Самоанализ урока математики в 1 классе учителя Крюковой Н.В.
Урок математики в 1 классе по теме ««Решение уравнений вида а - х = б» является… шестым в системе уроков по разделу «Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым»….
Цель урока:
1. дать понятие об уравнении вида а-х=в
- сформировать умение решать уравнения вида а-х=в на основе внутрипредметных знаний на правило нахождения части;
- актуализировать состав чисел 1-9, умение решать уравнение с неизвестным вычитаемым, умение решать и составлять задачи «на целое с несколькими частями».
2.На этапах урока Формировала УУД:
- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура урока соответствовала структуре урока открытия нового знания по ФГОС НОО.
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с уравнением вида а-х=в, вывести алгоритм решения уравнения с неизвестным компонентом – вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.
Воспитательная:способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность.
Осуществлялись межпредметные связи: с математикой, окружающим миром.
Применялись мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Было организовано пространство в форме фронтальной , групповой и индивидуальной работы.
Методическое обеспечение урока:
- компьютерная презентация,
- карточки с заданиями,
- карточки оценки работы на уроке,
- карточки с практическими заданиями по новой теме.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:
- преподавание на высоком уровне сложности,
- личностно-ориентированный подход в обучении,
- формирование у обучающихся умения учиться, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Характеристика этапов урока
На этапе Мотивация к учебной деятельности я поставила перед собой цель
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока: решение уравнений.
УУД- Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Считаю, что реализовать этап мотивации мне помог эпиграф-слова о значимости труда М.В.Ломоносова.
Использовала словесные и наглядные методы обучения : Эмоциональные- создание ситуации успеха, через воспитательное воздействие..
На этапе Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
УУД-П(выбор наиболее эффективных способов их решения;)
Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
;(К-УУД) (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,)
Цель: 1) актуализировать умение решать простые задачи на правило нахождения «части», понятие «уравнение», решение уравнений с неизвестным слагаемым;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
1) Актуализировали умения решать простые задачи, правило нахождения «части и целого».
Обучающиеся повторили название компонентов действия сложения, виды задач, изученные ранее на уроках математики.
Доказали правильность выбора арифметического действия при решении задач.- (К УУД)
2) Актуализация состава чисел 1-9.
Выполнили самостоятельную работу, направленную на умение считать.
3) Актуализация умений решать уравнения с неизвестным слагаемым. актуализировали умение решать уравнения с неизвестным слагаемым
4) Пробное действие. организовали анализ полученных ответов и зафиксировали индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Методы.: практические методы , метод наблюдения, эвристический метод
На этапе Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Обучающиеся самостоятельно выявили место и определили причину затруднения. УУД-П(умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя); К: умение оформлять свои мысли в устной форме;
Метод-проблемно-поисковый
Цель , поставленная мною, была достигнута.
На этапе Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения.
УУД- П,Р
Методы-деятельностный
Дети самостоятельно через работу в группах построили план действий!!!!
План: Определим компоненты действия, подберем правило, решим уравнение, проанализируем наши действия, сформулируем способ решения уравнений с неизвестным вычитаемым.)
На этапе Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организовала фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
- П: (выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.)
- : (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)
- ( умение работать по коллективно составленному плану)
самоопределение (Л);
Дети: применили новый способ решения уравнения, вызвавшей затруднение
На этапе . Первичного закрепления во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи:
Комментированный текст учебника, работа в парах и проверка, дети смогли найти и исправили самостоятельно ошибки, определили причину их появления,, применив нужное правило.
УУД-П(овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки,)
Л- (: нравственно-этическая оценка содержания темы, осознание ответственности за общее дело;)
Методы- освоение методов информационного поиска
На этапе Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку обучающимися умения решать уравнения на сложение с неизвестным вычитаемым.
Была организована самопроверка и самооценка работ.
УУД- Р: (овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности,)
К-: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов,
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно
Методы: самоконтроль и самопроверка , создание ситуации успеха.
Обучающиеся могут самостоятельно доказать правильность выполнения задания и сделать вывод: Мы умеем применять новый способ!
На этапе Включение в систему знаний на повторение.
Цель:
организовать повторение составных задач на нахождение целого.
УУД-К, Л, Р.
Методы: деятельностный,
Обучающиеся показали знания и умения решать задачи известного вида.
На этапе 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение уравнений с неизвестным вычитаемым;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Обучающиеся зафиксировали в речи новый способ действий, изученный на уроке, зафиксировали затруднения, которые у них остались, определили способы их преодоления, оценили себя с помощью лесенки успеха, определив уровень своих образовательных знаний и умений, полученных на уроке.
- умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
Методы: осознание метода построения и границ применения нового способа действия
Старалась поддерживать атмосферу сотрудничества с ребятами на уроке. удалось реализовать все поставленные задачи на уроке.
Считаю, что выбранный темп урока способствовал решению поставленных целей и задач. Прежде чем разрабатывать сценарий урока, внимательно изучила результаты образовательного мониторинга.
Абсолютное большинство детей работало на продуктивном уровне , что говорит о хорошей образовательной подготовке обучающихся класса.
Так как это первый класс , не предусмотрено домашнее задание. Но ,если бы оно было, то не вызвало больших затруднений.
Достоинством урока считаю применение разнообразных форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию коммуникативной компетенции.
Не до конца удалось вовлечь в работу обучающихся с низким уровнем образовательных достижений.
При проведении уроков типа открытия нового знания применялись разнообразные формы вовлечения обучающихся в активизацию познавательной деятельности для формирования у них УУД. Буду разрабатывать и применять задания, адаптированные к жизни обучающихся ,с учётом зоны ближайшего развития учеников.
Мне было комфортно работать в классе. Я хочу поблагодарить учителя Т.С.Чаплыгину за хорошие знания обучающихся .
Самоанализ урока математики по теме :Число пять. Цифра пять.
Тип урока: организация нового знания.
Моя проблемная задача: как обеспечить успешность каждого обучающегося на уроке; как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебной деятельности.
Цель педагога: познавательное стремление, осознанное решение изменить ступень обученности, воспитанности и развитости учащегося.
Подход к уроку: деятельностный, личностно-ориентированный;
Методы ,используемые на уроке: словесные , наглядные, использование ИКТ, практические, проблемно-поисковые, исследовательские.
Принципы: самоактуализации, субъект-субъекности, индивидуальности, творчества и успеха, веры ,доверия и поддержки.
Структура урока в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта нового поколения.
Цель урока:
1) формировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, умение записывать его с помощью графической модели и цифры;
2) формировать умение складывать и вычитать в пределах 5, фиксировать движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
3) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 4;
4) формировать представление о пятиугольнике.
Цель развития: развитие интеллекта, мышления, памяти ,внимания, познавательных умений.
Воспитательная цель: воспитание духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса, добросовестного отношения к труду.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
1.Данный урок математики является уроком организации нового знания о числе пять и о цифре пять. С предыдущими уроками он связан порядком открытия нового знания, работой обучающихся при нахождении самостоятельного способа решения проблемной задачи. Открытие нового знания является неотъемлемой частью для последующих тем :числом шесть, цифрой шесть.
2.В классе 24 обучающихся.Из них сильных-5 человек,слабоуспевающих-3 человека. При планировании данного урока я старалась учитывать особенности каждого обучающегося, его задействованность в уроке. Работа в парах помогает сориентироваться каждому ребёнку и убедиться в правильности его решения, советоваться.
3.Исходя из поставленных целей урока, удалось:
Мотивация к учебной деятельности. (УУД-личностные,самоопределение, внутренняя позиция школьника)
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. УУД регулятивные-целеполагание,контроль внимания,оценка учебной деятельности,коррекция ,УУД познавательные-анализ,логическое мышление)
Цель:
1) актуализировать умение соотносить количество предметов с графической моделью чисел 1 — 4 и цифрой(самостоятельная работа и проверкой по эталону)
2) актуализировать вычислительные навыки в пределах 4, умение устанавливать порядок на множестве чисел от 1 до 4, находить на модели числового отрезка числа, смежных с заданным числом;(математический диктант, фиксирование правильных-неправильных ответов)
3) актуализировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогия;(знания и умения ,полученные на предыдущих уроках о числах и цифрах. работа на числовом отрезке)
4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;(умение складывать и вычитать с помощью числового отрезка)
5) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;(пример 3+2---проблема, решить не можем)
7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. (УУД-регулятивные,целеполагание,планирование;Коммуникативные УУД)
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
(нет эталона следующего числа на отрезке)
4. Построение проекта выхода из затруднения. УУД-регулятивные,планирование),познавательные УУД.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;(самостоятельно обучающимися)
2) построить план и определить средства достижения цели; (фиксация плана на доске)
5. Реализация построенного проекта. УУД-познавательные---осуществление плана решения,моделирование,УУД коммуникативные)
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; Получение числа 5 на числовом отрезке.
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); Работа над составлением графической модели числа 5. Работа над согласованием образца написания цифры 5.
3) организовать уточнение общего характера нового знания. Формирование представления о пятиугольнике. Работа над составом числа 5.(шляпки грибы)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. УУД коммуникативные,регулятивные)
Цель:
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.
Чудо – дерево-1) Работа над составом числа 5.
2) Работа в прописи,(письмо с комментированием написания цифры 5)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. УУД-познавательные,регулятивные—коррекция)
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; (Учитель раздет учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы с последующей самопроверкой)
2) проверить сформированность способности к выполнению действий сложения и вычитания чисел на числовом отрезке в пределах 5.
8. Включение в систему знаний и повторение.УУД-познавательные,коммуникативные.
Цель:
1) тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 5; Игра «День – ночь».
2) тренировать мелкую моторику рук.(сведения о пятиугольнике , построение, сравнение со звездой)
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке. УУД-личностные,нравственно-этические,УУД-коммуникативные, УУД-познавательные)
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;(дети делают вывод о том, что удалось, какие были трудности,пожелания)
2) оценить свою работу на уроке;(лесенка успеха)
3) обсудить домашнее задание.
Использование ИКТ на уроке помогает наглядно представить вниманию обучающихся практические действия .
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся прослеживается на нескольких этапах урока, не остаётся незамеченным учителем.
Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная, субъект-субъектные отношения.
Удалось реализовать все поставленные задачи урока.
Перспективы на будущее: продолжить работу по реализации системно-деятельностного метода в обучении детей младшего школьного возраста.