Русский язык, 9 класс (модульная система)
Тема. Основные группы придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Цель:
деятельностная: научить обучающихся способам нахождения знания; ввести новые понятия: придаточные определительные, местоименно-соотносительные предложения; показать особенности структуры этих предложений; помочь учащимся приобрести навык активного использования их в речи;
содержательная: формировать систему новых понятий, связанных с типами придаточных предложений, расширить знания учащихся за счет включения новых терминов; развивать речь учащихся, умение выделять в СПП придаточное предложение, определять его тип, средства связи; совершенствовать пунктуационные навыки, умение строить схемы СПП;
воспитательная: воспитывать культуру речи и общения, познавательный интерес, активную жизненную позицию.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мини-учебник, пособие «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько».
Тип модуля – содержательно-поисковый.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Развитие стремления к совершенствованию собственной речи; проявление познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребность в чтении; развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. Осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала. Развитие способности находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения поставленной задачи. Умение свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Поиск информации, формулировка поисковых запросов, выбор способов получения информации; обращение к поисковым системам интернета, справочной литературе,; проведение самостоятельных наблюдений и экспериментов и описание в различных формах их результатов. Адекватная оценка степени достижения промежуточных и конечных результатов, своих возможностей в понимании и создании культурных текстов, освоении недостающих для этого языковых средств. Соблюдение в практике речевого общения норм литературного языка. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. | Умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП: - умение распознавать в тексте СПП; - выделение в СПП главной и придаточной части; - определение средств связи между главной и придаточной частями СПП; - определение места придаточной части по отношению к главной; - конструирование СПП, используя подчинительные союзы, союзные и указательные слова; - умение распознавать указательные слова в главной части; понимание их роли; - определение смысловых отнош. между частями СПП; - развитие навыков интонационного и пунктуац. оформления СПП; -осуществление синонимической замены СПП простым предложением с обособленными членами; - употребление в речи СПП с придат. определительными. |
Методы и приемы:
1х30 | 2х30 | 3х30 |
Беседа Частично-поисковый метод «Узнай автора и произведение» «Верю – не верю» «Лингвистический эксперимент» «З-Х-У» | Лингвистическое исследование Практикум «Слепая таблица» Конструирование Редактирование текста | Достраивание текста Беседа Мини-дискуссия «З-Х-У» |
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная | Формы работы: групповая, парная, индивидуальная | Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная |
Сценарий урока
1 мини-модуль
Организационный этап.
Мотивационный этап.
Слово учителя с вовлечением учащихся в диалог.
Прием «Узнай автора и произведение»
«Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Кому принадлежат эти слова?
О ком они?
Часть языкового материала нашего урока – это строки из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», с которым мы сейчас знакомимся на уроке литературы. Я надеюсь, что этот урок поможет вам разобраться не только в языковых явлений, но и в том, каким должен быть человек, в чем его истинное предназначение.
Каким является данное предложение по своей структуре? (Сложным, СПП)
Давайте вспомним, что нам известно о СП?
III. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Цифровой диктант. Прием «Верю – не верю» по теме «Сложное предложение, его строение и средства связи» с последующей взаимопроверкой. (Мини-учебник, задание 1)
Рассмотрите “верные и неверные” утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
Верите ли вы, что:
Предложение – это синтаксическая единица.
Сложные предложения бывают двух видов по средствам связи.
В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.
Части СПП связываются между собой только интонацией.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – это подчинительные союзы.
ОДНАКО – это подчинительный союз.
Союзное слово не является членом предложения.
Определение отвечает на вопрос КАКОЙ?.
Между частями СП всегда ставится запятая.
Ключ: 1110110010
Назовите, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов.
Прочитайте все верные утверждения.
Все согласны с данными утверждениями?
Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
Прием «Лингвистический эксперимент». (Мини-учебник, задание 2)
Можно ли определить вид предложения по фрагменту? Задание: расставить знаки препинания в написанных на доске «отрезках» предложений:
...сосуд крышка которого...
...река по обе стороны которой росли...
...оболочка из пластмассы назначение которой...
...высоким забором вдоль которого...
...большие дома в нижних этажах которых...
...камнем открытие свойств которого...
В каких стилях речи могут быть использованы предложения, «отрезки» из которых здесь представлены?
Для какого типа придаточных они характерны? Почему?
Определение темы урока. Постановка целей и задач. (Мини-учебник)
Прием «З-Х-У».
Выявление затруднения в изучении темы.
