СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Просмотр содержимого документа
«Сказки по обучению грамоте»

Золотарева Елена Сергеевна,

Учитель-логопед

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №93 Г.О.ДОНЕЦК»ДНР

г.Донецк


СКАЗКИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

  • требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;

  • появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

  • не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

  • физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма) и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Важно, чтобы ребёнок:

    • не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

    • умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

    • под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

  • полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

На этапе знакомства с буквами. В работе говорят о том, что звук мы произносим и слышим, а букву читаем и пишем. Помогая её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:

  • написать букву в воздухе, на столе;

  • выложить печатную букву из счётных палочек, шнурков, верёвочек;

  • написать букву пальчиком на песке, манке или другой мелкой крупе;

  • выложить букву из Лего-конструктора, пуговиц, бусинок, фасоли и других предметов;

  • получить в подарок букву;

  • вылепить из пластилина, теста;

  • выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Для профилактики дезлексии и дезграфии, применение сказок при обучении грамоте.

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Использование сказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит терпения, доброжелательности педагога. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Использованная литература:

1.Оксана Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. Гном, 2014.

2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста

3. Интернет ресурсы