Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
городского округа Рошаль Московской области
«Создание системы оценивания учебных достижений обучающихся.»
Подготовил заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ № 2
Корнев С.Н.
Г.Рошаль 2015
Содержание:
1. Введение
2. Создание системы оценивания учебных достижений учащихся.
3. Заключение.
4.Список литературы
Введение
Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Гуманизация образования акцентирует внимание на субъектной позиции каждого ученика. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет двух абсолютно одинаковых детей. Учителю зачастую трудно быть объективным. Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной. Одним из важных аспектов оценивания является самооценка учащихся собственной урочной деятельности.
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации роли учителя в оценочной деятельности обучающихся. По мере развития педагогики роль и функции в плане оценки меняются. Думается, что сегодня на первый план выдвигаются следующие функции:
создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели;
обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы;
создания ситуации успеха для каждого ребенка,
поддержание общего позитивного эмоционального фона;
проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя. Педагогу важно, чтобы учащийся был субъектом в выборе индивидуального маршрута в рамках данной темы, данного курса; важно, чтобы учащийся был более активен в планировании своей деятельности и даже, в определенных рамках, мог совершенствовать - систему оценивания.
Проблема оценки метапредметных результатов деятельности учащихся одна из наиболее сложных в практике образовательной деятельности, поскольку требует переосмысления результатов образования. Если раньше оценивали только знания, умения, навыки, то с реализацией ФГОС второго поколения оценивается комплекс ключевых компетенций учащихся или универсально-учебных действий. От ее решения во многом зависит повышение уровня качества и эффективности образования с учетом требований государственных образовательных стандартов. Нормативных ограничений для инноваций в системе оценивания учащихся не существует. Закон РФ «Об образовании» дает право образовательным организациям осуществлять текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в соответствии со своим уставом. Педагогические работники имеют право на свободу выбора методов оценки знаний обучающихся. Образовательные организации самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Однако подавляющее большинство организаций общего образования не используют предоставленное им право для каких-либо изменений в указанной сфере педагогической деятельности.
Вместе с тем сегодняшняя пятибалльная система вступает в противоречие с требованиями к системе оценивания, которые предъявляет Стандарт, так как:
– пятибалльная система оценивания не соотносится с трехуровневым подходом к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах как необходимое условие их соблюдения;
– отметка выставляется не за достигнутый учащимся результат деятельности;
– для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения;
– в связи с введением ФГОС необходимо определение и оценивание динамики уровней сформированности универсальных учебных действий (компетенций);
– необходимы чётко разработанные критерии для оценивания результатов деятельности учащихся.
Рассмотрим основные недостатки традиционной системы оценивания учебных достижений учащихся.
Во-первых, система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы (преимущественная ориентация на проверку репродуктивного уровня, на проверку фактологических знаний).
Во-вторых, в пятибалльной системе оценивания отсутствуют четкие критерии и нормы оценки, что ведет к необъективности выставления отметок в зависимости от позиции учителя. Критерии оценки не содержат описания действий или деятельности, свидетельствующих о достижении какого-либо результата. Одной из главных проблем традиционного оценивания по-прежнему является субъективность выставляемой оценки. Довольно часто оценки выставляются путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, качество вопросов определяется каждым учителем интуитивно, зачастую не лучшим образом. Подведение итогов обученности происходит по совокупности текущих отметок и многое другое.
Вместе с тем введение в школе системы оценивания метапредметных результатов позволит наиболее объективно оценивать достижения ученика.
При создании системы оценивания учебных достижений учащихся необходимо учитывать новые направления, заложенные в Стандартах второго поколения:
– система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов;
– оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования;
– ориентация оценки на деятельностный подход;
– комплексный подход к оценке результатов образования.
Все эти новые направления необходимо учитывать при создании системы оценивания учебных достижений учащихся. Помимо этого сложность создания системы оценивания заключается в том, что требования к результатам образования в стандартах сформулированы, как правило, в общем виде. Для измерения достижения большинства требований необходима их операционализация, заключающаяся в уточнении и конкретизации отдельных элементов требований, обеспечивающих возможность их измерения.
