СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
нужно узнать его во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Новизна заключается в обобщении и описании системы работы по адаптации первоклассников к обучению в школе, а также доказана её эффективность.
Результаты данной работы могут быть применены в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, родителей учащихся 1х классов, всех заинтересованных в успешной адаптации первоклассников.
Перспективы работы в том, чтобы в дальнейшем разработать программу по адаптации первоклассников.
Младший школьный возраст – особая пора в жизни человека. Поступление в школу – яркое и важное событие не только в жизни ребенка, но и всей семьи. В этот период ребёнок приобретает новый социальный статус – «школьник», «ученик». Ребёнок осознает новые требования, которые взрослые предъявляют ему. Новая социальная позиция ребёнка формирует у него новые интересы, потребности, ценности и идеалы.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Начало обучения в школе связано с сильным напряжением ребёнка, т.к. он попадает в новую обстановку и ситуацию.
Ребенок напряжён физически: новый режим дня; длительность уроков и их количество; учебные нагрузки.
Ребенок напряжён психологически: новый коллектив, отношения с учителем, межличностные отношения.
При поступлении в школу меняется весь привычный образ жизни ребенка:
Распорядок дня;
Отсутствие дневного сна;
Беспечность сменяется школьными заботами;
Смена игровой деятельности на учебную.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», - писал великий педагог К.Д. Ушинский
1 этап: Дошкольный. Работа по адаптации в нашей школе начинается задолго до поступления детей в 1 класс. Часть детей по желанию родителей посещают «Школу развития будущих первоклассников» с 1 октября по 31 мая. Для дошкольников организуем занятия по обучению грамоте, математике, окружающему миру в занимательной форме, ведь как говорил К.Д.Ушинский: «Делать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Для этого используем учебно-методические комплекты Дегтяревой Г.Д., Бершанской О.Н.
Одним из этапов нашей работы по адаптации является посещение занятий в детском саду. Там мы наблюдаем работу воспитателя с детским коллективом, знакомимся со всеми детьми. После проведенных занятий проходит разговор «За круглым столом», где воспитатели рассказывают более подробно о каждом своём воспитаннике и их семьях.
Далее, в апреле месяце традиционно мы проводим собрание с родителями будущих первоклассников. На этом собрании мы знакомим родителей с такими вопросами, как возрастные особенности первоклассников, портрет современного первоклассника, трудности, которые могут возникнуть, предлагаем советы и памятки для родителей.
Особое внимание мы уделяем подготовке праздника, посвящённому Дню Знаний, чтобы он остался в сердцах детей ярким и незабываемым событием.
2 этап: Школьный. Уже с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Процесс адаптации занимает, как правило, около двух – трёх месяцев. Хотя у некоторых детей нередко затягивается до шести месяцев.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, прежде всего, ставим задачу познакомить детей друг с другом, стараемся создать доброжелательную атмосферу в классе, даём детям возможность почувствовать себя школьниками. Для этого проводили беседы на тему «Познакомьтесь - это Я», где каждый из ребят рассказывал о себе. Ребята приносили любимые игрушки, любимые книги, рассказывали о них.
Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно используем игровые приёмы обучения. Проводим уроки-сказки, уроки путешествия.
В целях снятия напряжения проводим физкультминутки в классе, затем ребята их разучивают и проводят сами. Очень нравятся детям анимационные динамические паузы.
Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов адаптации постоянно хвалим, одобряем, поддерживаем ребят. Работы и ответы оцениваем звёздочками, флажками, используем наклейки в виде сердечек, солнышек и др.
Самым непростым делом для первоклассников оказалось подружиться. Дети пришли в этом году подвижные, неусидчивые, поэтому в игровой форме учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в общественных местах. Родителями были закуплены настольные игры. На перемене и после уроков дети учатся играть коллективно.
