I.Мотивация обучающихся1.Вступительное слово учителя 2. Работа с эпиграфом урока 3. Знакомство с темой урока II. Актуализация знаний 1.Актуализация опорных знаний А)Работа с предложением Б) Работа с правилом В) Выполнение тестов 2. Актуализация знаний по грамматическому признаку существительного А) Работа с текстом Б) Работа с правилом В) диктант распределительный 3. Актуализация знаний по морфологическим признакам имени существительного А) Работа с правилом Б) Задание на закрепление морфологических признаков игра «Кто больше?» В) Выборочный диктант Г) Работа по развитию речи Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки Д) Обобщение морфологических признаков имени существительного 4. Актуализация знаний обучающихся по синтаксическим признакам имени существительного А) Работа с текстом Цель: выявить синтаксическую роль имени существительного Б) Пунктуационный разбор предложения III. Физминутка IV.Работа с текстом, выявление затруднения Пути выхода из затруднения Проверка по эталону Взаимопроверка в парах V. Рефлексия VI. Домашнее задание VII. Итог, выставление оценок | 1.-Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я. Сели ровно, всё достали, Вспоминаем всё, что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу. Добрый день, дорогие ребята, Рада Вас всех видеть здоровыми, бодрыми, энергичными, веселыми и симпатичными! Приветствует на английском и немецком языках! А какой язык звучит лучше и мелодичнее? Приводит слова И.С. Тургенева " «Русский язык- великий, могучий, правдивый и свободный ...» - Как вы понимаете слова Тургенева? Каким назвал наш язык И.С. Тургенев? Почему он так назвал наш язык? - А давайте мы с вами докажем нашим уроком, что русский язык, действительно, самый богатый, великий могучий и правдивый. Обобщение изученного по теме “Имя существительное”. -2. А что мы должны сделать на уроке? Какие цели мы поставим перед собой на уроке? ( ответы ребят: повторить правила, закрепить и обобщить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное») - Давайте, ребята, поможем своей грамотностью, своими знаниями, умениями и навыками защитить и сберечь родную речь и мысль -великий, могучий, русский язык!. 3.. Виды разбора :а) синтаксический разбор предложения Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; олицетворение: земля одевается в наряд) б) морфологический разбор существительного касаются ЗЕМЛИ- Саша Н. в) фонетический разбор существительного ЗЕМЛЯ -Полина В. 4. Орфоэпическая разминка.– Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией?– Прочитайте. Поставьте правильно ударение в выделенных словах. 1. Ты мне завтра ПОЗВОНИШЬ? 2. ТОРТЫ были вкусные. 3. Девочки завязали красивые красные БАНТЫ. 4. Обязательства нужно выполнить в первом КВАРТАЛЕ. 5. Эта береза была КРАСИВЕЕ, чем та, что у реки. 5. Пройдем Тест. Листочки с тестами лежат на парте у каждого ученика. "Правописание НЕ с существительным" 1. В каком слове НЕ является частью корня? Неправда. Нездоровье. Недруг. Ненастье. Непогода. Неволя 2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? (Не)боги горшки обжигают. Он мне (не)приятель, а просто знакомый. (Не)удачи преследовали его. Глупая речь (не)пословица. 3. Слово с «НЕ» нельзя заменить синонимом в предложениях: 1. В (не)счастье важна поддержка друга. 2. На его лице было написано (не)годование. 3. (Не)вежливость – это нарушение правил поведения. 4. Слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении: 1. Дурное слово друга делает его (не)другом. 2. В небесах туча – на земле (не)счастье. 3. (Не)знание ценны, а умение их использовать. А что объединяет все выделенные слова в тексте (Это имена существительные).- Что обозначает имя существительное? - Распределите выделенные существительные в тексте на три группы: ( Алина делает у доски, все остальные в тетради) Друзья, книги, марки, игрушки, неумеха, время, дом, неряха, промах, разговор, комната, квартира, игра, развлечение, молодец, неумеха, настроение, задира, недовольство, товарищи, негодование, неумение. Живые организмы | Предмет | Явление | Действие как предмет | Хозяин, друзья, молодец, неумеха, задира, неряха, товарищи, | Дом, комната, книги, марки, игрушки, линейка, квартира | Время, настроение, недовольство, негодование, вечер | Промах, разговор, игра, развлечение | - Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное? Постоянные признаки: Собственное / нарицательное Одушевлённое / неодушевлённое, Род, Склонение Непостоянные признаки: Число, Падеж - Почему в определении существительного указывается два вопроса? - Какие существительные называются одушевлёнными? Игра с мячом"Одушевлённые и неодушевленные имена существительные". Учитель бросает мяч, ученик, поймав его, должен назвать одушевленное или неодушевленное имя существительное - 1.Запишите слова, которые все одушевлённые: а) пароход, самолет, лошадь, кино, метро, кнопка, тигр; б) лес, окно, табун, стекло, птица, небо, земля, корова; в) кукла, лисица, студент, ученик, волчонок, Снегурочка. 2. Запишите слова, которые все неодушевлённые: а) армия, листва, тюльпан, урок, школа, банк, флот; б) стадо, иволга, веретено, река, медведь, берег, ; в) ученик, карандаш, рассвет, месяц, товарищ, год, . - Изменяются ли существительные по родам? - Что нового Вы узнали об этой категории? - У всех ли существительных легко определить род? - Как определить род у несклоняемых существительных? Физминутка. Если я назову существительные среднего рода, то Вы хлопаете, если мужского, то Вы топаете, если женского, то садитесь. Итак, начинаем физминутку! - А сейчас, ВАМ нужно найти ошибки в предложениях и исправить их. (Ангелина А. у доски выполняет задание) Моя сестра учится играть на фортепияне. В светлую комнату вошла пожилая мадама. Стало опасно, все заходят в метре в масках. ВУЗ объявила набор учащихся. Сегодня тепло, и я бегаю на улице без пальта. Я люблю черное кофе. (черный) У меня нет время.( времени) - Ребята, про Вас найти разносклоняемое существительное. Почему оно так называется? Сколько мы их знаем? Давайте их назовем. -Выполните задание. Слова, данные в скобках, запишите в нужном падеже. 1 группа: Сколько (время), дорожить (время),полковым (знамя), под (бремя) усталости. 2 группа: В горячем (пламя), крупные (семя), назвать по (имя), идти по (путь). - Морфологический разбор существительного времени (Данат М. у доски, остальные в тетради) Составить новое предложение, взяв из предложенных члены предложения, которые подчеркнуты: 1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее) 2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием) 3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое) 4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода) 5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение) -Ребята, Вам понравился урок?- . Довольны ли тем, как прошел урок?. Было ли Вам интересно?. Вам понравилось, как Вы работали?. Какую отметку Вы поставите сегодня себе за урок? Если Вам понравился урок, положите желтый смайлик мне в шкатулку, если не очень, то - зеленый, а сели совсем не понравился, то красный. ( Учитель проходит по рядам со шкатулкой, дети кладут смайлики) Д/з- повторить правила, индивидуальные задания каждому ученику на листах А-4 раздает учитель. Объясняет выполнение задания. Я прошу подать дневники для выставления оценок за работу на уроке. Учитель выставляет оценки и комментирует их. Данат М.- "5", Ангелина А.- "4", Арина П.-"4"., Алина Н.- "3", Тимар П.- "4" Всем спасибо за урок. Всего доброго! До свидания! | | |