Рассмотрим пример создания системы оценивания на примере системы оценивания ключевых компетенций учащихся школы. Для создания такой системы необходимо четко понимать, чем отличаются компетенции от ЗУН. На слайде показана схема, наглядно показывающая взаимоотношения компетенций и ЗУН. Компетенции являются только взаимопересечением знаний, умений и навыков, а отдельно ни знания, ни умения, ни навыки не являются компетенцией. Только их взаимопересечение в определенном виде деятельности и является компетенцией.
В компетентностном подходе результатом образования являются компетенции. Способом их формирования являются современные педагогические технологии и оценочным средством выступают компетентностно-ориентированные задания различной модификации. С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями. Компетентностный подход переориентирует систему образования с преимущественной трансляции готового знания на создание условий для овладения учащимися ключевыми компетенциями. Реализация компетентностного подхода предполагает введение инноваций в организацию учебного процесса. Особое место отводится оцениванию результатов обучения по уровню сформированности ключевых компетенций. На сегодняшний день измерение и оценивание компетенций представляют наивысшую трудность как в теоретическом так и практическом плане. Такое оценивание должно проводиться как целенаправленный упорядоченный процесс определения компетенций, при этом результаты оценки необходимо выражать количественно вне зависимости от того, насколько сложно компетенции поддаются оцениванию.
Сложность реализации компетентностного подхода и компетентностно-ориентированного оценивания заключается в том, что:
во-первых, практически большинство традиционных способов оценивания не позволяют с большой вероятностью оценить даже знания, не говоря уже про компетенции;
во-вторых, возникает проблема интерпретации результатов контроля и определения уровня сформированности компетенций;
в-третьих, необходимо перевести рейтинговые оценки в традиционные пятибалльные для ведения классного журнала.
И одна из серьезных проблем – это повышение профессиональной компетентности учителя по формированию и оцениванию компетенций как результатов образования.
Компоненты процесса оценки включают в себя:
– определение целей обучения;
– выбор контрольных заданий, определяющих достижение этих целей;
– отметка или иной способ выражения результатов проверки. Составляющие системы оценивания представлены схематично на слайде.
Для последовательного внедрения системы оценивания ключевых компетенций учащихся основной и средней школы предлагаем следующий алгоритм внедрения:
Первый шаг: разработка компетентностной модели выпускника той или иной ступени обучения на основе изучения социального заказа заинтересованных сторон (государство, общество, родители учеников, ученики и учителя). Компетентностная модель выпускника является результативно-целевой основой проектирования образовательного процесса школы. Под компетентностной моделью выпускника понимаем некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован, с тем чтобы выпускник стал конкурентоспособным на рынке труда. Компетентностная модель выступает в виде информационной системы, отражающей структуру образовательного процесса, обеспечивающей адекватный контроль и оценку полученных результатов.
После того как разработана компетентностная модель, необходимо создать матрицу соотношения дисциплин (предметов) и формируемых с их помощью компетенций. Подготовка учащихся осуществляется в ходе изучения множества предметов, и каждый из них должен формировать те или иные качества, компетенции. Матрица компетенций позволяет увидеть ценность каждого предмета в развитии ключевых компетенций учащегося.
Следующим шагом является характеристика ключевых компетенций (выявление основ содержания формируемых компетенций). После этого приступаем к созданию стратегии оценивания ключевых компетенций учащихся, к разработке системы оценочных шкал и критериев оценки с детально прописанными показателями. Для оценки компетенций необходимо разрабатывать и создавать фонд оценочных средств сформированности ключевых компетенций учащихся, порядка перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания, процедур и правил оценки. Оценка должна фиксировать выполнение учеником того или иного вида работы, степень продвижения изучения предмета.
Следующим шагом является соотнесение единиц содержания образования с формируемыми компетенциями (технологизация урока на основе компетентностного подхода «цель – деятельность – компетенция»).
И в завершение разрабатываем мониторинг сформированности ключевых компетенций учащихся. Проявление компетенции осуществляется только в деятельности и доступно наблюдению, фиксации и оценке умения выполнить то или иное действие. В ходе мониторинга можно выявить уровень сформированности той или иной компетенции.
Для реализации компетентностного подхода школе необходимо перестроить традиционную систему оценивания знаний на основе введения в учебный процесс компетентностно-ориентированного оценивания учебных достижений учащихся. В этой связи требуется разработка объективных процедур оценивания, комплексных измерителей, имеющих высокую надежность, прогностичность, валидность оценки компетенций учащихся в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.
Оценочные средства должны позволять измерять уровень установленных результатов обучения. Компетенции рассматриваются как требуемый результат образовательной деятельности обучающихся, включающий в себя не только знания, но и освоенные способы действий, личностные качества, необходимые для продуктивной деятельности по отношению к предметам и явлениям действительности. Компетентность является интегральной характеристикой личности, определяемой совокупностью компетенций. Задача учителя, преподавателя заключается в обеспечении соответствия методов обучения процедуре оценивания.
При реализации компетентностного подхода важным требованием является соответствие целей и планируемых результатов обучения в основной образовательной программе и рабочей программы педагога той деятельности, к которой должны быть подготовлены выпускники, для этого используются методики обучения, позволяющие достичь целей программы обучения. Под результатом обучения понимаем описание того, что учащийся должен продемонстрировать для измерения уровня сформированности компетенции по окончании модуля или предмета. В этих условиях от учителя требуется сформировать рабочую программу, спроектировать самостоятельную работу учащегося, создать обеспечение самостоятельной работы, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по данному модулю (предмету), при этом оценочные средства должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций. На слайде представлена характеристика образовательных результатов. Оценка образовательных результатов обучающихся рассматривается как важный этап педагогического процесса: призвана установить степень достижения целей обучения – сформированность знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств. Для этого необходимо разработать способы оценивания, позволяющие определить уровень сформированности.
На стадии описания результатов обучения необходимо продумать стратегию преподавания предмета, позволяющую учащимся более эффективно достигать запланированных результатов обучения. Для этого от учителя требуется вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые соответствуют формируемым компетенциям. Основным условием при выборе средств измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения. Условиями организации контрольно-оценочной деятельности являются: разработка контрольно-измерительных материалов, критериальной базы оценивания и выделения диагностируемых показателей. Объективность оценивания компетенций обучающихся достигается в процессе комплексного измерения основных компонентов содержания с помощью совокупности общепринятых и инновационных методов и средств контроля.
Оценивание проводится посредством нестандартизированных заданий, используемых учителем для установления уровней учебных достижений обучающихся по учебным предметам. Такое оценивание позволяет проводить систематический контроль за достижением планируемых образовательных результатов и их своевременную коррекцию. Планируемые результаты обучения дифференцируются по уровням учебных достижений. В соответствии с ними разрабатываются измерители, которые включают действия обучающихся, характерные для каждого уровня освоения программы (на слайде представлено, что понимается под измерителями).
Современным подходом к оцениванию образовательных результатов является использование рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии оценивания учебных достижений учащихся. При выборе или разработке системы оценивания ключевых компетенций учащихся необходимо учитывать виды оценивания:
1. Пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг), когда за отдельные этапы либо виды работ выставляется определенное количество баллов, по завершении темы, модуля или предмета все заработанные баллы переводятся в обычные пятибалльные оценки, при этом ученик имеет возможность повысить свою оценку. Для введения такого вида оценивания необходимо разработать шкалу баллов и перевода ее в традиционное оценивание, довести до сведения учащихся, сколько необходимо набрать баллов, чтобы получить ту или иную оценку.
2. Многобалльная система оценивания, 10-, 12-, 20-балльная и т. д., когда каждое задание в зависимости от сложности оценивается по определенной шкале.
3. Рейтинговая система оценивания – предусматривающая переход от констатирующего к накопительному статусу баллов. Основывается на интегральной оценке результатов всех видов деятельности учащихся.
В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения, в их числе:
1) рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу учащегося;
2) совокупный рейтинг, отражающий успеваемость ученика по всем предметам, изучаемым в данный период времени;
3) заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;
4) интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого-то периода обучения.
При использовании рейтинговой системы контроля знаний в школе можно применять любой из вышеуказанных видов рейтинга.
Рассмотрим более подробно рейтинговую и модульно-рейтинговую систему оценивания.
Рейтинговая система – это совокупность диагностических мероприятий, нацеленных на получение суммарной оценки степени обученности учащегося, выраженной в баллах, которая при этом будет учитывать участие учащегося, его активность и творческую самостоятельность в период всего процесса обучения. Рейтинговая система основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение работ. Инструкции по оцениванию делают процедуру оценивания максимально прозрачной и понятной и ученику и учителю: расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев.
Модульно-рейтинговая системы оценивания – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы с использованием модульного принципа построения учебного процесса. Осуществляется структурирование содержания предмета на модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости по каждому модулю и предмета в целом. Основу системы составляют деятельностный подход к организации самостоятельной работы, модульный принцип обучения, рейтинговая оценка результата учебной деятельности.
Особенностью рейтинговой системы оценивания является накопительный характер оценки. Каждый вид деятельности или задание оцениваются определенным количеством баллов. Суммирование баллов позволяет оценить степень сформированности компетентности, определить рейтинг учащегося.
Образовательный процесс проектируется на основе определения компетенций, каждая из которых развивается посредством определенных видов деятельности. Каждый вид деятельности оценивается соответствующем количеством баллов по строго разработанным критериям. При этом необходимо учитывать весовой коэффициент каждого измерителя. Рейтинговая система оценки знаний не нарушает существующий принцип оценки, основанный на пятибалльной системе, но существенно расширяет его возможности, способствует более точной, объективной и оперативной оценке.
Если мы хотим, чтобы учащиеся достигали установленных результатов, основной задачей учителя должно стать вовлечение учащихся в такие виды деятельности, которые с наибольшей вероятностью приведут их к достижению этих результатов. Контрольный процесс реализуется путем различного вида процедур: оценки результатов работы на занятии, семинаре, проверки контрольных работ, оценки выполнения учебных заданий как в классе, так и в домашних условиях и т. д. Контроль может осуществляться в различных формах: тестирование, контрольная работа, коллоквиум, зачет, может быть как устной, так и письменной и т. д. Диагностика компетенции проводится с помощью разнообразных средств диагностики и самодиагностики, которые представлены на слайде.
В течение изучения предмета необходимо предусмотреть текущий, промежуточный и итоговый контроль:
– текущий контроль предназначен для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций и осуществляется во время проведения практических занятий, консультаций в форме устного опроса, проверки письменных и практических заданий;
– промежуточный контроль осуществляется по результатам завершения модуля, темы, раздела курса;
– итоговый контроль проводится по завершении изучения предмета, в конце учебной четверти, года в форме экзамена, зачета, защиты портфолио и др. на выбор учителя. Он позволяет определить уровень сформированности ключевых компетенций по курсу, предмету. Итоговое оценивание дает информацию об уровне владения предметом на определенный момент (в конце учебной четверти, курса, учебного года).
Различным типам, видам и формам контроля должны быть адекватны используемые оценочные средства, а также измерительный инструментарий: баллы, рейтинги, оценки и т. п. Они должны быть верифицируемыми и валидными, то есть надежными, что, в конечном счете, должно обеспечивать объективность процесса контроля.
Рассмотрим основные принципы оценивания, которые необходимо учитывать при переходе на новую систему оценивания:
во-первых, это отмена текущей аттестации в виде поурочных оценок, выставляемых в классных журналах (для этого необходимо создать единые критерии и показатели оценки всех видов деятельности, способы фиксации баллов и др.);
– предварительная договоренность учителя с учащимися о конечном результате учебного блока, форме и сроках контроля (ученик должен знать, по каким критериям будет оцениваться его деятельность и сколько баллов необходимо набрать, чтобы получить ту или иную оценку);
– зачетная система оценивания:
а) по учебным блокам (учебным блоком могут быть тема, раздел, модуль или курс);
б) зачетная сессия.
Для внедрения рейтинговой системы компетентностно-ориентированного оценивания на старшей ступени обучения в школе (10–11 классы) необходимо:
– заменить практику разовых выборочных достижений на оценку комплекса работ, выполненных за определенный период. Перейти на накопительную систему отметок;
– изменить систему оценивания в направлении перехода от оценивания на каждом занятии к рубежному и объективизированному контролю.
Необходимо обеспечить условия для мотивированности учебной деятельности учащихся, развития их заинтересованности и ответственности за результаты учебы. Для этого предлагаем оценивание для обучения (рейтинг, портфолио, накопительная система), когда каждый ученик знает, за что и когда он будет оценен, и знает цель достижения по окончании изучения предмета.
Обогащение практики оценивания возможно:
– через использование рейтинговых оценок;
– введение карты самостоятельной работы;
– создание портфолио достижений;
– использование компетентностно-ориентированных заданий;
– использование компетентностно-ориентированных тестовых заданий;
– участие в конференциях, публичных выступлениях и т. д.
Разнообразие проявлений контрольно-оценочной деятельности повышает значение опыта ее осуществления в различных ситуациях, происходит изменение характера оценки от единовременного измерения к комплексному измерению. В этой связи каждому учителю необходимо предусмотреть консультативную помощь в выполнении самостоятельной работы учащимися.
Целесообразно постепенное введение в практику старшей школы «вузовских» форм и процедур оценивания: зачетных и экзаменационных сессий; коллоквиумов; конференций, публичных защит образовательных продуктов.
В начале изучения предмета учитель знакомит учащихся с критериями распределения баллов по видам работ, формами и периодичностью контрольных мероприятий. При этом критерии оценки должны быть понятными для всех участников образовательного процесса, определены показатели их достижения. Курс обучения по предмету необходимо разбить на тематические разделы – блоки-модули, контроль по которым обязателен. В новой системе оценивания необходимо предусмотреть возможность получения дополнительных творческих заданий.
Итоговая отметка пропорциональна доле всех выполненных заданий. Формула подсчета баллов и перевод в традиционное оценивание производятся по шкале перевода баллов по текущей успеваемости в оценки, представленной на слайде:
А – сумма всех аудиторных занятий в процентах от максимально возможного количества баллов.
С – сумма баллов в процентах от максимального количества баллов по карте самостоятельной работы.
К – сумма баллов, полученных на рубежном и итоговом контроле.
Таким образом, педагогическое оценивание служит реальным инструментом, который может помочь в осознании учащимися своих достижений. Ориентация на результаты обучения повлечет за собой освоение новых методов и технологий преподавания и повысит качество обучения.
Для систематизации самостоятельной работы учащихся предлагаем использовать карту самостоятельной работы. В ней отражены виды самостоятельных работ, указан срок сдачи, а также отмечается учителем факт выполнения работы (указаны баллы, полученные за работу). Карта самостоятельной работы выдается на первом занятии учащемуся и заполняется по мере выполнения работ, учитель же ведет ведомость выполнения самостоятельных заданий каждого ученика. Карта самостоятельной работы предназначена для активизации контрольно-оценочной деятельности учеников.
Также для удобства использования рейтинговой системы разработаны практически по всем видам деятельности единые критерии и образцы ведомости для заполнения учителем, представлены в Приложении 1 и 2. Оценочные карты делают процедуру оценивания более объективной, исключает субъективизм учителя. Важным достоинством подобных карт является обеспечение обратной связи «ученик – учитель», позволяющее оценить уровень сформированности компетенций.
На основе изучения литературы и практики реализации компетентностного подхода в образовании была разработана методика формирования и измерения ключевых компетенций учащихся:
Прежде всего, это четкое определение результатов образования (что мы хотим получить в конце курса, предмета, модуля); разработка показателей и критериев оценивания уровней развития ключевых компетенций; разработка календарно-тематического планирования (рабочей программы) учителем; определение комплекса компетенций, формируемых на данном предмете (в соответствии с компетентностной моделью той или иной ступени обучения); выделение области содержания ключевых компетенций, подлежащих освоению; разбивка предмета на блоки-модули, определение и распределение компетенций, формируемых в ходе освоения каждого модуля, определение конечного результата; разработка критериальной базы оценивания и контрольно-измерительных материалов, методов и средств контроля.