Организация в классах дежурства, распределение первых поручений способствуют успешной адаптации первоклассников. Ребята с радостью выполняют такие поручения, как дежурство по классу, помощь учителю в раздаче тетрадей, подготовке к уроку доски, проведение физкультминуток, подкармливание птиц в зимний период.
3 этап: Итоговый. В конце первой четверти, как итог адаптационного периода была проведена «Неделя первоклассников», в плане которой были такие мероприятия, как конкурс рисунков «Подарок учителю», «День бабочек и бантиков», Посвящение в читатели в детской библиотеке. На протяжении всей недели проходила акция «Подарок-сюрприз для первоклассника»
А в заключение состоялся традиционный праздник: «Посвящение в первоклассники». Главными героями, кроме, конечно, ребят, были Шапокляк и Художница Хитрюшкина. Они провели с ребятами забавные игры, а так же раздали подарки из тех школьных принадлежностей, которые собирали все ученики школы. Родители так же не остались в стороне, а подготовили красочные дипломы первоклассникам и организовали сладкое чаепитие.
В конце сентября проводим входную диагностику. Диагностика проводилась по ряду показателей: умение ориентироваться на плоскости, представление об операции сложения и вычитания, умение сравнивать множества, классифицировать и другие.
Уровни | Высокий уровень | Выше среднего | Средний уровень | Низкий уровень |
Кол-во чел. 56 | 16 чел. | 28 чел. | 11 чел. | 1 чел. |
% | 29% | 50% | 20% | 1,7% |
1 «а» | 6 (25%) | 13 (50%) | 7 (26%) | - |
1 «б» | 10 (33%) | 15 (50%) | 4 (13%) | 1 (3%) |
В целом по параллели первых классов выявлен высокий уровень адаптации, 98%
Затем проводим родительское собрание по теме: «Адаптация первоклассников», на котором мы знакомим родителей с результатами входной диагностики в целом по классу, с понятием адаптации, предлагаем различные советы по успешной адаптации детей.
Открытые уроки по обучению грамоте и математике для воспитателей детского сада были даны нами на семинаре по преемственности между школой и детским садом. Ребята были очень рады увидеть своих воспитателей и активно работали на уроках. Итогом этого мероприятия является проведение круглого стола, на котором традиционно обсуждаем вопросы адаптации первоклассников.
Результатом всей работы по адаптации первоклассников является, в том числе, и выделение детей, нуждающихся в дополнительном обследовании и направлении их на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) Бывает, очень трудно убедить некоторых родителей, в том, что их дети нуждаются в дополнительных занятиях, для этого организуется школьный консилиум. В результате очень доброжелательной, конструктивной беседы родители, в основном, соглашаются пройти ПМПК. Как говорил К.Д.Ушинский: «Главнейшая дорога человеческого воспитания – есть убеждение».
Внеурочная деятельность особенно способствует адаптации детей к школьной жизни. Это и занятия коррекционно-развивающего направления «Познай-ка», занятия с психологом, логопедом, ритмика для детей с ОВЗ. Так же мы проводим занятия для всего класса «Разговоры о важном», «В мире книг», час двигательной активности (ЧДА).
На кружке «В мире книг» посещаем детскую библиотеку, где её работники проводят познавательные занятия, и этим прививают интерес к чтению, любовь к книгам.
Кроме того, дети посещают такие кружки и секции, как «Шахматы», «Мукасолька», «Акварелька», футбол, волейбол, гимнастика, занятия в клубе «Долг», танцевальный кружок, ребята занимаются и в музыкальной школе. Великий педагог Ушинский сказал замечательные слова, что «Внимание – единственная дверь нашей души». Поэтому мы, педагоги, в период адаптации стараемся помочь первоклассникам определиться в выборе любимого занятия, обращаем внимание на каждого ученика, его интересы, стараемся подобрать ключик к каждому.
Интересно проходит и совместная работа с родителями – это проведение праздников, предметных недель, организация экскурсий, выходы на природу, оформление кабинета.
Таким образом, создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве в опоре на сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким.