Государственное бюджетное учреждение
Образовательная организация Запорожской области
«Акимовская средняя общеобразовательная школа №27
имени Героя Советского Союза
Григория Ивановича Бояринова Акимовского района»
Самоанализ результатов профессиональной деятельности
учителя начальных классов
Давыдовой Ирины Александровны
2024 год
Давыдова Ирина Александровна, учитель начальных классов. Образование высшее. Педстаж – 31 год.
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться без помощи учителя.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу основы личности человека. Это возраст наиболее поддаётся формированию личности ребёнка, развитию его физических и интеллектуальных способностей. Таким образом, именно начальное образование выполняет одну из важнейших функций – формирует готовность к дальнейшему образованию и самообразованию.
Мир меняется быстрыми темпами. ФГОС НОО предъявляет новые требования к результатам начального образования. Мы постепенно отказываемся от ЗУНов. На первое место выходит личность ученика, его способность самостоятельно учиться. Именно поэтому требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных.
Важно не столько научить, дать багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, научить детей учиться.
Всё это возможно благодаря формированию системы универсальных учебных действий и развитию познавательных способностей.
Поэтому, я для себя обозначила и реализую методическую проблему: «Развитие познавательных способностей на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО».
Цель моей педагогической деятельности соответствует цели образовательного учреждения:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование интереса к учебе;
внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ);
создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей;
сохранение индивидуальности ребёнка;
развитие системы работы со способными и талантливыми детьми;
воспитание нравственных чувств, эмоционально целостное позитивное отношение к окружающему миру;
углубление роли семьи в школе.
Весь мой опыт работы в школе показывает, что развитие познавательных способностей – это требование времени. Я работаю по программе «Школа России». Преподавание осуществляю в соответствии с программами третьего поколения на базовом уровне. Рабочие программы составлены на основе стандарта и в соответствии с примерными программами Министерства образования НОО.
Система учебников «Школа России» помогает обеспечить требования современного образовательного процесса, определяет ФГОС.
Канакина В.П. «Русский язык» (1-4 класс)
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение» (1-4 класс)
Моро М.И., Степанова С.В. «Математика» (1-4 класс)
Плешаков А.А. «Окружающий мир» (1-4 класс)
В непростое для новых регионов время нехватки методического материала, стараюсь пополнять собственными усилиями свою школьную методическую библиотеку, покупаю дидактический, наглядный материал по предметам. Очень помогает большое количество готовых видеосюжетов в интернете, пользуюсь ими в урочной и внеурочной деятельности.
Познавательный процесс – это один из важнейших для нас мотив обучения школьников. Его действие очень сильно. УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Основные функции УУД:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Из школьной практики известно, что когда дети сталкиваются с вопросами, требующими рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, очень часто они теряются и оказываются в тупике.
Если процесс обучения будет направлен на развитие познавательных способностей учащихся, то можно научить посмотреть на что-то по-новому, не так, как все, с другой стороны, не так, как раньше, - это очень непросто, но возможно.
В школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы
Формировать познавательные УУД на уроках математики можно с помощью различных видов заданий.
Виды заданий
Познавательные
• «Найти отличия»
• «Поиск лишнего»
• «Лабиринты»
• «Цепочки»
• Составления схем-опор
• Работа с разными видами таблиц
• Составления и распознавание диаграмм
• Работа со словарями
(1 класс)
- моделирование
Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 6 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на4 больше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».
- «на что похоже?»
В результате выполнения подобных заданий у детей формируется умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.
- поиск лишнего
Задание: не вычисляя, найди лишний пример.
10 – 2 5 - 2
8 – 2 4 - 2
6 – 2 3 - 2
3 + 2 2 – 2
Формируется умение осуществлять классификацию.
- «цепочки»
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Упражнения на развитие умения анализировать и синтезировать
(2 класс)
Для обучения логическим приёмам – анализу и синтезу – я использую такие упражнения при выполнении которых логические приёмы доступны пониманию учеников и могут выполняться самостоятельно и с наибольшим интересом.
Найди значение выражений
7*8+36:6 45:6+30
Используя знаки действий и, если нужно, скобки, составь из них выражения с разными значениями.