Компетентность приобретается и проявляется в деятельности, соответственно, формы оценивания должны носить деятельностный характер. Все задания должны быть соотнесены с формируемыми компетенциями для программы в целом и для модуля в частности. Учитель должен определить цели и задачи модуля, предмета; описать результаты обучения; разработать стратегию преподавания и обучения, позволяющую учащимся достичь результатов обучения; спроектировать метод оценивания для проверки того, были ли достигнуты результаты. При оценке ключевых компетенций учащихся предлагаем опираться на следующую формулу: цель – измеряемые критерии – виды деятельности – оценивание – оценка.
Таким образом, поскольку общепринятые педагогами методы и средства проверки ориентированы в большей степени на оценивание знаниевого компонента, необходимо постепенное внедрение в учебный процесс инновационных способов оценивания, позволяющих оценить уровень сформированности компетенций.
Требования к оцениванию ключевых компетенций учащихся:
– требования к оценке доведены до каждого учащегося;
– задания должны проверять, достиг ли учащийся ожидаемого результата;
– соответствовать заявленным целям и ожидаемым результатам.
Если учащемуся известны требования и критерии оценивания результатов обучения по предмету (что, когда и как оценивается), требования доведены своевременно, то ему открываются благоприятные возможности по планированию своего обучения и он сознательно нацеливается на достижение наилучших результатов.
Разработка критериев оценивания – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного процесса. Что нужно учитывать при их разработке? Во-первых, следует помнить, что в основе любого оценивания лежат следующие принципы:
– важность – оценивание только самых важных ожидаемых результатов;
– объективность – оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях;
– открытость – ученики изначально знают, что будет оцениваться и по каким критериям;
– простота – формы оценивания должны быть просты и удобны в применении.
Для реализации рейтингово-модульной системы оценивания учителю необходимо разбить предмет на блоки-модули, выявив узловые темы. В каждый блок-модуль входит:
1. Ориентационно-результативный – прописываются требования к результатам обучения, к уровню освоения, что должен знать и сделать ученик, осваивая модуль, и какой продукт (результат) получить. Прописываются оптимальные современные образовательные технологии, критерии оценивания достижения результатов, технологии и средства для оценки сформированности компетенций;
2. Практический аудиторный – прописываются практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование, т. е. то, что будет происходить на уроке), деятельностные учебные единицы, способствующие формированию ключевых компетенций;
3. Самостоятельной работы учащихся – прописываются оценочные задания, демонстрирующие формирование ключевых компетенций учащихся при выполнения домашнего задания (заполняется в карте самостоятельной работе);
4. Контрольный – прописываются формы, методы контроля усвоения знаний и уровня сформированности компетенций учащихся на промежуточном и итоговом контроле.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (в соответствии с целями аккредитации и аттестации). Новая система оценивания ставит ряд конкретных вопросов: «Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? Как же должна измениться оценка учебных достижений учащихся с введением ФГОС нового поколения?» Прежде всего это внедрение инновационных оценочных средств; разработка многомерных заданий; использование методов аутентичного оценивания; введение накопительной системы учета результата и рейтинговой системы оценивания.
Для облегчения создания системы оценивания, входящей в целевой раздел ООП, предлагаем придерживаться следующих рекомендаций по каждому из аспектов системы оценивания: стратегии оценивания планируемых результатов; система оценивания; методы оценивания; процедура и правила оценки.
Во-первых, при проектировании системы оценивания необходимо определиться, что будет взято за основу вашей системы оценивания, какие планируемые результаты (целевой ориентир) по прохождению ООП вы хотите получить (УУД, компетенции и др.). Продумать, как вы можете проследить уровень достижения планируемых результатов: разрабатывается мониторинг либо УУД, либо уровня сформированности компетенций и др. на выбор школы (в соответствии с целевым ориентиром).
После того, как определились/, что вы ходите получить, необходимо продумать: а как это оценить, через что? Рейтинг, внедрение компетентностно-ориентированных средств и др. Далее происходит детализация планируемого результата (характеристика УУД, компетенции, дается определение). Следующий шаг – подбор измерителей оценки планируемых результатов на текущий, промежуточный и итоговый контроль. Для этого необходимо создание фонда оценочных средств, контрольно-измерительных материалов, разработка системы оценочных шкал и критериев оценки, выделение диагностируемых показателей.