Реализация индивидуального задания
Сравните предложения: количество частей, место и тип придаточного. Все ли придаточные – определительные? (Предложения даны для разбора у доски во время цифрового диктанта 3 учащихся.)
Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми заметками о Грузии.
Широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народу
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу
(М. Лермонтов).
Вывод: в 3-м предложении тоже придаточное определительное, но пока непонятно, почему, т.к оно не отвечает на вопрос КАКОЙ?.
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, поиск оптимального решения.
Привести исследование языкового материала, с целью выявления особенностей и характерных признаков СПП с придаточными определительными.
Изучить материалы учебника по теме урока, структурировать их.
2 мини-модуль
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. "Открытие" нового знания.
Лингвистическое исследование. Работа в группах. (Раздаточный материал)
Задание для 1- группы.
Сравнить предложения:
Я старался отогнать тревожные мысли.
Мысли, тревожившие меня, не давали покоя.
Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.
- Чем являются в предложениях выделенные слова?
- По составу это какие предложения? Докажите.
-В сложном предложении назовите главную и придаточную части.
-Укажите средство связи частей.
-Определите с помощью вопроса, к чему относится придаточная часть (к одному слову или ко всей главной части).
-Объясните постановку знаков препинания.
-Постройте схему предложения.
ВЫВОД:
1. Придаточное определительное раскрывает признак существительного в главной части и отвечает на вопросы какой? чей? который?
2. СПП с придаточным определительным и предложение с причастным оборотом – синтаксические синонимы.
3. Придаточное определительное всегда стоит после определяемого слова и присоединяется к нему только союзными словами: который, чей, какой, где, что, куда и др.
Схемы:
[ … ].
[ …, I..ПО..I, … ].
[сущ.], (с.сл. которые…).
Вопрос к 1-й группе:
- Вы сказали, что придаточное определительное и предложение с причастным оборотом являются синтаксическими синонимами. А как вы думаете, стилистически они различаются? В каком стиле речи они употребляются?
- Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.
Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
А.С.Пушкин писал: «…Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт…»
Задание для 2- группы
Сравнить предложения:
Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.
Я старался отогнать те мысли, смысл которых всё больше тревожил меня.
Мысли, которые тревожили меня, я старался отогнать.
-Обратите внимание на место союзного слова в придаточной части.
-В чем согласуется союзное слово который (какой, чей) с определяемым словом в ед.ч. и во мн.ч.?
- Обратите внимание на роль указательного слова.
- Обратите внимание на место придаточной части по отношению к главной части. Объясните знаки препинания.
-Постройте схемы предложений.
ВЫВОД:
1. Союзное слово который может стоять и в середине придаточной части.
2. Союзные слова который, чей, какой стоят в том же роде и числе, что и определяемое слово. Падеж союзных слов зависит от того, каким членом предложения в придаточной части они являются.
3. В главной части может быть указательное слово. Оно служит для выделения определяемого существительного.
4. Придаточное определительное может находиться внутри главного предложения, поэтому с обеих сторон выделяется запятыми.
Схемы:
[сущ.], (с.сл. которые…).
[ук.сл. те +сущ.], (с.сл. которых…).
[сущ., (с.сл. которые…), …].
Задание для 3- группы
Сравнить предложения:
Кто весел, тот смеётся.
Кто хочет, тот добьётся.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
-К какому слову в главном предложении относится придаточное предложение?
-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
-Можно ли поменять местами части СПП?
-Постройте схемы предложений.
Схема:
(с.сл. кто…), [мест.].
ВЫВОД:
1. В предложении придаточная часть поясняет местоимение, обозначает его признак, но не отвечает на вопрос какой?, чей?, присоединяется при помощи союзного слова.
2. Придаточное предложение может стоять до и после определяемого слова.
Самостоятельная работа с учебником.
Прием «Слепая таблица». (Мини-учебник)
Используя материалы учебника, §22, стр.72-75, составьте характеристику СПП с придаточными-определительными, заполнив лакуны «слепой таблицы». (Мини-учебник, задание 3)
Вид придаточного предложения | Отвечает на вопрос | Поясняет | Имеет указательное слово | Находится по отношению к главному |
Определи-тельное | | Существительное | | После него, внутри него |
Местоименно-определи-тельное | Кто именно? Что именно? | | _____ | |
Первичное закрепление нового знания.
Практикум. Работа в парах. Выполните задания по конструированию и редактированию предложений. (Мини-учебник, задание 4)
3 мини-модуль
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Подготовка к ОГЭ.
