Мастер - класс « Самообразование как источник профессионального роста современного педагога »
16.03.2022
Учитель живет до тех пор,
пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К. Д. Ушинский
Основные принципы самообразования:
- непрерывность,
- целенаправленность,
- интегративность,
- единство общей и профессиональной культуры,
- взаимосвязь и преемственность,
- доступность,
- опережающий характер,
- постоянство перехода от низкой ступени к высшей,
- вариативность и др.
Формы организации самообразования:
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
- Получение второго высшего образования или второй специальности.
- Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
- Сетевые педагогические сообщества;
- Индивидуальная работа по самообразованию.
Технология организации самообразования :
1 этап – диагностический.
Предусматривает:
- создание определенного настроя на самостоятельную работу;
- анализ профессиональных затруднений и интересов;
- постановка проблемы;
- выбор цели работы;
- формулирование личной индивидуальной темы;
- осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
Технология организации самообразования :
2 этап – обучающий
Педагог знакомится:
- с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;
- с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране.
Осуществляет накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
Технология организации самообразования :
3 этап – практический.
- адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (возрастной группе, ОО);
- апробирование на практике выбранных методов работы;
- мониторинг, анкетирование.
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
Технология организации самообразования :
4 этап – внедрение.
- Педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
- Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки ОД, мероприятий и другие методические наработки);
- апробация, коррекция, отслеживание результативности.
Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классы для коллег.
Технология организации самообразования :
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный).
- Провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.
- Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
- Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины изучения и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
- Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы
- Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
- Результаты самообразования предполагают: повышение качества работы; разработку методических пособий, дидактического материала, тестов, программ, статей и др.; внедрение новых форм, методов и приемов обучения; выработку методических рекомендаций по применению новых технологий; разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта.
Формы представления результатов самообразования:
- Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Творческий отчет.
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
- Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
План работы по самообразованию за 2021 - 2022 учебный год.
ФИО педагога, должность ____________________
Приоритетное (ые) направление(я): театрализованная деятельность.
Тема: «Театрализованные игры как средство развития речи у детей раннего возраста».
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития речи детей 2-3 лет средствами театрализованных игр.
План работы по самообразованию за 2021 - 2022 учебный год.
Задачи:
1. Систематизация теоретического, практического материала и создание условий для театрализованной деятельности через изучение научно - методической литературы по проблеме развития речи у детей 2-3 лет.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Создание в группе центра «…».
5. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
План работы по самообразованию за 2021 - 2022 учебный год.
Предполагаемый результат:
- повышение качества профессиональной деятельности, научно-практической подготовки и уровня компетентности в вопросах развития речи детей раннего возраста средствами театрализованных игр;
- активизация речи, обогащение активного и пассивного словаря детей 2-3 лет в ходе использования художественной литературы, средств малого фольклорного жанра и театрализованных игр;
- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение уровня знаний родителей по проблеме.
Перспективный план работы
Этап
Содержание
Диагностический
Срок
Обучающий
-анализ профессиональных затруднений или интересов
июнь – август 2021
-постановка проблемы
Результат
-анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме
сентябрь 2021
-выбор цели работы
-определена тема самообразования
-знакомство с педагогическим опытом
-перечислить литературу с указанием автора
-формирование картотеки
-поставлена цель
-формулировка темы
-составлен прогноз результатов
-прогнозирование результатов
-ссылка
-картотека «….»
Перспективный план работы
Практический
(анализ и обобщение накопленных фактов)
-педагогическая диагностика речевого развития детей в группе
-оформление центра
сентябрь – апрель 2021
речевого развития
-диагностическая карта
-оформление центра театрализованной деятельности
-рекомендации родителям
-апробация на практике выбранных технологий, методов
-изготовление картотек потешек, х/л и т.п.
-
-анкетирование родителей
-анкетирование педагогов
-
Перспективный план работы
Внедренческий
Обобщающий
-анализ самостоятельной методической работы по теме
-оформление результатов
апрель – май
2022
-итоговая диагностика и мониторинг развития речи детей
-отчет по выполнению плана
-выступление на педагогическом совете, консультации …..
-анкетирование родителей
-
-
-
-
Формы взаимодействия с семьей
Форма
Тематическое название
Срок
Повышение профессионального мастерства
Семинары (дата, тема, место)
Публикации (дата, тема, место)
Конкурсы, выставки и т.п. (дата, уровень, название, организатор)
Участие в рабочих группах