2)
Цифры 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5 и 6 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 13.
Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 15.
Цифры 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 разложи так, чтобы в каждом ряду и столбце получилось 18.
3) Закрасьте клеточки, на которых записаны числа, которые делятся на 5.
0 | 5 | 7 | 14 | 21 |
1 | 20 | 8 | 22 | 10 |
43 | 2 | 30 | 40 | 9 |
23 | 37 | 44 | 3 | 17 |
31 | 38 | 4 | 11 | 15 |
39 | 46 | 12 | 19 | 25 |
47 | 6 | 13 | 50 | 27 |
? | ? | ? | ? | ? |
3 класс
1 ) У Кролика было на 265 банок мёда больше, чем у Винни Пуха. Кролик подарил Винни Пуху 16 банок мёда. Раскрась того у кого банок мёда оказалось больше. Определи, на сколько банок у него больше.
2) реши ребус НН + Р = АВС
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:
• выделять тип задач и способы их решения;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Анализ качества знаний и уровня обученности обучающихся по годам и результатам мониторингов показывают стабильность в усвоении знаний.
| 1-А 2022-2023 | 2-А 2023-2024 | 3-А 2024-2025 | 4-А 2025-2026 |
Успеваемость | 100 % | 100 % | | |
Качество | - | 80 % | | |
Класс | Год | Успеваемость | Качество |
Русский язык
1 класс | 2022-2023 | 100 % | Безотметочное обучение |
2 класс | 2023-2024 | 100 % | 83 % |
Математика
1 класс | 2022-2023 | 100 % | Безотметочное обучение |
2 класс | 2023-2024 | 100 % | 80 % |
Литературное чтение
1 класс | 2022-2023 | 100 % | Безотметочное обучение |
2 класс | 2023-2024 | 100 % | 87 % |
Окружающий мир
1 класс | 2022-2023 | 100 % | Безотметочное обучение |
2 класс | 2023-2024 | 100 % | 83 % |
В классе очень много одаренных детей. В этом году, во 2 классе, мы уже попробовали себя в олимпиаде» Юный гений» (международное онлайн олимпиада).
Количество учащихся | Количество призеров |
10 | 14 |
Каждый учитель, как известно, является классным руководителем. Задача его не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развивать творческие способности, научить общению, ориентацию в различных жизн6енных ситуациях, воспитывать культуру поведения, чувство милосердия и сострадания, прививать навыки здорового образа жизни. Проводила много мероприятий в классе, принимали участие в школьных мероприятиях .Возраст детей моего класса, да и период за который я аттестуюсь (два года) не позволяют показать большое количество наших достижений, но у нас еще все впереди.
20222-2023 уч. год 1 класс.
Конкурс инсценированной песни.
Конкурс чтецов ко Дню Победы.
Конкурс сувениров нашей местности.
Наш ученик Таратун Марк со своим сувениром занял III место в региональном конкурсе.
В классе проводились утренники к 23 февраля, к 8 марта (2023 и 2024 г). в конце года в 1 классе традиционно провели открытое мероприятие «Прощание с Азбукой».
Хочется отметить роль родителей в нашем сотрудничестве. Они принимают самое активное участие, помогают своим детям принимать активное участие во всех конкурсах, которые нам предлагают: это и всевозможные конкурсы рисунков, поделок. Многие ребята посещают кружки, являются призёрами всевозможных конкурсов вне школы.
Всякое образование – это самообразование. В современном мире это особо чувствуется, поэтому нужно повышать свой профессиональный уровень
За эти два года я прошла следующие курсы:
2022-2023 уч. год «Школа современного учителя» (очные курсы 48 часов)
2023-2024 уч. год ФГОС третьего поколения. Особенности внедрения и реализации в начальном образовании (72 часа)
Принимала участие в педагогических советах, в работе методического объединения, давала открытые уроки.
Благодарности:
Благодарность за результативное участие учащихся в международной олимпиаде «Юный Гений»
Выступления:
На ШМО «Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы на уроках математики».
Сайты:
Личный сайт учителя (https://multiurok.ru/id54850984/)
Публикации в СМИ:
Разработка урока «Урок-знакомство в 1 классе»
https://multiurok.ru/files/urok-znakomstvo-2.html