Работа с текстом «О карандаше» П.Коэльо (раздаточный материал).
Словарная работа: притча, аллегория (опережающее домашнее задание).
Достраивание текста, проверка по эталону: Как бы вы закончили этот текст? Какой смысл вкладывает бабушка в пятое свойство карандаша? (Мини-учебник, задание 5)
Работа в группах (раздаточный материал).
Самостоятельная работа и проверка по эталону: выписать из текста СПП с придаточными определительными, построить схемы.
(Предложения №9,11,20)
Включение в систему знаний и умений.
Подготовка к ОГЭ.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Выполнение заданий по пособию И.П.Цыбулько (пособия есть у всех учеников).
Вариант 4, задания 2-5.
Этап рефлексии.
Заполнение 3-й колонки таблицы «З-Х-У». (Мини-учебник)
Самооценка работы на уроке. Таблица самоконтроля. (Мини-учебник)
Завершение воспитательного аспекта – чтение подготовленными учениками (опережающее домашнее задание):
фрагмента из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
стихотворения Л.Мартынова «След».
Мини-дискуссия: Какой след человек должен оставить после себя?
Этап информирования о домашнем задании.
Выучить теоретический материал § 22.
Задание по выбору:
Из худ. литературы выписать 10 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.
Выполнить упр.107, 111.
Выполнить творческое задание. (Мини-учебник, задание 6) Написать сочинение-миниатюру, используя СПП с придаточными определительными, на одну из тем:
Что значит оставить след на земле?
В чем истинное предназначение человека?
Приложения
Мини-учебник
Фамилия, имя_____________________________
Русский язык, 9 класс
Тема. Сложноподчиненные предложения с _______________________ _____________________________________________________________
Прием «Верю – не верю».
Рассмотрите “верные и неверные” утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
Утверждение | Верю | Не верю |
Предложение – это синтаксическая единица. | | |
Сложные предложения бывают двух видов по средствам связи. | | |
В сложносочинённом предложении все предложения равноправны. | | |
Части СПП связываются между собой только интонацией. | | |
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения. | | |
ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – это подчинительные союзы. | | |
ОДНАКО – это подчинительный союз. | | |
Союзное слово не является членом предложения. | | |
Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. | | |
Между частями СП всегда ставится запятая. | | |
Взаимопроверка: ___________________
Лингвистический эксперимент.
Можно ли определить вид предложения по фрагменту? Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений и дополните утверждения.
… сосуд крышка которого…
… река по обе стороны которой росли…
…оболочка из пластмассы назначение которой…
…высоким забором вдоль которого…
…большие дома в нижних этажах которых…
…камнем открытие свойств которого…
предложения, «отрезки» которых здесь представлены, могут быть использованы в _______________________________________ стилях речи;
данные «отрезки» – фрагменты СПП с придаточными __________________
Практикум.
Используя материалы учебника, стр.72-75, составьте характеристику СПП с придаточными-определительными, заполнив лакуны «слепой таблицы».
Вид придаточного предложения | Отвечает на вопрос | Поясняет | Имеет указательное слово | Находится по отношению к главному |
Определи- тельное | | Существительное | | После него, внутри него |
Местоименно-определи- тельное | Кто именно? Что именно? | | _____ | |
Конструирование и редактирование текста.
Задание | Ваш вариант | Тип придаточного |
А) замените союзное слово который другими подходящими по смыслу союзными словами (что, где, куда, откуда) |
Вдали пилот увидел широкий луг, на котором можно было приземлиться. | | |
Город, из которого мы выехали, скоро скрылся из вида. | | |
Маленький холмик, который виднелся вдалеке, заинтересовал нас своими очертаниями. | | |
Б) Составьте предложения по данным схемам |
[ук.сл. + сущ.], (с.сл. какой...). | | |
[мест.], (с.сл. который...). | | |
[сущ.], (с.сл. где...). | | |
В) Преобразуйте предложения с причастными оборотами в СПП |
Мы разбили палатки неподалеку от прозрачного ручья, весело журчавшего в неглубоком овраге. | | |
Период, упоминаемый в научной работе, интересен многими значительными событиями. | | |
В) Редактирование: исправьте ошибки, определите их характер |
Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились в первую смену. | | |
Много низеньких домиков, которые были разбросаны по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев. | | |
Достраивание текста. Допишите последний абзац текста «О карандаше» П.Коэльо. Какой смысл вкладывает бабушка в пятое свойство карандаша?
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты ...
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Творческое задание. Напишите сочинение-миниатюру, используя СПП с придаточными определительными, на одну из тем:
Что значит оставить след на земле?
