СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сетевое сообщество как активный метод развития профессиональной компетентности учителя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье разъясняется роль сетевого сообщества в развитиии профессиональной компетентности учителей.

Просмотр содержимого документа
«Сетевое сообщество как активный метод развития профессиональной компетентности учителя»


Сетевое профессиональное сообщество, как одно из актуальных направлений развития учителя


«Собираться вместе – это начало.

Оставаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех»

Генри Форд

Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. Но как осуществить профессиональное развитие каждого учителя в создавшейся ситуации? Работа Майкла Фуллана об образовательных изменениях (2008) подчеркивает необходимость «соединения коучинга с целью», если мы хотим увидеть системное улучшение в обучении учащихся и в профессиональном обучении - мы должны позволить преподавателям установить регулярное сотрудничество с проверенными коллегами для решения проблем и обмена мнениями. Один из эффективных путей в этом направлении – это создание профессионального сообщества.

В чем польза профессионального сообщества? Что оно даст учителю?

Участие в профессиональных сообществах позволяет педагогам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Уместно привести один из ожидаемых результатов в работе профессионального сообщества, оказывающийся наиболее значимым в рамках данной темы – «Повышение профессионального мастерства через сотрудничество и сотворчество».

По сути, профессиональное сообщество реализует идеи диалога участников – учителей-практиков, учеников и родителей по профессиональным вопросам – во всех аспектах преподавания и обучения. Предпринимаются попытки решения вопросов восполнения информации о потребностях школы в конкретный период. И, следовательно, обеспечивается взаимодействие педагогов, родителей, учеников и административного аппарата системы образования, что, несомненно,  положительно скажется на результативности преподавания и обучения.

Одним из направлений работы профессионального сообщества является сетевое педагогическое сообщество. Вопросам изучения взаимодействия в сетевых сообществах посвящены многие работы исследователей. Так, например, Н.Н. Рыхлова считает, что сетевое сообщество - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, реализующего индивидуальную образовательную траекторию, включающую интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации. Все определения сводятся к тому, что профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

  • осуществление информационной и методической поддержки учителей школ;

  • распространение успешных педагогических практик;

  • поддержка новых образовательных инициатив.

Данное направление профессионального сообщества расширяет пространство для сотрудничества с коллегами, позволяет учителям, живущим в разных уголках Казахстана и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Преимуществами сетевого сообщества также являются: возможность быть открытыми, добровольность участия, возможность найти единомышленников, вариативность и разноуровневость предлагаемых образовательных ресурсов, публичное признание достижений участников, высокая скорость передачи информации.

Существуют следующие виды сетевых профессиональных сообществ:

  • Монопредметные;

  • Надпредметные;

  • Мультипредметные;

  • Региональные, городские, районные, школьные

Одним из актуальных видов сетевого профессионального сообщества учителей на сегодняшний день стали школьные сетевые профессиональные сообщества. Педагоги размещают на страницах сетевого сообщества актуальные методические материалы, фото и видеоматериалы уроков, открытых мероприятий, коучинг-сессий, участвуют в обсуждениях вопросов практики преподавания и обучения. Слабым звеном является вовлечение большинства коллег в обсуждения, постановку проблемных вопросов, распространение успешных педагогических практик, поддержка новых образовательных инициатив. Причины этого кроются в загруженности педагогов и неумение свободно ориентироваться в компьютере и Сети на уровне продвинутого пользователя, незнание актуальных сайтов и порталов, несоответствие размещаемых материалов потребностям педагогов.

Для преодоления данных барьеров руководителям профессиональных сетевых сообществ следует обратить внимание на факторы, способствующие успеху социально-педагогической сети.

Первым шагом и ключом к успеху в достижении эффективного функционирования вашего сетевого сообщества является выбор модератора. К этому нужно отнестись предельно серьезно. Каковы критерии отбора такого человека? С одной стороны, здесь можно использовать такие понятия, как «авторитет» и «репутация». Коллектив должен знать модератора, как человека компетентного. С другой стороны, это величина накопленного опыта взаимодействия с участниками сети. Известно, что люди стараются снизить интенсивность своего общения с теми, кому они не доверяют. И, что не менее важно, модератором должен быть человек заинтересованный.

Его главная цель - обеспечить эффективное функционирование сетевого сообщества.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать комфортную, «понимающую» среду профессионального общения педагогов.

КАК? Модератор с самого начала должен быть внимательным; держать каждую высказанную мысль (возвращаться к ней, заботиться, чтобы ничто не было упущено). Один из главных принципов его работы можно сформулировать как принцип взаимного дополнения. Этот принцип означает, что модератор позитивно относится ко всем высказываниям педагогов, с которыми начинает работать. Каждое мнение он рассматривает как элемент целостной картины, который необходимо включить в общую «канву» деятельности. Например, на одном из обсуждений педагоги высказывают свои соображения о предложении запустить процесс изменений в их школе. Как правило, позиции разные: кому-то эта перспектива нравится, а кто-то считает, что «ничего менять не нужно», поскольку у него на уроках и так все идет хорошо. В таких случаях модератор не ищет контраргументы. Вместо этого он может, например, обратить внимание консерваторов на то, что не у всех коллег дела обстоят так же замечательно, как у них. Возможно, они могли бы передать коллегам свои навыки успешной работы? И предлагает поделиться опытом. Можем предположить, что такой подход в дальнейшем способствует созданию коллаборативной среды в сетевом сообществе и будет служить пример конструктивного диалога для коллег.

  1. Обеспечить постоянные новости, подогревающие интерес к активностям сети.

