснили, какие части речи существуют, составили последовательность определения части речи. Пора приступить к закреплению знаний.


– Ребята, как вы думаете, слова какой части речи встречаются чаще остальных?


– Почему?




– Так как вы думаете, важно знать об имени существительном?


- Я вам предлагаю сделать следующее задание. Вам нужно придумать словосочетание. Я вам говорю слово, а вы к ниму подбираете существительное. Например: большая – ваза. И так начнем:


(Слайд №2)

Сильный…, Тяжелая…., Красивая…., Умный…, Белая…, Веселый…, Горький… .









- Делаем вывод: Слова какой части речи мы записали?

- Докажите.



– Ребята, какие слова мы больше всего используем, когда хотим описать предмет?

Прочитайте текст.

(слайд №3)

Этот зверек живет в лесу. У него ______ уши, ________ хвостик. Шубку зверёк меняет летом на ________, а зимой на _______. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него __________, а задние ___________. От волка спасается бегством. Он всего боится.

- О каком зверьке идет речь? Как догадались?


Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Вставленные слова подчеркните волнистой линией.


- Делаем вывод: Ребята, почему мы быстро определили часть речи у подчеркнутых слов?






– Ребята, а слова какой части речи вы будете чаще использовать, когда захотите, например, прочитать о жизни кого-то, о его делах, как кто-то живет, чем занимается?


– Значит эти слова тоже играют важную роль в речи? Давайте это докажем.



Выпишите из текста только глаголы.

- Как будете их узнавать?


(Слайд №4)

Этот зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий хвостик. Шубку зверёк меняет летом на серую, а зимой на белую. Он любит морковь и капусту. Передние лапы у него короткие, а задние длинные. От волка спасается бегством. Он всего боится.


– Ну что, посмотрите какую работу мы с вами проделали.

– Доказали мы, что все части речи важны?

Все ли уверены в своих силах?

А мы сейчас проверим. Вернее вы сами проверите друг у друга.

Физминутка (1мин)







- Существительные


- Потому что много предметов и каждый предмет имеет свое название


- Да






Пишут самостоятельно, а потом проверяем, кто какое слово подобрал.










- Существительные.

- Отвечают на вопрос кто что, это предмет.




- Прилагательные









- Заяц, подходит под описание.



Делают упражнение.



- Потому что мы знаем что имя прил. Отвечает на вопрос какой, какая, обозначает признак предмета.




- Глаголы



- С помощью этих слов можно назвать действие предмета


- Будем задавать вопросы. Что делать? и Что сделать? И искать действие









- Да

- Да

Фронтальная форма работы Беседа

Личностные: адекватно воспринимать речь учителя; умение считыватся с мнением другого человека

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию о именах существительных










Индивидуальная форма работы

ТСО Слайд №2 Упражнение

Личностные: оценивать свою самостоятельность.

Регулятивные: умение анализировать собственную деятельность

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи


Фронтальная форма работы









Упражнение Слайд №3

Регулятивные: оценивать уровень владения этого учебного действия.

Познавательные: дополнять подходящие по смыслу слова в текст; сопоставлять характеристики объектов;

Коммуникативные: умение передавать внешнии характеристики предмета.





















Упражнение

Слайд №4

Регулятивные: корректировать свою деятельность с учетом возникших ошибок; оценивать результаты своей деятельности; умение анализировать свою работу.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию; умение выделять из множества вариантов, только один.

5

Первичное закрепление новых знаний (7минут)




- Перед вами лежат карточки. Работаем в парах. Внимательно проверяем работу своего товарища.


1 вариант Предложи своему соседу записать данные слова под диктовку в три столбика: Сущ. Прил. Гл.

Лиса, зовет, хмурый, ветер, думать, смелый.


2вариант Предложи своему соседу записать данные слова под диктовку в три столбика: Сущ. Прил. Гл.

Дом, белый, ходит, ловить, рыжий, пень.


- Ребята, а теперь поменялись тетрадями и выполняем взаимопроверку. Пятерки, ставим только тем, у кого не сделано ни одной ошибки. У кого ошибки – не ставим ничего.


– Поднимите руки, кто получил 5. Молодцы ребята. Вам теперь только надо закреплять свои знания.


– Поднимите руки те, у кого допущены ошибки?


– Как вы думаете, а что нужно будет сделать вам?


- Но вы не расстраивайтесь. Мы только начали изучать эту тему. У вас все впереди.

Ответы учащихся…



Выполняю письменно в тетради




















Еще раз повторить правила о частях речи



Фронтальная форма работы. Объяснение


Работа в парах

Познавательные: выделять объекты по частям речи; сопоставлять характеристики объектов; классифицировать объекты

Регуляивные: удрживаь цельдеятеьности до получения ее реультата;


Взаимопроверка

Регулятивные: корректировать деятельность вносить изменения с учетом допущенных ошибок

Личносные: приенять равила делоого сотудничества: доверие к соеседнку (соучаснику)деятельности


6

Задание на дом (2минуты)

- Запишите д/з: с 139 правило. Из словаря выписать 3 любых слова и образовать от них слова разных частей речи.


Записывают Д/З в дневники


7

Итог урока. Рефлексия (5минут)

– Ну что, ребята, вот и подошел к концу наш урок русского языка.


– Что нового мы сегодня узнали?


– Чему научились?


– Что на уроке для вас было трудным? Над чем надо поработать?


- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Об этом говорит такое количество пятерок.


Поднимите руку те ребята – кто понял весь материал и хорошо справился с заданиями. Опустите.

Теперь поднимите те руку – у кого получилось все неплохо, но нужно поработать еще.

А теперь поднимают руку те ребята – у кого получилось не так хорошо, как бы хотелось.

Скажите, что было трудным для вас?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.




О частях речи


Ответы учащихся



Ответы учащихся





Проводят рефлексию своей деятельности.





Ответы учащихся

Фронтальная работа,

Словестный метод

Беседа

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;







Рефлексия

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование



Литература:

  1. «Беседы с учителем: третий класс четырехлетней начальной школы» под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2000.

  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/russkij-jazyk/101905-tehnologicheskaja-karta-uroka-chasti-rechi-3-.html

  3. https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https%3A%2F%2Farhivurokov.ru%2Fmultiurok%2Fhtml%2F2017%2F07%2F01%2Fs_59576c19557ce%2F655917_4.jpeg&text=Часть%20речи%20обозначает%20вопросы%20предмет%20Кто%3F%20Что%3F%20Признак%20предмета%20Какой%3F%20Какая%3F%20Какое%3F%20Какие%3F%20Действие%20предмета%20Что%20делать%3F%20Что%20сделать%3F%20Количество%20предметов%20или%20порядок%20предметов%20при%20счете%20Сколько%3F%20Который%20Признак%20действия%20Как%3F%20Где%3F%20Куда%3F%20Откуда%3F%20Когда%3F&lr=213&rpt=simage

  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/11/08/fizminutki-k-urokam