В чем истинное предназначение человека?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист самоконтроля Фамилия, имя_______________________ |
№ | Вид работы | Балл |
| «Верю – не верю» | |
| Индивидуальное задание | |
| «Слепая таблица» | |
| Работа в группах | |
| Практикум | |
| Работа с текстом (в группах) | |
| Дополнительный ответ | |
| Всего баллов | |
| Самооценка | |
| Оценка учителя | |
Монолог Печорина перед дуэлью (глава «Княжна Мери»)
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!
И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!
Раздаточный материал
О карандаше
(1)Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и о чем-то сосредоточенно думает.
— (2)Ты пишешь о том, что происходило с нами? (3)А может, ты пишешь обо мне? – спрашивает он.
(4)Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— (5)Ты угадал, я пишу о тебе. (6)Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. (7)Я хотела бы, чтобы ты в будущем стал похожим на этот карандаш.
(8)Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
(9)Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
(10)Все зависит от того, как смотреть на вещи. (11)Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
(12)Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. (13)Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
(14)Во-вторых: чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. (15)Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. (16)Следовательно, умей терпеть боль, помня о том, что она облагораживает тебя.
(17)В-третьих: пользуясь карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. (18)Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. (19)Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
(20)В-четвертых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. (21)Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
(22)И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. [ … ].
Пауло Коэльо
Вопросы на понимание текста
Малыш наблюдал за тем, как бабушка:
готовила обед;
писала письмо;
рисовала смешные картинки.
Что, по словам бабушки, угадал малыш?
то, о ком она пишет;
то, чем она пишет;
то, зачем она пишет.
Что было важнее для бабушки?
то, о ком она пишет;
то, чем она пишет;
то, зачем она пишет.
Сколькими качествами, по ее мнению, обладает карандаш?
4;
5;
6.
Продолжите мысль бабушки: «Умей терпеть боль, помня о том, что она …»:
делает тебя мужественным и терпеливым;
учит тебя преодолевать трудности;
облагораживает тебя.
Дополните предложение: «Исправлять себя – …»
не всегда нужно;
не всегда плохо;
нужно постоянно.
Задания для работы с текстом в группах
Группа №1 Определите тему и основную мысль, стиль и тип речи текста «О карандаше». Докажите, что это притча. |
Группа №2 Назовите средства связи предложений в притче Пауло Коэльо «О карандаше». Приведите примеры из текста. |
Группа №3 Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание НЕ и НИ в словах текста «О карандаше». |
Группа №4 Объясните постановку знаков препинания в 1-8 предложениях притчи Пауло Коэльо «О карандаше». |
Группа №5 Познакомьтесь с высказываниями известных деятелей культуры (Приложение 6). Выберите то из них, которое в большей степени, по вашему мнению, отражает основную мысль текста. Преобразуйте его в СПП, определите тип придаточного. |
Высказывания известных деятелей культуры
Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности (А.Эйнштейн).
Человек – это творец самого себя (Н.Бердяев).
Природа дала человеку в руки оружие – умственную и нравственную силу (Аристотель).
В поступках выражается моральная сущность человека (В.Сухомлинский).
Нравственная ценность человека во все времена, во все эпохи, на всех землях, думаю, была одна – это уметь жить с другими людьми (В.Тендряков).
Словарная работа
Аллегория — (от греч. allegoria — иносказание) иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Аллегория состоит из двух элементов:
смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме, родственный басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов. Притча является одним из средств выражения морально-философских суждений автора и часто используется с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения.
Нравственность –
Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.
Моральные качества человека.
Дифференцированные индивидуальные задания
№1 Прочитайте текст о современном бразильском писателе Пауло Коэльо. Подготовьте краткую информацию о нем в виде устного сжатого изложения данного текста. |
№2 Выполните синтаксический разбор предложения: Простота – вот качество, которое я желаю приобрести больше других. (Л.Н.Толстой.) |
№3 Напишите сочинение-миниатюру по высказыванию В.Сухомлинского: «В поступках выражается моральная сущность человека». |
№4 Составьте диалог (11-12 реплик) по высказыванию Н.Бердяева: «Человек – это творец самого себя». |
№5 Составьте ассоциативный ряд к слову след (см. последний абзац текста «О карандаше»). Аргументируйте свой выбор. |
№6 Проанализируйте роль глаголов во втором и третьем аргументах бабушки в притче Пауло Коэльо «О карандаше». Выполните морфологический разбор слова облагораживает. |