КАК? Модератор должен быть проактивным. Это значит, что он каждый день исследует актуальные вопросы, смотрит СМИ и предлагает важную и полезную информацию для своих коллег. Также своевременно информирует коллег о внешних событиях по тематике сообщества. Материал может быть размещен в виде сообщения, ссылки, фото и видеоматериала с обязательным пояснением, где и когда педагоги могут использовать данную информацию. Чем ярче и эмоциональнее будет призыв к рассмотрению данной информации, тем больше внимания она привлечет коллег.

  1. Использовать интересы пользователей для проблематизации и постановки актуальных для учителя задач.

КАК? У модератора есть возможность прослеживать интересы участников сетевого сообщества, внимательно изучая, выставленные ими материалы, опубликованные статьи, уроки и высказывания в обсуждениях. Модератор, изучив образовательные потребности, может:

  • Индивидуально. Увидев потребности данного педагога, модератор предлагает актуальные ресурсы только для него.

  • Группа. Если же данная проблема актуальна для определенной категории педагогов, можно поставить перед ними актуальную задачу, например, выполнить проект по данной теме или использовать другие формы исследования темы.

  • Все. Если же модератор замечает, что данная проблема интересна большинству педагогов, то он может организовать форум по данному вопросу.

  1. Организовать регулярную информационную деятельность посредством форума.

КАК? Для обсуждения в форуме необходимо предлагать актуальные вопросы, волнующие всех педагогов. Это могут быть интересные статьи, фильмы, книги и проекты. Общаясь в форуме, каждый учитель может озвучить свое мнение, поделиться знаниями и опытом по проблеме и найти себе единомышленников. Организатором форума может стать любой участник сетевого сообщества. Одним из важных моментов является подведение итогов форума, в ходе которых организатор форума описывает ключевые моменты и основные идеи, озвученные участниками обсуждения. Важно отметить самых активных участников форума.

  1. Разнообразить формы деятельности. Это может быть: виртуальная конференция, блог, конкурс, проект, акция, виртуальная вечеринка, «мастерская» или мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, фестиваль проектов, телеконференция, проектировочный семинар.

КАК? Руководствуйтесь правилом – форма не должна быть ради формы. При выборе форм деятельности не отклоняйтесь от общей цели работы сетевого профессионального сообщества. Выбранные формы должны способствовать доходчивому, достоверному и наглядному информированию коллег о поднятых вопросах. Перед проведением мероприятия, внимательно изучите правила организации данной формы, подключите компетентных коллег, учтите все возможные барьеры и только потом приступайте к реализации.

  1. Создайте банк сетевого сообщества, в котором будут помещены разработки уроков, интересные стратегии обучения, фото и видеоматериал.

КАК? Каждый размещенный материал должен представлять практическую ценность и иметь комментарии, рекомендации и пояснения. Для этого модератору необходимо строго отслеживать данный момент, и предупреждать об этом коллег.

  1. Поощрять, стимулировать публичное признание достижений наиболее активных участников.

КАК? Важно продумать форму поощрения коллег. Это могут быть дипломы и грамоты в конце учебного года по номинациям: «Генератор идей сетевого профессионального сообщества учителей СШ № *», «За распространение педагогической практики», «За лучшую конструктивную критику».

Вторым шагом в развитии сетевого сообщества является постоянная рефлексия удачных и неудачных моментов каждодневного опыта функционирования сообщества.

Такую рефлексию можно проводить, предварительно оценив эффективность сетевого сообщества по следующим критериям:

1. Число активных участников.

2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).

3. Динамизм сообщества

3.1.Рост числа активных участников

3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость

3.2.Плотность обсуждения

3.3 Заинтересованность определенной формой общения

4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)

5. Оформление страницы сообщества и др.

Для преодоления барьера – незнание актуальных сайтов и порталов, предлагаю использовать следующую таблицу:

Ресурс

Адрес

Страна

Коллеги

http://collegy.ucoz.ru/

Казахстан

Образовательный портал «Азбука.kz»

http://azbyka.kz/

Казахстан

Планирование учителей Казахстана

http://plani.kz/

Казахстан

Сайт творческих учителей Казахстана

http://sabak.ucoz.org/

Казахстан

Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network)


http://it-n.ru

Россия

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


http://openclass.ru/

Россия

Профессиональная социальная сеть педагогов «Два берега»


http://2berega.spb.ru/

Россия

Школьный портал «ПроШколу.ру»

http://www.proshkolu.ru/

Россия

Проект "Мир конкурсов"

http://www.mir-konkursov.ru/

Россия

Сайт учителей начальной школы

http://www.nachalka.com/uchitel

Россия

Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/articl

Россия

Национальный образовательный проект «Умная школа»

http://умная-школа.рф/about/

Россия

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp

Россия

Развитие творческого мышления и интеллекта

http://superidea.ru/

Россия

Все барьеры можно преодолеть, если есть желание и устойчивая потребность в этом. Важно помнить: на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Сетевое профессиональное сообщество в этой связи является высоко-эффективной моделью профессионального развития учителя без отрыва от работы. Глобальная задача каждого учителя на сегодняшний день - максимально использовать эту возможность.


Использованная литература:

  1. 1. Гой Н. А. Профессиональные сообщества как форма профессионального развития учителя. «Успешный учитель XXI века»: материалы городского конкурса «Голос учителя». - Астана, 2014. - 50 с.

  2. 2. Общественно-профессиональное сообщество учителей - новая форма поддержки  развития профессиональной компетентности. Программы Штоля - 2012"

  1. http://lenkina-irina.jimdo.com

  2. http://wiki.soiro.ru











.