Определяются методы оценивания планируемых результатов на текущий, промежуточный и итоговый контроль из комплекса традиционных и инновационных средств оценивания. Далее разрабатывается порядок перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценивания и доведение требований до каждого педагога и ученика.
В целях эффективного внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс школы возникает необходимость в разработке мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. Проблема создания мониторинга сформированности ключевых компетенций учащихся является одной из основных проблем, мешающих быстрому внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс школы. Важнейшим условием реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы является систематический анализ результатов образования на каждом завершенном временном этапе (четверть, полугодие, год), который позволяет проследить динамику уровня сформированности у учащихся той или иной компетенции и одновременно оценить эффективность внедряемых инноваций в учебный процесс по формированию компетенций учащихся школы. В этой связи важной частью работы по формированию ключевых компетенций у учащихся является диагностика уровня их сформированности. На слайде представлено одно из определений понятия «мониторинг». Под мониторингом уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы понимаем – сбор, хранение, систематизацию информации о состоянии и основных показателях уровня сформированности компетенций учащихся; функционирования образовательного процесса с целью принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих повышение качества образования. Основой такого мониторинга выступает сочетание традиционных форм оценивания с инновационными (компетентностно-ориентированными) формами оценивания, позволяющее получить наиболее объективную характеристику уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы.
При разработке мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций исходим из того, что компетенция состоит из когнитивного (знаниевого компонента); деятельностного (умения владеть операциональными способами деятельности, готовность к осуществлению этой деятельности) и личностного компонента (включает аксиологическую составляющую: наличие определенных ценностных ориентаций, мотивации, самостоятельности, волевых качеств; личностной составляющей: предполагающей поведенческие умения в конкретной ситуации).
Структурно мониторинг представлен тремя блоками: когнитивный компонент (знание и понимание), деятельностный (практическое и оперативное применение знаний) и личностный (личностные качества, установки, ценностные ориентации). В каждом из компонентов компетенции выявлены показатели, определены уровни сформированности, подобраны формы, методы, диагностические методики оценки сформированности компетенции. Когнитивный компонент компетенции представлен двумя параметрами: декларативные знания (ЧТО?) и процедурные знания (КАК?), отражающие знание терминологии, правил и др. Деятельностный компонент отражает виды деятельности учащихся, характерные для той или иной компетенции по наблюдению за выполнением деятельности (умеет, владеет, выполняет), позволяющие выявить уровень сформированности той или иной компетенции. Личностный компонент отражает проявление личностных качеств учащихся, характерных для проявления той или иной компетенции.
Учитывая то, что формирование ключевых компетенций осуществляется в процессе деятельности, нами выделены следующие уровни сформированности компетенций: высокий, средний, низкий. Каждый уровень отличается качественными и количественными проявлениями той или иной компетенции. На основании этих показателей можно выявить коэффициент компетентности: от 2,5 до 3 – оптимальный уровень; от 2 до 2,5 – хороший уровень; от 1,5 до 2 – допустимый уровень; до 1,5 критический уровень.
Диагностический инструментарий мониторинга позволяет проводить оценку уровня сформированности компетенций по всем предметам, входящим в образовательную программу школы, при этом учитывается специфика каждого из этих предметов.
В приложении представлен мониторинг ключевых компетенций для использования администрацией школы по шести компетенциям: учебно-познавательной; коммуникативной; информационной; социально-правовой; социальной и компетенции здоровьесбережения. Также представлен пример предметного мониторинга для педагога по трем основным компетенциям: учебно-познавательной, коммуникативной и информационной. Изучив оба мониторинга (Приложения 3 и 4), вы сможете разработать свой мониторинг по своим планируемым результатам, которые входят в компетентностную модель выпускника той или иной ступени обучения.
Заключение
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, которой и посвящена данная работа.
Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Список литературы
1. Бенькович Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений // Профильная школа. 2012. №2. С. 48- 50.
. Зимняя И.А., Компетентстностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико - методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2010. №8. С. 20-26.
. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентстностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 101 с.
. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.Н. Ефимов, под общ. ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2009. - 192 с.
. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки // Педагогическая дигностика. 2011. №3.
Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2012. №3. С. 26-27.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2008. №3.
Хуторской В.А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2008. №2. С. 58-63.
Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2010. №8.